Настольная игра «Гельвеция» (Helvetia) создана швейцарцами про размеренную жизнь швейцарской деревни начала 19 века. Вам предстоит возглавить небольшую сельскую общину и путем выгодных браков в соседних деревнях добиться ее процветания.
Браки нужны, чтобы получать ресурсы, ресурсы потребуются для постройки зданий, которые можно будет заселять новыми жителями. Собственными силами возводить постройки, вести торговлю, и регулировать численность населения не получится – придется обращаться к помощи посредников: строителя, торговца, сторожа, священника, повивальной бабки. Победа достается тому, кто активнее всех поставляет разнообразные продукты в соседний крупный город и строит бонусные здания.
Как играть?
Подготовка
Подготовка к игре идет по 2 вариантам: начальный и обычный. Начальный нужен при первом знакомстве, чтобы не загружать себя лишней информацией. Разница между ними показана ниже. Использование стартового варианта оправданно, так как Helvetia неординарна по игровой механике и дополнительные нюансы могут усложнить восприятие непривычной для евро игры.
Подготовка игрового поля
В середину стола помещаем небольшое игровое поле, выкладываем на него бонусные жетоны с товарами – их возьмет первый, кто доставит такой товар в город. Также выкладываем жетоны персонажей (помощников) – их возьмет тот, кто потратит на конкретного персонажа больше всех монет (в начальном варианте эти жетоны не используются, бонус в виде помощника никто не получает). Рядом с игровым полем кладем бонусные жетоны с комбинацией товаров – их получит тот, кто первый закончит данную комбинацию товаров.
Подготовка деревенских зданий
Сортируем тайлы зданий – с обратной стороны они обозначены буквами и цифрами. Те, что с буквами, используются для формирования начальной деревни и приобретаются перед игрой поочередно и бесплатно, те что с цифрами, вводятся в процессе и стоят ресурсов.
В начале каждый выбирает 3 здания и размещает их вокруг центра своей деревни. В стартовом варианте игры у вас нет выбора построек – берете тот набор с буквой, которая написана на обратной стороне вашего центра деревни. Для первой игры лучше «не заморачиваться», так как производство продуктов процесс многоэтапный – с ходу сообразить, что именно вам надо из построек невозможно.
Заселение деревни
Теперь здания заселяются. 3 жителя остаются в своей деревне, 1 идет в школу (на основное игровое поле), 2 жителя создают семьи в двух соседних деревнях.
Распределение начального капитала
Каждый использует 6 монет в игре, каждая монета дает право на 1 действие. 4 монеты оставляете для начала себе, а 2 отдаете соседям — не переживайте, денежки к вам вернутся достаточно скоро.
Все, подготовка закончена.
Как играть?
В свой ход выбираете действие и платите за него монетами. Всего в игре 5 действий: построить, продать, разбудить, женить, родить. Как только все кроме одного игрока потратили свои монеты, раунд заканчивается и происходит подсчет ПО (победных очков). Если никто не набрал нужного для победы количества очков, то игра продолжается.
Быт швейцарцев 200 лет назад:
Как строили здания?
Чтобы деревня развивалась, приносила ресурсы и было куда подселять новых жителей, требуются здания. Жители деревни строить ничего не умеют, поэтому придется нанимать сторонних мастеров и платить им деньги как за работу, так и за недостающие для постройки материалы. Каждая постройка и каждый дополнительный ресурс, который вы у них купите будет стоить монету. Разово можно строить несколько зданий, если хватает ресурсов и монет.
Как вели торговлю?
Жители швейцарских деревень не могли сами продать товар в город, они очень любили свои дома и никогда их не покидали, поэтому товары в город доставлял посредник. Такому торговцу вы платите по монете за каждый поставляемый товар. Важно первым доставить каждый вид товаров, тогда вы получите бонусы.
Особенности ночной жизни
Как только житель произвел товар для постройки или продажи, он засыпает мертвецким сном. В таком состоянии он может находиться хоть всю игру, поэтому его придется будить. Даже если кто-то из супружеской пары заснул таким подозрительно сном, то супружнику(це) и дела нет до этого – разбудить односельчанина может только сторож за деньги, заглянув в нужный уголок деревни. Товаров деревня производит много, поэтому будить лежебок требуется постоянно.
Дела сердечные
С помощью священника можно поженить свободных или совсем юных жителей и подселить их в дом к соседу. В таком случае ваш родственник будет приносить вам прибыль, а все издержки по содержанию (здание и найм сторожа) возьмет на себя сосед. Согласия молодых не требуется.
Платные роды
У супружеских пар вашей деревни могут рождаться дети, повивальная бабка в этом поможет недорого: 1 ребеночек — 1 монетка.
Что понравилось:
Механика и взаимодействие
Для своего жанра евроигр в «Гельвеции» проблема взаимодействия между игроками решена красиво и даже изящно. Вы обязаны заключать брачные союзы с жителями соседних деревень, без этого у вас не хватит ресурсов участвовать в конкурентной торговле. В свой ход воспользовавшись помощью священника вы можете породниться со свободными жителями соседних деревень, подселив своего сородича в чужой дом. При этом надо соблюдать несколько условий сурового европейского законодательства:
- однополые браки запрещены;
- заключить брак и отправить своего жителя в чужую деревню можно только если односельчанин еще не закончил школу, либо после школы еще не получил жилплощади в своей деревне;
- если жилплощадь в деревне уже выделена, то покинуть ее не получится – придется ждать пока кто-то из соседей не позарится на ваши материальные блага и предложит приютить своих спиногрызов;
- кочевряжиться при этом и отказывать соседям нельзя, стерпится — слюбится;
- браки заключаются только один раз, разводы запрещены;
- проживать можно только по месту регистрации брака, переезды из дома в дом запрещены.
После того, как заключили выгодный союз и подселили своего односельчанина в чужой дом, вы можете заставлять его работать на благо своей малой родины.
С браками ситуация неоднозначная, нельзя в полной мере сказать, что это равные взаимоотношения, так как в случае подселения к вам вы берете основные хлопоты на себя, а именно, постройка здания, первоначальное заселение и оплату сторожа, который будит всех спящих. С другой стороны вы получаете бонус в виде крепкой семейной пары, которая может родить вам ребенка, которого вы поселите в новое здание или также удачно «сбагрить» в деревушку к зажиточному соседу.
Помните про 2 монетки, которые вы отдали соседям в начале игры — это приданое? У вас есть материальный стимул способствовать кровосмешению между жителями всех деревень, так как «приданое» возвращается вам при заключении союза между вашими и соседскими отпрысками.
На деле вся эта «свадебно-семейная» жизнь «Гельвеции» выглядит не только интересно, забавно, но и познавательно, демонстрируя блага традиционного сельского уклада.
Сельское хозяйство: от простого к сложному
Еще одна интересная особенность настольной игры «Гельвеция»: это использование производственных цепочек.
- Есть простые товары – их может произвести житель деревни в одиночку (например, набрать ведро воды, сделать кирпич или обтесать камень) такие ресурсы как правило нужны для приобретения начальных зданий и не имеют особых бонусов при поставке в город.
- Средние товары – для них нужна цепочка, в которой задействованы 2 жителя: первый производит простой товар (например, сено), второй посложнее (например, кормит на ферме сеном коров, чтобы разводить их). За корову, если поставите ее в город первым, уже дадут небольшой бонус.
- И сложные товары, в производстве которых задействованы уже трое: первый готовит сено, второй выращивает коров, а третий работает в мясной лавке. Мясо в городе ценится больше живой коровы.
В «Гельвеции» нет привычных жетонов товара, все там живут одним днем по принципу сделал и забыл (уснул). Когда вам нужно произвести или доставить ресурс, вы просто отправляете бодрствующего жителя спать, положив его фишку горизонтально, считается при этом, что крестьянин поработал, произвел тот ресурс, что изображен на его доме и тут же уснул от усталости. В общем, никаких запасов, все продукты натуральные и с ограниченным сроком годности.
Мне такая реализация показалась интересной: во-первых, экономия времени — нет возни с раскладыванием и перекладыванием ресурсов, что отвлекает от игры во многих евро; во-вторых, совершенно другое отношение к «рабочим», которые в большей степени имитируют «человеческие» черты. От этого игра приобретает свой колорит и атмосферу.
Атмосфера
«Гельвеция» игра необычная – в каждой детали чувствуется, что создатели стремились «очеловечить» ее и передать национальную специфику. Здесь и упоминание в правилах про возможность хода против часовой стрелки, и специфический набор продуктов, и важность родственных связей. Добавим сюда великолепную реализацию, красочную, красивую и стильную. Подобную «человечность» я встречал пока только в Летописи с ее смертными миплами.
Но что-то в Helvetia есть отталкивающее, что, несмотря на все предпосылки к хорошему, так и не дало ей возможность стать нашей любимицей.
Что не понравилось:
Излишняя суета
Тесное взаимодействие с соседями оголяет существенный недостаток игры. Вам приходится в буквальном смысле совать нос в дела чужой деревни, а именно следить, какие здания строит сосед и какие ваши родственники в его деревне бодрствуют или спят.
Все бы ничего, если бы не весьма неинформативные тайлы, на которых производимый товар изображен в верхнем правом углу. Ладно, когда это простой товар, а если сложный, цепочка к которому показана на символах снизу и которую постоянно норовят закрыть фигурки живущих в здании хозяев. Сколько раз случалось, что строя определенные планы на поставку вдруг обнаруживалось, что «неуглядел» «ведро воды», без которого не дадут сделать «пиво».
Повторюсь, что надо всегда быть в курсе актуального состояния дел в соседних деревнях, так как строятся новые здания и заселяются разнополыми швейцарцами постоянно. На деле играть из-за всей этой суеты и толчеи неудобно, рано или поздно возникает путаница, да и устаешь от такого «базара» достаточно быстро. По моим наблюдениям эту проблему можно было отчасти решить на стадии оформления игры, сделав тайлы товаров, участвующих в производственной цепочке, отличными по цвету — это хотя бы предполагало более внимательное к ним отношение. В качестве подсказки по возможным цепочкам успешно можно использовать центральное игровое поле, которое служит единственной наглядной памяткой.
Безработный беззаботный
Как справедливо заметила супруга: в других играх, которые мы играем, всегда есть чем заняться если ошибся и не получил того, что хотел, а здесь делать уже нечего до следующего раунда.
Да, такая ситуация в игре рано или поздно возникает (а при игре вдвоем она постоянна), когда не рассчитал силы (причину смотри выше) или тебя опередили в погоне за бонусами. И действительно, приходится бездельничать, потому что поставить на рынок товар можно только 1 раз за игру и построить 1 тип здания тоже. Такие ситуации не с лучшей стороны характеризуют баланс в игре.
Подсчет в конце каждого раунда
В отличие от большинства евроигр в «Гельвеции» подсчет происходит не в процессе игры, а в конце каждого раунда. Для нас это было настолько необычно, что в первую партию мы пропустили мимо ушей этот пункт в правилах и сообразили что к чему только к середине игры. При этом наша оплошность, в принципе, на игре никак не отразилось по простой причине — в первые раунды, естественно, никто не набирал нужного лимита для победы. Более того с каждым раундом ваше положение может меняться как в большую, так и меньшую сторону из-за того, что жетоны помощников-персонажей, а также первого игрока, которые вы получаете за монеты, постоянно меняют своих владельцев прибавляя или убавляя победные очки. Первые несколько раундов можно не отвлекаться на подсчет ПО, но дальше необходимость в подсчетах сильно сбивает темп игры отвлекая от и без того витиеватых «производственных цепочек» и «родственных связей».
Реиграбельность
Вариантов стратегий нет, все идут одной дорожкой — нужно первому урвать бонусы от поставок товаров. Все сводится к правильной застройке и успешной реализации производственных цепочек, которые через пару партий становятся очевидны и игра превращается в гонку, где многое определяется, как ни странно это звучит, в отношении к «Гельвеции», везением и наблюдательностью.
Игра на двоих как бы есть, но как бы и нет
В правилах очень поверхностно уделено внимание описанию игры на двоих, оставляя много открытых вопросов и не состыковок. Наши попытки сыграть вдвоем закончились полным разочарованием. Либо мы что-то не поняли, либо игра не рассчитана на этот режим.
Третья «бесхозная» деревня совершенно не вписалась в общую тему с производством и браками и, более того, привела к ситуациям, когда при наличии денег делать даже у себя в деревне стало нечего, плюс появились серьезные проблемы с рождаемостью. В общем, тяжело земле без хозяина.
Мнение
Самобытная игра с неординарной механикой. Центральное место — взаимодействие между игроками, что большая редкость для жанра евроигр. Острое соперничество сглаживается взаимными «плюшками», получаемыми в результате развития соперников. В тоже время у «Гельвеции» есть ряд недостатков, которые портят впечатление: за столом присутствует бестолковая суета из-за необходимости следить за делами в соседних деревнях. Кроме этого, есть общие претензии к балансу и, особенно, в режиме игры на двоих. Но эту игру, несмотря ни на что мы оставили в коллекции, в ней есть своя атмосфера и житейская мудрость родственных отношений, которая в таком виде не встречалась еще ни в одном евро. «Гельвеция» не для игры на каждый день и даже не от случая к случаю, к таким возвращаешься пару раз в год, но с теплыми чувствами.
Оценка: 7/10
- Правила игры Гельвеция (на русском языке)
- Смотреть рейтинг игры в нашем семейном топе
Сложность правил | Плохо освещен режим игры вдвоем | |
Сложность игры | Проста | |
Конфликтность | Удивительное взаимодействие с целью получения совместных благ | |
Оформление | Очень приятное и качественное | |
Атмосфера | Сельский колорит присутствует | |
Реиграбельность | Сомнительная. Вариативность мизерная | |
Впечатление | Оригинально, красиво. но однообразно | |
Время игры, мин | 40 на троих | |
Компания, чел. | 2-4. Втроем отлично. Вдвоем играть туманно | |
Сколько места | Небольшой столик |