«Билет на поезд. Европа»: путешествие под стук колес

Ticket to Ride Europe Билет на поезд

Железнодорожные билеты зачастую вызывают у людей приятные переживания — ожидания путешествий, дальние или не очень страны, новые или уже знакомые города.  Иногда они обещают отдых и удивительные открытия, иногда новые знакомства и приятные встречи, каждый раз это что-то необычное и волнующее. Вызывает ли такие же чувства настольная игра  «Билет на поезд» (Ticket to Ride: Europe)? Попробуем сравнить ощущения? По вагонам!

Компоненты

В коробке с игрой мы найдем большое, красивое поле, множество пластиковых вагончиков и станций, маркеры игроков, карты маршрутов и вагонов.

Красивая карта Европы

И вдобавок, хранить все это великолепие очень удобно, благодаря органайзеру.  Как же я люблю игры, где есть органайзер — помимо того, что это просто красиво, игра носит законченный вид, это еще и очень удобно — экономит время во время подготовки!

Удобный органайзер

Кратко о правилах

Быстро пробежимся  по правилам, ведь они настолько просты, что при их изложении я могу уложиться в 10 предложений:

Цель — набрать больше всего очков. Очки приносят карты цели, длительность перегонов (1 вагон приносит 1 победное, 2 — 2, 3- 4, 4 -7, 6-15, 8 — 21),  самый длинный непрерывный маршрут по окончанию (10 очков) , каждая неиспользованная Станция (по 5 очков, Станции — это особенность Европы, в других играх серии, насколько я  знаю, их нет).

В начале игры  всем выдаются 4 карты маршрутов (по 1 длинному и 3 коротких), оставить можно сколько угодно — остальные сбросить. За построенный маршрут игрок получит очки, указанные на карте, за не построенный эти же очки вычитаются.

Длинные маршруты синие, короткие — коричневые

В свой ход можно осуществить одно из четырех доступных действий:

  • Набор карт — игрок берет две открытых карты с рынка (состоящего из пяти карт) или в закрытую (исключение составляют локомотивы — в случае, если локомотив берется из открытых карт, то он берется один).
Железнодорожный магазин из 5 вагонов
  • Строительство перегона — игрок скидывает с руки то число вагонов соответствующего цвета, которое указано на перегоне, учитывая, что карта локомотива может заменять любой цвет, а вместо перегонов серого цвета можно использовать одинаковые вагоны любого цвета. При строительстве перегонов-туннелей (обозначены черными контурами) необходимо делать проверку — из стопки карт достаются 3 карты, за каждую повторяющуюся со сброшенными нужно сбросить еще одну с руки.
  • Выбор нового маршрута.
  • Строительство станции — если перегон занят другим игроком, а Вам необходимо его использовать, чтобы построить маршрут, можно построить Станцию, однако, нужно учитывать, что станций всего три и каждая не построенная дает Вам 4 очка в конце игры.

Как только у одного из игроков осталось 2 вагончика или меньше — все делают еще по одному ходу и начинается подсчет победных очков.

Впечатления

В «Билете на поезд» нам предстоит стать железнодорожными магнатами, прокладывающим свои пути сообщения через всю Европу, соединяя друг с другом маршрутами самые отдаленные уголки. Самого духа приключений тут немного, но от этого игра не становится менее интересной. Конечно, если вы, достраивая свой маршрут до Венеции, представляете себе удивительные каналы этого города, его атмосферу таинственности и былой роскоши,  я очень завидую вашему воображению. Просто нужно понимать, что «Билет на поезд» больше не про путешествия, а про стратегию и строительство.

В случае, если перегоны заняты, можно использовать станции

Игра удивительно проста и лаконична — берете карты, собираете сеты, строите маршруты. Через несколько партий начинает казаться, что вы знаете абсолютно все о ней и удивить она вас уже не может.  Вся эта уверенность и спокойствие длится ровно до тех пор, пока кто-нибудь не решает играть «от соперника». И вот, вместо того, чтобы неторопливо и предсказуемо строить свой путь, он начинает занимать важные ключевые точки на карте, вынуждая вас искать пути в обход, использовать станции (коих всего три) и терять победные очки.  Другой же игрок, игнорируя маршруты, бросается судорожно собирать сет из 8 вагонов,  чтобы занять самые длинные перегоны на карте и получить много очков.  А если ему удастся их потом соединить и, построив самый длинный непрерывный путь,  получить карту «Европейского экспресса» — это прямая заявка на победу.  И вот перед нами уже совсем другая игра, в которой каждый ход важен, в которой идет жесткая конкуренция за сферы влияния.  Конечно, конфликтность здесь не острая и открытая,  она тонкая, коварная и соревновательная.  И  это мне невероятно понравилось!

На первый взгляд кажется, что игра лишена элемента случайности, но это не так. Случайность есть в виде выхода вагонов на рынок и проверки карт при строительство тоннелей. Её здесь немного и она поддается контролю, но вносит приятный элемент неожиданности.

«Билет на поезд» — один из трех китов-гейтвеев (другие два: «Каркассон» и «Колонизаторы»), которые принято советовать для знакомства с настольными играми.  «Каркассон» может быть более конфликтным и чуть более сложным в освоении.  В «Колонизаторах», на мой взгляд, слишком много отдано на волю случая, который меньше поддается контролю.  В «Билете на поезд» все в идеальных пропорциях.  Это можно увидеть и по рейтингу на сайте boardgamegeek — по сравнению  с конкурентами, у «Билета» он самый высокий.

Хотелось бы отметить еще один нюанс — во время игры нам никак не удавалось отмечать зарабатываемые очки. То один забудет отметить, то — другой, а поскольку карта  большая, приходилось просить передвинуть маркеры других игроков, которые в тот момент могли выкладывать свои пути и не передвигать ваш маркер. Устав от постоянных перепроверок и,  взяв во внимание то, что основные очки за маршруты все равно  начисляются в конце партии, мы перестали в ходе ее перемещаться по треку ПО.  В конце игры все удобно считается и можно быть уверенным, что  ничто не забыто!

Локализация

В локализации для меня есть много плюсов и один минус. В случае, если мне хотят рассказать одну хорошую и одну плохую новости, я  прошу начинать с плохой, чтобы потом подсластить горечь разочарования. Пожалуй, в данном случае я поступлю также.

Минусы

  • Наше первое знакомство с игрой началось с поля, и, когда мы открыли его, первой была мысль о том, что  это не локализованная версия — все названия городов на карте и карты маршрутов оказались на английском языке! Но русскоязычное название на коробке говорит о том, что это все-таки локализация.
Англоязычные названия городов
  • Как так получилось, что игра, позиционирующаяся для  игры с детьми и начинающими, обладает таким недружелюбным интерфейсом? Я не знаю. Ребенку, например, самому найти все необходимые маршруты крайне сложно. Благо игра с детьми редко носит конфликтно-соревновательный характер, и взрослые могут подсказывать и периодически напоминать о необходимых им местоположениях. Но и при игре со взрослыми (особенно, если они не часто проводят время на «Билетом на поезд»), по внимательному чтению карты можно легко догадаться, кто откуда и куда прокладывает свой железнодорожный путь.

Справедливости ради стоит отметить, что с увеличением числа партий,  обращаешь на названия меньше внимания, прямо по Пушкину — «привычка свыше нам дана…»

Плюсы

Все остальное мне в локализации понравилось: красивая, ровная карта, удобный органайзер, симпатичные вагончики и станции.  Никаких нареканий нет.

Железнодорожный парк

Карты, конечно, сразу убрал в протекторы — так стараюсь делать со всеми играми, дабы максимально долго сохранить их первозданный вид.

Мнение

«Билет на поезд. Европа» (Ticket to Ride: Europe) — красивая несложная игра семейного формата. В ней достаточно глубины, но она не перегружена правилами и нюансами.  «Билет» очень нравится взрослым, а дети от него просто без ума.  Небольшое число доступных действий и быстрота их выполнения обуславливают небольшие даунтаймы и время партии (что для семейного формата идеально).

Атмосферность в «Билете» довольно условна, но легкие правила, позволяющие очень быстро и полноценно вливаться в партию, красивые компоненты, радующие глаз, и увлекательный игровой процесс, делают из нее игру  «почти обязательную в коллекции», особенно для игры с семьей.  Почему почти? Все-таки, нельзя не признать — цена на нее довольно высока.  Не каждый начинающий настольщик смотрит на игры из данного ценового сегмента в качестве цели для приобретения. Такие игры сначала пробуют и только потом приобретают в коллекцию.

Если вы недавно увлекаетесь настольными играми и ещё не знакомы с «Билетом на поезд» — обязательно попробуйте! Игра достойная!

Оценка: 9/ 10

Сложность правилСложность правилПростые
Сложность игрыСложность игрыПростая
КонфликтностьКонфликтностьНебольшая, сводится к заниманию важных путей
ОформлениеОформлениеОтличное за исключением англоязычных названий, которые требуют привыкания
АтмосфераАтмосфераУмеренно чувствуется, благодаря хорошим компонентам
РеиграбельностьРеиграбельностьСредняя. В связи с тем, что карта не меняется, а маршруты один и те же, часто в нее играть не стоит - можно заиграть
Общее впечатлениеВпечатлениеОчень интересная семейная игра, одна из лучших в коллекции!
Время игрыВремя игры, миноколо 60 минут
КомпанияКомпания, чел.2-5 человек
Место для игрыСколько местаВ связи с довольно большой картой, требует значительного игрового пространства
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Настолки на Полке
Добавить комментарий

  1. Ирина Элль

    Леша, так вкусно написал, что стало жаль, что эта игра в свое время прошла мимо нас) На заре нашего увлечения настолками ее заменила, видимо, Королевская почта. Очень приятные о ней воспоминания и игровой процесс схожий. Играли?

    Ответить
    1. Machairod

      О королевской почте читал много хорошего, но сами ее не пробовали.

      Ответить
  2. Дмитрий Калинин

    Классика, купил её далеко не сразу, уже к этому моменту много значительно более сложных игр было, но всё равно периодически с удовольствием играем) Правда у меня она с дополнением 1912, куча новых маршрутов, на мой взгляд, очень игре нужны, а вот пакгаузы мы не оценили, сыграли с ними один раз всего.

    По поводу карты это фишка серии, во всех версиях названия городов на карте написаны на языке этой страны, но на транслите.

    Ну и позволю себе не согласиться с тем, что рандома в игре немного, на мой взгляд его очень даже прилично, сколько бессмысленных ходов случалось когда нехватает для нужного маршрута пары карт, а их ни на рынке нет и из колоды не приходят.

    Ответить
    1. Machairod

      Возможно, я не прав насчет доли случая в Билете. Мне он кажется сопоставимым, или даже меньшим, чем например, в Брюгге (тоже приход случайных карт на руку, от которых необходимо строить свою стратегию победы. Иногда приходят такие персонажи, что просто плакать хочется, но меняешь на них рабочих, строишь дома, продаешь… делаешь все, чтобы на следующий ход можно было поселить кого-то стоящего и .. тут приходят опять все не то.
      А дополнения мы так и не приобрели — надеюсь, когда-нибудь тоже опробуем!

      Ответить
  3. Олег Шуршин

    Про минус знаю, что это требование правообладателя. Чтобы все города были на транслите так, как их произносили (или писали) в то время в Европе.

    Ответить
    1. Machairod

      Я так и подозревал, что это не прихоть издателя, а что-то завязанное на правах. В любом случае, я не мог не обозначить данного момента — возможно , для кого, то это покажется критично. Во всем остальном игра очень хорошая, для новичков — почти идеальная 😉

      Ответить
      1. Алексей

        Действительно первые тиражи игры печатались таким образом, но сейчас на полках магазина данная игра и игры серии должны быть с локализованными названиями. Это видно по карточке товара. https://hobbygames.ru/ticket-to-ride-severnie-strani

        Ответить
        1. Machairod

          Очень здорово, если это исправили — маленьким детям, будет значительно легче играть в нее!

          Ответить
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru