Вспомним лето… Из дневника узнаете: чем огорчил «Серп», как обрадовал доп «Амбиции», чем хороши «Санкт-Петербург» и «Наследие герцога де Криси», как «Робинзон Крузо» унижает честь и достоинство, чем мастерски лицемерен «Андор», почему «Каверна» это хорошо и что безвозвратно сгубило «Агриколу»?
Серп (Scythe)
Подробно мнение о «Сохе» писал в предыдущем дневнике, останавливаться не буду. Отмечу, лишь, что партии стали динамичнее по мере освоения. Как и в случае с Эйфорией, остро чувствуется гонка, соперничество.
Своеобразный спринт, бег на короткой дистанции, где нужно успеть первым выполнить ряд задач: прокачать меха, поучаствовать в битве, сделать апгрейд. Успехи помечаются на треке и существенно влияют на количество ПО в конце. Конкуренция оголяет нервы и игра воспринимается весьма волнительно. Опять же, всё это на контрасте с привычным евро, где ты больше созерцаешь, создаёшь условно-ладный мирок. В «Серпе» ты просто «отжимаешь» что-то быстрее других. На любителя.
Пожалуй, в этом и кроется главная причина, по которой игра так и не была принята нами с любовью. Впрочем, если рассматривать вопрос технично, то сам механизм работает исправно — конкурировать можно и в стратегии — например, делая упор на особенность нации или синергию апгрейдов, — или в тактическом плане, отвоевывая и защищая территории. Каждое направление разнообразно и местами даёт интересные решения.
Кубарем по галактике (Roll for the Galaxy)
Настало время освоить дополнение «Амбиции», где прибавляются новые кубики (чёрного цвета), достижения и несколько квадратных локаций. Доп хороший, игру меняет качественно. Расстроило только одно — он настолько хорош, что в русской версии его не положили в базу, а продают отдельно.
Как бы норма для всего мира — все коробки по-отдельности, но особенности национальной локализации подразумевают укрупнение, когда в базу щедро ссыпаются допы. Здесь такого не было — получилось, что для полноценной игры стоимость комплекта не из дешёвых. По этой причине с чистым сердцем рекомендовать её не могу — только по необходимости. От себя лишь добавлю, что если брать, то чисто база приторна, а с допом всё бомбически.
Самое приятное в ней — динамика и послевкусие. Она весьма лихо закручивается в начале — пробуешь поймать закономерность выпадения значений на кубах — и вовремя обрывается — на самом интересном и кульминационном моменте. Вот-вот должно пойти так, как планировал с максимальной отдачей, и в этот момент — Стоп! Игра закончена. Конечно, хочется сразу начать снова, тем более, что время партии (не более 1 часа) позволяет делать повторы.
Санкт-Петербург (Saint Petersburg)
Эта игра стоит у нас на одном уровне с «Брюгге«. Дело даже не в жанре или отдалённо схожих механиках, а в эмоциях, которые она вызывают — уютная, семейная игра, за которыми весьма приятно коротать вечер. Обзор можно почитать кликнув но заголовку выше.
Как обычно, всё решила комбинация из нескольких карт. Поскольку партий было сыграно уже много, смело могу утверждать. что комбинации не сложные и не превышают 2-5 карт, которые действительно работают и делают путь к победе. Остальные, если не удаётся включить в цепочку, отрабатывают, но очень вяло.
Внизу пример, как работает:
- Обсерватория — позволяет дополнительно покупать карты (вне хода) — в данном случае полезно будет пытать счастье в стопке «Чиновников» и «Ремесленников»
- Фабрика — кладезь при получении ПО с ткачей. Где взять больше ткачей? Используй «Обсерваторию»
- Трактир — монетизируем «Чиновников». Где брать больше чиновников? Снова «Обсерватория».
- Порт — 2 ПО хорошо, но деньги в в этой фазе даже более важны — нам же «Обсерваторию» надо активировать.
Наследие. Завещание герцога де Креси (Legacy: The Testament of Duke de Crecy)
Уже традиционно. Ира с Юлей играют в неё вдвоём. Судя по их счастливым лицам — дуэльный формат весьма неплох.
Робинзон Крузо. Приключения на таинственном острове (Robinson Crusoe: Adventure on the Cursed Island)
Играли вдвоём, Ире игра не понравилась давно и бесповоротно. Взяли третий сценарий. Вообще, мы очень редко выигрываем, поэтому приступили с тяжёлым сердцем, предчувствие нехорошее было. И точно, самого начало как-то всё не заладилось. Вернее, чтобы сократить риск травм — на рискованные операции отправлялись вдвоём. Вроде как так надёжней, но проблема в том, что ни черта не успеваешь, игра двигается неумолимо к финалу, а у тебя ничего — ни жилья, ни оружия, только еда и та испортится.
После 2-3 таких дней было принято решение — рисковать! Теперь шли в одиночку по разным делам. И дело вроде как пошло, но травматизм возрос стремительно, более того, иногда упрямые кубы показывали пустышки, получалось, что и дело на месте стоит.
В итоге бились со стихией полтора часа. К концу страсти разыгрались не на шутку — обескровленные персонажи на грани смерти от холода и увечий, а так же совершенно вымотанные эмоционально от бесконечных бросков кубиков и безжалостной их жестокости участники.
Оба наших персонажа на последнем раунде почти одновременно дали кони на проклятом острове. Повторять желания нет, игра издевается, на мой взгляд, по концентрации безысходности и тщетности какой-то изуверский перебор. Выиграть очень сложно, осадок тяжёлый.
Андор: Поход на север (Die Legenden von Andor: Die Reise in den Norden)
Оплакав свою судьбу и решив, как жить с этим дальше, разложили в качестве реванша — старый добрый «Андор». База в своё время подарила нам просто огромный позитив, перевернув представление не только о кооперативах, но и приоткрыв дверцу к таким темам-жанрам в настолках, как америтреш и фэнтези.
«Андор», кстати, тоже не из лёгких, но отношение к игрокам в нём не носит такой садистский характер, как в приведённом выше «Робинзоне».
- Во-первых, игра более деликатна — сразу по роже не бьет, перед этим скажет обязательно что-нибудь хорошее.
- Во-вторых, более щедрая на дары, многие вещи позволяет получить бесплатно (например, ману), и предметы даются не такой кровью. В «Робинзоне» какой-то беспредел в этом плане — плюшки и риски с ними связанные порой не сопоставимы.
Всё это, кстати, не помешало игре нас уделать. Но ведь мы от процесса получили удовольствие. Вот, что делает улыбка и доброжелательность, хоть и незримая. Есть ощущение, что игра как-бы тебе помогает, подсказывает, желает, чтобы ты выиграл и расстраивается, если происходит иначе — обо всем об этом тебе, в том числе, и на прямую ведает «Рассказчик». Ну, совсем другое настроение даже в случае поражения при этом.
Caverna: Пещерные фермеры (Caverna: The Cave Farmers)
Подводя итоги 2016 года и составляя десятку топовых настолок, мы присудили «Каверне» 7-ое место, и это несмотря на то, что отыграно было всего 2 партии, так же отметили, что игра претендует на более высокие позиции. Не ошиблись.
«Каверна» хороша, особенно нравится как она раскрывается от партии к партии. Особая борьба идет за комнаты. Для себя определил, что главное максимально освоить личный планшет. Пустые клетки это не столько штрафные очки, сколько упущенная возможность получить новые и приумножить то, что уже имеешь.
Традиционно прокачивал гномов по военной части. Надо сказать, что в этот раз очень даже успешно, один дошел до 13 уровня — бонусы уже начиная с 10 весьма приятны. Конкурентов на военной службе не было, но, самое интересное, что даже в таких условиях отрыв по очкам был небольшой.
Федос тоже играл с нами, строил, обсуждал. В итоге получилось вот это (фото внизу). Хозяйственный.
Агрикола (Agricola)
После «Каверны» захотелось сравнить предшественника, которого мы, кстати, тоже заиграли в своё время. Сравнение оказалось не в пользу «Агриколы». Последняя проигрывает не столько наличием жесткой бескомпромиссной кризисностью — это как раз и не напрягает, а сложностью самого игрового процесса.
Дело в том, что игра строится вокруг карт «занятий» и «улучшений». В начале необходимо отобрать порядка 20 карт. Процесс не быстрый и абсолютно рутинный. Особенно, при осознании того, что получится ввести в игру в лучшем случае 30-40% от того, что 20-30 минут выбирали.
Мнение
- Scythe — кто быстрей, того и тапки. Для евро слишком соревновательная, отжал у соседа — молодец. 7/10
- Roll for the Galaxy + доп «Амбиции» — дополнение хорошее, игра замечательная, но база + доп. получаются не из дешёвых. 8/10
- Saint Petersburg — олдскул, по нынешним меркам стара как ковер на стене, но вызывает тёплые чувства ностальгии. 8/10
- Legacy — приятно видеть счастливые лица родных. 10/10
- Robinson Crusoe — жестокая, бесчеловечная игра. 8/10
- Andor — жестокая, человеколюбивая игра. 8/10
- Caverna — очень круто. Военизированные гномы строят крепкую экономику. 10/10
- Agrikola — очень круто было когда-то. Слишком запутанный бюрократизм. 7/10
Алексей привет!!!
Марс, в июне еще не пришел 😉 (И в июле его ,видимо, не будет — ты мне его в августе только показывал. Жду с нетерпением, как проходили Ваши партии в Марс!)
Не замечал в Андор легче выйграть большим составом или меньшим? Или не зависит от числа человек?
У вас игры Розенберга вон как хорошо идут!!! Сейчас Эссен пройдет, наверняка, кто-нибудь решить локализовать его новую игру — Нусфьорд.
Пробовали ли что-нибудь новенькое в сентябре-октябре?
Привет, Леха.
Нам проще играть в «Андор» вдвоём. Не из-за того, что так легче выиграть, просто так как-то организованно получается, можно осознанно передвигаться по карте. Большим числом суета какая-то начинается.
Игры Розенберга особенные — самобытные и завершённые. Здорово будет, если массово закинут на рынок наш ещё что-то достойное).
В сентябре — соло режим в «Покорение Марса» заворожил. Это единственное соло, которое вызвало восторг.
В остальном, придётся тебя разочаровать, — лежат игры на полках в плёнке, а ни времени, ни возможности к ним подойти нет.
Мы вот заметили. что в Пандемию нам проще меньшим составом выйграть…. 4 игрок зачастую просто мечется по карте, не производя действий ведущих к победе, при том, что карты игроков он тянет, а значит уменьшает время между эпидемиями и сокращает время партии…
Мы , к сожалению, Розенберга еще не пробовали ничего, но я внимательно читал твои дневники и представляю, что такое Агрикола, и Каверна 🙂
Лежат в пленках? Ты в каких-то проектах еще участвовал?
А сейчас будешь еще в чем-то участвовать? Есть какие планы?
А то опять вон новинок сколько накидали!
Чтобы суеты не было надо, чтобы все вовлечены были, а при игре втроём уже кто-то отваливается, теряет нить. Думал, что только у нас так, а вон, и у тебя такая же петрушка))))
В плёнка лежат — «Конкордия», «Марко Поло», «Кровь и Ярость», доп к «Серпу» (еще не локализованный, что в начале шел), еще старичок «Воспоминания о 1944-ом» — это для Феди)))) Из последнего, во что вписался, были допы к «Марсу», но тут без вариантов, за любые деньги.
Из того, что сейчас идёт — чертовски привлекателен «Чартерстоун». Мимо тяжело пройти, притягивает прям. В остальном пока ровно.
Это у нас в Пандемии так, направлений то не особо много.. на 4 ых или 5-ых особо не разбежишься. Возможно , дело просто в не очень большой карте. Но более комфортно в Пандемию было играть именно 3. Вдвоем не пробовали 🙂
Конкордия и Марко Поло читал отзывы, почти все нахваливают их. Ну да обе игры в топ сто, неудивительно!
Кровь и Ярость сам ужасно хочу!!! Скоро будут к нему допы выпускать (надеюсь , что и базу с ними), если получится то впишусь! А то я так Марс пропустил, а теперь жалею.. 🙁
Про мемоир 44 помню , ты мне говорил, что покупал и он ждет Федю 🙂
Чартерстоун, аха.. Все-таки создатель Серпа и Эйфории, наверняка получилось что-то хорошее.. Правда пока отзывов нет,, насколько хорошим он получился непонятно.. Может быть «ну… хорошо». А может быть «Вау.. хорошо!!!!» Ж)
Сейчас еще идет Король Токио и Нью-Йорка от Гаги.. Хочется попробовать нечто такое кубикометательное!
Допы они тоже разные — есть те, которые без базы ничто (как с Амбициями), а есть те, что и без базы пойдут (Долгая ночь). С «Субурбией» вариант №1, кроме того, это был один из первых проектов локализации на принципе софинансирования и они (Крауды) были вынуждены бекеров привлекать чем-то действительно стоящим. Бекеры были настроены критично, прекрасно понимали выгоду — взять по отдельности — дороже, или рискнуть «поддержать» дешевле. О чём «Краудам» в такой ситуации жалеть? Могли рискнуть и проиграли бы — не собрали бы денег, но перестраховались и дали шанс развить тему. Сейчас аудитория стала больше, есть кредит доверия, издатели стали играть по другим правилам, но ситуация, в целом, всё-равно шаткая и риски остались.
Вот мнение Алексея Бабайцева из CrowdRepublic (сегодня на Тесере появилось):
«Вообще, ситуация с изданием дополнений может поменяться, когда мы будем собирать на издание 500 и больше коробок на CrowdRepublic. Пока что существует замкнутый круг: издатель не делает допы, так как опасается слабых продаж базы. А база не продаётся, потому что нет допов. И никто не хочет делать первый шаг — ни издатель, ни покупатели.»