В настольной игре «Картахена» (Cartagena) нам доведется примерить на себя роли пиратов, одержимых духом свободы и стремящихся покинуть сырые и мрачные тюремные темницы Картахены. Кто будет самым быстрым и внимательным, хитрым и ловким, тот уйдет от правосудия и начнет жизнь с чистого листа. Ну, или, по крайней мере, победит в игре. О плюсах и минусах нового издания читайте в обзоре.
Немного правил
Карты колоды, общим числом 102 штуки, содержат по одному из 6-ти символов. Задача игроков, выкладывая карты с руки, продвигаться из пункта А в пункт Б по игровому полю, на котором изображены символы. В свой ход игрок может совершить одно из следующих действий:
- Сыграть карту с руки и продвинуться на одно или несколько делений вперед (на тот ближайший к пирату символ, который совпадает с изображенным на сыгранной карте)
- Добрать карты в руку: либо пропустив ход (+ 1 карта), либо передвинув своего пирата на несколько делений назад к близстоящему пирату – своему или соперника. Если в данной точке собрались два пирата – игрок получает одну карту, если три – две. Больше трех собираться нельзя.
Варианты игры
Игра включает в себя 6 режимов.
- «Базовый» – путешествие по подземному лабиринту к спасительной шлюпке
- «На острове Тортуга» – гонки по спасительной тропе от лодки до убежища
- «Полный побег» – воссоздание всей истории побега (от темницы до убежища)
- «Морган» — позволяет передвигать не только своих пиратов, но и пиратов соперника
- «Флибустьеры» — вводятся специальные карты, ограничивающие размер руки
- «Черная колдунья вуду» — символы на картах приобретают дополнительные магические значения
Все варианты могут быть скомбинированы между собой и это по-настоящему здорово! Игра долго не наскучит.
Более подробно об игровых режимах
- «Базовый». Пираты из темницы по подземному ходу должны добраться до пришвартованной у выхода из крепости шлюпки и отчалить к берегам острова Тортуга. Кто замешкается – останется в подземелье, шлюпка вместить всех желающих не может. Каждый игрок, распоряжаясь командой из 6-ти головорезов, должен стремиться первым усадить в лодку всех шестерых; как только в лодке набирается 6 человечков одного цвета – она отчаливает, а выигрыш достается самому быстрому и ловкому счастливчику.
- «На острове Тортуга». Этот вариант воссоздает вторую часть побега и предлагает проследовать всей шумной компанией через остров до самого пиратского логова. Двустороннее игровое поле, состоящее из нескольких сегментов, позволяет с легкостью трансформировать мрачное подземелье в солнечный берег, при этом каждый раз строить новые по конфигурации пространства. По желанию можно использовать разное количество участков игрового поля – большее или меньшее, варьируя таким образом длительность игры и ее сложность.
- «Полный побег». Этот режим сочетает в себе первые два и представляет собой побег из темницы до самого убежища на острове. При этом в шлюпке могут находиться не более 3-х пиратов одного цвета. Игрок, посадивший троих своих головорезов в лодку, становится капитаном и направляет судно к спасительному берегу, других пиратов придется переправлять следующим рейсом. Но интрига в том, что любой игрок может отправить лодку обратно! Поэтому с высаживанием пиратов на берег нельзя мешкать и требуется ориентироваться на действия других игроков.
- «Морган». Этот режим позволяет увеличивать количество карт в руке по необычным правилам: передвигаются не свои пираты, а пираты соперника, и не назад, а вперед! Это создает небывалый разброд в рядах и без того встревоженных джентльменов удачи. Ситуация меняется так стремительно, что становится невозможным предугадать, где окажутся члены твоей команды к началу следующего хода, что неизбежно привносит элемент непредсказуемости и азарта в ход игры.
- «Флибустьеры». Суть режима в том, что с помощью карт с черным фоном можно ограничивать размер руки соперника до 7 карт. Этот режим особенно хорош в сочетании с режимом «Морган» — альтруисты, часто передвигающие фигурки соперников, набирают иной раз слишком большое количество карт в руку.
- «Черная колдунья вуду». Здесь, помимо обычных правил, вводится использование магической силы карт. В свой ход можно сыграть карту, либо произнести заклинание. Заклинание активирует эффект карты, который позволяет, например, забрать одну карту из руки соперника себе на руку или передвинуть сразу двух своих пиратов, стоящих на одной ячейке. Кроме того, используются жетоны сундуков с сокровищами. Они выкладываются на поле перед началом игры и, продвигаясь вперед, пираты открывают их. Сундуки позволяют добрать дополнительно от одной до трех карт, но здесь их подстерегает опасность: в одном из сундуков притаилась змея! Будьте осторожны!
Почему-то этот вариант нас не привлек. Не играли в него ни разу. Показалось слишком сложным запоминание эффектов карт. Пока игра привлекает и с предыдущими пятью режимами и кажется захватывающей и новой.
Ещё о приятном…
Качество локализации хорошее — игровое поле и жетоны сундуков из плотного картона, приятный тематический арт, деревянные фигурки. Хотя, если приглядываться, то можно найти следы неровной вырубки на жетонах или белые точки на некоторых компонентах, но нужно для этого, действительно «приглядеться» — когда играете, это незаметно. В целом, локализация от GaGaGemes весьма достойна.
Доступно написанные правила с примерами позволяют освоить их за несколько минут, порог вхождения низкий, возможна игра с детьми от 7-8 лет — они очень любят пиратские истории! Игра не конфликтная, поэтому может считаться семейной — хотя воздействие на других игроков есть, прямых конфликтов это не вызывает. Игра быстрая (от получаса до часа), вызывает желание тут же сыграть еще партию.
Что не понравилось
- Рандом. Очень многое зависит от того, какие карты придут в руку. Иногда локти кусать хочется, так с картами не везет! Особенно, когда понимаешь, что выигрыш уже близок, нужно только вытащить нужную карту, а она не идет!
- В предыдущей локализации было два варианта базовой игры: в закрытую и в открытую, когда карты участников лежали лицевой стороной вверх. Варианта игры в открытую в этой локализации нет, а жаль. Это был очень интересный режим, где требовалась логика и внимательность, тщательное продумывание ходов, блеф и стратегическое мышление.
Загадкой остался для нас момент с двумя лодками: одна целая, а другая с разломанным веслом и затопленная. Зачем? Не поняли информации в правилах, а ведь любопытно.
Мнение
Автор игры Лео Коловини (он же автор игры «Каркассон. Новые земли») создал чрезвычайно простую, но в то же время увлекательную и динамичную игру. Оригинальная механика основана на погоне с помощью выкладываемых карт, большую роль играет просчет и предугадывание действий соперников, не последнее место занимает удачливость и интуиция. Конфликтность довольно низкая, но планы, как ваши, так и соперников разрушаются быстро и легко, что насыщает игры достаточно яркими эмоциями. Слишком торопиться достичь заветной цели здесь тоже не стоит – только имея на руке достаточное количество нужных карт есть шанс победить. «Картахена» (Cartagena) — бессмертная и универсальная настольная игра, подойдет для любого случая и в любой компании, особенно хороша в семейном кругу.
Плюсы
- Хорошее качество издания
- Семейная, нравится детям
- Компактная
- Реиграбельная — есть возможность комбинировать разные варианты между собой. «Победную» формулу можно искать бесконечно — каждый раз будет ощущение, что вот-вот найдёшь.
- Захватывающая, веселая, азартная
- Низкая конфликтность
- Проста в освоении
- Интересная механика
- Приятное оформление
- Игровой состав от 2 до 5 человек
Минусы
- Зависимость от случая, удачи
- В правилах нет режима позволяющего играть в открытую
Оценка: 10/10
Сложность правил | Простые | |
Сложность игры | Простая | |
Конфликтность | Много взаимодействия, но мало конфликтности | |
Оформление | Отличное | |
Атмосфера | Пиратская тема соответствует игровому процессу | |
Реиграбельность | Очень высокая | |
Впечатление | Шедевральная игра | |
Время игры, мин | На троих около 30 минут | |
Компания, чел. | 2-5 | |
Сколько места | Средний стол |
1. Полузатопленная лодка используется при игре в «Тортугу» (только остров). Отображает то, что обратно плыть пиратам уже не на чем =)
2. А играть в открытый режим вам никто не запрещает =)
Привет. Версия драматичная! … принимается)
По второму пункту вариант возможен, но если знаешь о нем. Как быть тем, кто игру купил впервые и не подозревает, что есть открытый режим, ведь правила на сей счет молчат? А ведь можно было намекнуть…
1.Была такая мысль, что лодка только для атмосферы, но мы ее отвергли — решили, что должна быть у нее какая-то практическая цель)
2. Если авторы исключили вариант игры в открытую, то, наверное, на то были какие-то причины? Может быть, она не накладывается на новые режимы. Надо попробовать, посмотреть, как пойдет))
У него ещё выходил Golden Horn («Венецианские купцы» в нашем переводе) с подобной механикой. За счёт картонных кораблей выглядит даже интереснее Картахены
Выглядит эффектно! Так и не понял, кто издатель локализации?
Piatnik сами издали на русском?
Ага, цена только высоковата…
Нет, они издали на немецком. Смотрел на их издание на немецком Амазоне. В отличие от ГаГи выходит чуть дороже за счёт доставки из Дойчланда. В Украине выгодно покупать немецкие оригиналы языконезависмых игр, особенно если подгадать с акциями Амазона и украинских служб доставки из Европы. Мне оригинальный «Стамбул» обошелся дешевле процентов на 25% российской локализации.
Странно, на Тесере лежит оригинальный буклет с правилами на русском
Простые правила, симпатичная, азартная, с умеренной долей случая, одно время «Картахена» была очень желанной игрой, но которую не было возможности приобрести. Удивляюсь, почему «Мир хобби» отпускает такие жемчужины? Думаю, что со временем разживусь обновленной «Картахеной», ведь базовые правила – это отличный гейтвей для казуалов. Алексей, соглашусь, что не напечатать вариант «Тортуга» выглядит странным, ведь это отличный вариант для любителей подсчета ходов.
Но вообще, ГаГа молодцы, столько отличных игр выпустили, даже не знаешь, что раньше выбрать из их каталога, столько всего классного!
Привет. Она даже больше, чем гейтвей. Феномен «Картахены» в том, что она всегда актуальна, к ней можно вернуться на любой стадии увлечения хобби.
У МХ 100 причин не держаться за неё, но, думаю, что основная, это цена. В своё время, локализация стоила около 600 р., а сейчас Гага предлагает игру за 1500 — это риск. Какой бы она хорошей не была, психологически она «тяжела» в плане продаж за такую цену. ИМХО, разумеется.