Сразу анонс — игра понравилась. Не все с ней гладко, но фан такой, что можно простить недостатки.
Скромный набор компонентов «веселой градостроительной стратегии» заселяет здоровую коробку. Без воздуха на столе все выглядит намного скромнее.
Цель игры — либо первым полностью застроить свой квартал, либо набрать наибольшее количество победных очков, которые начисляются за возведенные здания и сыгранные приказы.
На планшете-квартале (фото внизу) изображено:
- вверху показан доход — трек от 1 до 9, который может меняться (в пределах указанных значений) в большую или меньшую сторону в зависимости от возведенных в вашем квартале зданий;
- квартал с местами разной стоимости (деньги нужно платить в казну, чтобы застроить место). Планшеты двухсторонние (на фото сторона А) — на ней 10 мест для постройки и 2 места для стражников. Если не наймете стражей до конца игры, то получите в минус по 5 ПО за свободное на стене место (у ворот). На оборотной стороне Б стражей нет, а мест под застройку уже 12.
Подготовка
В центр стола помещаются деньги (казна), стопка стражников, стопка карт приказов, и столько стопок построек, сколько участников в игре (по 10 шт каждая) — на фото внизу стопки уже неполные, так как игра в самом разгаре.
Ход игры
У игрока на выбор 5 действий, за ход можно выполнить только одно:
- Взять 2 карты из стопки приказов — выбрать одну, а другую вернуть под низ стопки.
- Сыграть карту приказа.
- Возвести постройку.
- Нанять городского стражника.
- Взять деньги согласно своему доходу из казны.
Теперь самое интересное:
- приказы можно играть как на себя, так и на других игроков;
- стоить здания можно как у себя, так и на планшетах других игроков;
- нанимать стражников можно как на свои здания, так и на здания других игроков.
Здания бывают нескольких типов:
- хорошие — те, которые дают ПО или повышают доход без штрафных очков;
- нейтральные — те, что ничего не дают, но тем ни менее застраивают квартал;
- с двойным эффектом — дают доход, но со штрафом по ПО или отнимают доход, но дают победные очки;
- плохие — со штрафными ПО или уменьшением дохода.
Правила
Первое знакомство оказалось с сюрпризом — в моем экземпляре игры не было правил, но проблемой это не стало, благо их можно скачать с сайта издателя. Правила изложены неполно, но общую канву понять можно. Есть проблема по нюансам — слишком много вопросов остается «за кадром». К счастью, механика игры проста и интуитивно понятна, поэтому большую их часть можно «додумать» самостоятельно после пары партий.
Чтобы не ходить по одним граблям, вот некоторые детали, которые в правилах не упоминаются или изложены неоднозначно. Не факт, что все правильно, но мы играли с такими «правками», не ломая игру при этом:
- если здание из квартала убирается, то отменяются все его эффекты (если это возможно), как положительные, так и отрицательные. Меняли доход при постройке — передвиньте маркер денег в нужную сторону на планшете, брали деньги из казны — верните обратно, если можете, брали стражников — снимите (подробнее ниже).
- Стражника можно ставить в любом квартале, но только на здание или пост. Если стражник снимается (в случае, когда здание скидывается или из одного квартала перемещается в другой), то его на свой выбор снимает хозяин квартала, из которого было убрано здание. Как выяснилось в дальнейшем (смотри комментарии автора игры (Александра Распутина) под этой статьей) мы играли неправильно — стражники в таком случае остаются на местах, но попробуйте и наш неправильный вариант, так как он делает игру еще интереснее.
- Временные эффекты не имеют обратной силы. Пример на фото внизу. Полученные 5 монет при возведении не надо возвращать в случае «сноса» цирка, а вот доход надо будет убавить.
- Доход меньше 1 и больше 9 быть не может. Некуда уменьшать — оставляйте на единице. Кстати, в таком случае можно быстро «прокачать» доход специально застроив квартал зданиями с денежными штрафами, например -2, а затем убрав их со своего планшета.
Но вопросы все равно остались и по постройкам, и, особенно, по картам приказов, неплохо иметь разъяснение по ним (намек автору и издателю), так как приходится специально останавливать игру и советоваться с игроками по спорному эффекту, что не есть хорошо.
Кроме того, имеются свои «странности» в оформлении карт приказов, которые вводят дополнительные места. На них вместо общей суммы изображено число монет нужного номиналом. Вместо общей стоимости, например 10, изображено 2 по 5. Странное и неудобное решение.
Хоумрул
Как же без этого. Когда играем стороной Б, то складываем стопки не по 10 карт построек (как указано в правилах), а по 12, что больше соответствует игровым условиям, давая возможность игрокам соревноваться в застройке квартала целиком. Странно, что автор не включил в правила варианты игры с различными по числу и составу наборами построек.
Как было подробно изложено выше — убираем стражников (любых) из своего квартала, когда лишаемся здания, которое их давало. Нам было приятнее играть именно в такой редакции.
Впечатления
Теперь о приятном. Игра понравилась, несмотря на сильный соревновательный элемент и необходимость делать гадости соседям, воспринимается такое «безобразие» не обиднее, чем бой подушками — вроде и лупишь друг друга с плеча и со всей дури, а боли нет — одно веселье.
Несмотря на градостроительную тематику, в «Урбисе» совсем другие «способы» — отстроить свою маленькую и красивую песочницу вам не дадут (да и не захочется все здания держать на своей земле). Поэтому принцип простой — застраивайте и перестраивайте соседей «кладбищами», «моргами» и «виселицами». Нанимайте стражников для защиты своих зданий, лоббируйте приказы Совета в свою пользу и тогда, может быть, в вашем квартале будет парочка приятных мест. В любом случае — скучать не придется, веселье гарантировано.
Игра динамичная, партия на троих укладывается в 30 минут. Если бы не большая коробка и, что намного хуже, невнятные правила, то игру вполне можно было использовать как патигейм. Да, да, не раскатывайте губу на «градостраительные» намеки и заманчивую в объемах коробищу — это вам не евро, тут придется решать совсем другие задачи, оставьте планирование для «сухариков» и дайте волю эмоциям.
Пара слов об арте
Кто знаком с Pixel Tactics, без труда проведет параллели между этими играми, причем, не только в оформлении, но и по настроению, которое рождается в ходе партий: тесное взаимодействие, конфронтация — обе игры близки по напряжению и эмоциям. «Урбис»- весьма отдаленная многопользовательская лайт версия «Пикселей», лишенная планирования. При всем при этом игрок не брошен на произвол судьбы, а может гордо держаться на плаву в море случайностей и пытаться плыть в выбранную сторону, иногда даже возникает иллюзия, что «все под контролем».
Минимализм в оформлении в случае с «Урбисом» уместен. Да, когда разложили игру, то выглядела она скромно, ни тебе красивых картинок, ни буйства красок, но когда начался сам процесс — это уже не имело никакого значения. Зато все видно и ничего не отвлекает от нужной информации. Игра на взаимодействие (до 6 человек) — проблем разглядеть, что твориться в квартале на другом конце стола не возникает.
Мнение
«Урбис» — отличная настольная игра, веселая, легкая и эмоциональная. Если вы устали от серьезных градостроительных игр и сухих евро, Urbis оживит сонную рутину и окунет на пол часа в мир, где правят риск, удача и циничный расчет. Щедро финансируйте строительство тюрем и моргов в соседних районах, чтобы в вашем квартале возвышались исключительно храмы и ратуши, которые не сомневайтесь, с нескрываемым восторгом обязательно приберут к рукам завистливые соседи.
Оценка: 6/10
Игра предоставлена магазином GaGaGames
Сложность правил | Простые правила, но составлены плохо | |
Сложность игры | Легкая | |
Конфликтность | Высокая | |
Оформление | Специфическое | |
Атмосфера | Отсутствует, но здесь это не важно | |
Реиграбельность | Средняя | |
Впечатление | Фан есть | |
Время игры, мин | 30 на троих | |
Компания, чел. | 2-6 | |
Сколько места | Средний стол |
Здравствуйте.
Отвечу на несколько вопросов по игре:
«Что такое возведение? Как быть в случае, если вы меняете здания? Возвращать 5 монет?»
Возведение — оно же «строительство» — оно же «установка жетона постройки в квартале».
Если здание\постройка покидает ваш квартал (по какой-либо причине) — деньги возвращать не надо. Это одноразовый эффект. (Вроде, цирк приехал — аншлаг (всем интересно поглядеть), а потом приносит только одну монету.) Меняется только доход квартала (меньше на 1 монету)
С вашими «правками» — передвиньте маркер денег в нужную сторону на планшете — всё верно. При установке тайла (с эффектом стражника) в чужом квартале — владелец квартала решает куда установить стражника (к примеру, тюрьма)
Хоумрул — можно ставить и больше тайлов построек:) это увеличивает время игры и вероятность победы «застройкой квартала».
Спасибо вам за интересный и подробный обзор. Читаю вас. Пишите ещё:)
С уважением, Александр.
Рад приветствовать автора! Надеюсь, что теперь туман вокруг правил рассеится 🙂
«При установке тайла (с эффектом стражника) в чужом квартале — владелец квартала решает куда установить стражника (к примеру, тюрьма)»
Вот тут совсем не ясно.
Просто так тайл со стражником в чужой квартал никто не отдаст. Смысл?
Ситуация №1.
Соперник устанавливает здание в мой квартал, здание дает бонус — стражника. Кто распоряжается стражником и в каком квартале?
Ситуация №2.
Соперник убирает здание из моего квартала с бонусом стражника. Кто и с какого квартала убирает стражника?
Всегда рад дать ответы, которые рассеют туман:)
Ответы:
«Просто так тайл со стражником в чужой квартал никто не отдаст. Смысл?»
Ситуация: вы вытягиваете тайл (суд, башня, тюрьма), который имеет двойной негативный эффект — потеря дохода и отрицательные победные очки. У вашего соседа стоит стража на воротах (или вы играете на стороне «В») + нет построек или есть только «плохие». Игрок должен установить стражника — и делает это у вас (опять же при условии, что у вас есть свободное место).
Опять же, вам выбирать, получить негативный эффект (-8 победных очков) или стражника.
Ситуация №1.
Соперник устанавливает здание в мой квартал, здание дает бонус — стражника. Кто распоряжается стражником и в каком квартале?
Стражником распоряжается игрок, в чьём квартале установлена постройка. Т.е. вы можете установить стражника в любом месте.
Ситуация №2.
Соперник убирает здание из моего квартала с бонусом стражника. Кто и с какого квартала убирает стражника?
Никто не убирает стражника. Меняется только доход квартала (ну и сумма победных очков, конечно).
Стражника можно передвинуть только с помощью прямого приказа или в ситуации, когда не осталось свободных стражников, а вы вытянули тайл с бонусом стражника.
Надеюсь, туман немного рассеялся:)
Спасибо! Внес изменения, оказывается мы не по правилам играли со стражниками, но нам показался наш вариант более интересным)
Я только рад хорошим вариантам «хоумрулов».Игра делалась ради «фана» и хорошего настроения:) Сыграю на выходных по вашему варианту)