Настольная игра «Бронза» (Bronze) предлагает отправиться в прошлое, на 5 тысяч лет назад, и возглавить один из народов бронзового века. Осваивая технологии и строя поселения в разных землях добиться процветания и оставить о себе память в веках. Игровой процесс далек от пафоса, расписанного в сеттинге, но доброе впечатление оставляет. Из обзора узнаете плюсы и минусы игры.
Как играть
- Собираем составное поле из нескольких секций (земель). На поле получается в итоге 7 горизонтальных линий с хижинами трех типов (земледельцы, скотоводы и кочевники). Эти линии символизируют ландшафт, в котором будут развиваться цивилизации (горы, лес, пустыня и тд.)
- Вплотную к полю выкладываются жетоны с бонусами – провинции (по вертикали) и торговые пути (по горизонтали) – игроки получат их при достижении успеха в соответствующих землях и ландшафтах.
- Далее разделяем карты технологий по стопкам.
В свой ход игрок берет (бесплатно) любую верхнюю карту технологий и кладет её перед собой, формируя тем самым технологическую матрицу.
В момент, когда игрок выкладывает карту технологий, происходит активация матрицы по следующим правилам: а) активируется только что выложенная карта; б) карты такой же технологии в том же столбце; в) карты строго слева и справа от выложенной. Каждая активация даёт возможность выставить на поле 1 поселение. Больше активаций за ход – больше поселений.
Далее игрок выставляет на поле столько поселений, сколько активировал карт. При этом, нужно соблюдать следующие условия: а) вид места и ландшафт должен соответствовать выбранной карте технологий; б) занять можно только свободные места; в) игрок не может выставлять поселения левее от занятых земель, то есть, если он переходит на следующую землю, то вернуться назад уже не может.
При переходе на новую землю, игрок получает право выбрать одну из нескольких карт городов. «Первооткрыватель» земли имеет возможность выбирать из большего варианта карт. Карты городов – это квесты, за выполнения которых дают бонусы в конце игры. Например, нужно успеть освоить несколько типов земель и тд.
Игра заканчивается в трех случаях:
- В игровом пуле закончились 2 стопки карт технологий.
- Один игрок выставил на поле последний кубик поселения (у каждого на старте 30 штук)
- Все места под поселения в последней земле заняты кубиками игроков.
В финале подсчитываются победные очки – их дают жетоны торговых путей (нужно собрать непрерывную линию поселений 3-5-7 штук), жетоны провинций (нужно получить лидерство – большинство поселений в земле) и карты городов (квесты), если условия, написанные на них, были выполнены.
Впечатление
Чем хорош геймплей?
Игра строится на 2х механиках:
- Контроль территорий
- Сбор сетов
В первом случае борьба разворачивается на игровом поле и идет по 3 направлениям:
- По горизонтали: стремимся создать (или мешаем создать) непрерывный торговый путь. Своеобразные «крестики-нолики», только не во всех направлениях, а исключительно по линии горизонта.
По вертикали – стремимся отстроить максимальное число жилищ (тоже «крестики-нолики»), объявить себя лидером провинции и заполучить соответствующий жетон с ПО.
Карты городов вносят свой градус крепости. Например, принуждая игроков добиваться лидерства не только в землях, но и доминировать на определенных ландшафтах.
Сбор сетов реализован с помощь карт технологий, из которых игрок формирует так называемую технологическую матрицу. Матрица является единственным источником, дающим возможность строить поселения.
Обе механики тесно взаимодействуют – сеты (матрица технологий) открывают «доступ» к контролю территорий. Area control, в свою очередь, не только является единственным источником получения победных очков, но влияет на матрицу, вынуждая игроков развивать или игнорировать те или иные технологии. Создавая матрицу и поэтапно активируя её, необходимо четко представлять, куда движется ваша и соседние цивилизации. В общем-то, ничего сложного, но несмотря на простоту, работает этот игровой механизм круто, что вызывает уважение, но, главное, играется интересно.
Хороша как дуэль и не только
«Бронза» особенно хороша в дуэльном варианте. Ассоциация с «крестиками-ноликами» в таком случае навязчива, но «Бронза», разумеется, глубже и увлекательней. Основная привлекательность в практически полной прозрачности игрового процесс, рандом есть только в трех направлениях: закрытые земли, карты городов и технологий. Причем, земли — это единственная «терра инкогнито», а карты технологий и города рандомны скорее условно, так как всегда есть хоть небольшой, но выбор. В итоге, дуэльный формат превращается в настоящее интеллектуальную борьбу с идеально мизерной ролью случая.
При большем составе теряется необходимый для накала тактический просчет – предугадать действия соперников сложно, приходится более подстраиваться под сложившую ситуацию, но появляется стратегический размах – можно сосредоточиться на торговых путях и матрице, постараться «урвать» несколько дополняющих друг друга квестов (карт городов), а для этого надо успеть пораньше прийти в новые земли.
Вариативность, составное поле и взаимодействие
Понравилась идея с составным полем, когда каждый раз получается новая раскладка, при этом, часть земель открывается по мере продвижения участников.
А вот относительно матрицы спорно. С одной стороны, матрица тоже составная, несколько технологий, плюс джокер — вроде не мало, но впечатление однообразия есть.
Идея с матрицей интересная, но слишком сухая и техничная. Особенно это заметно на контрасте – на поле идет настоящая война за лидерство, а в тылу монотонное перебирание вариантов нужных карт. На этом этапе игра теряет взаимодействие, думаю, что здесь хороший простор для дополнений – блокирование рядов и столбцов соперника, закрытие для активации отдельных карт – вот, где начнется веселье для бывалых и тех, кто скучает без эмоций.

Время партии и даунтайм
Меньше часа на троих не получалось сыграть, на двоих укладывались за 40 минут. Для своего формата и в своей «весовой» категории время игрового процесса оптимальное. И это с учетом даунтайма, который неизбежен. Мы в этом отношении те ещё тугодумы, но если ваши мозги работают шустрее, то и партия будет короче.
Самое главное, что при, в общем-то, непродолжительной по времени партии, ощущение как от полноценного 1,5-часового евро средней сложности.
Издание и качество картона
Игра полностью отечественная – от задумки, до реализации. Автор, наш соотечественник, Константин Домашев, мы уже знакомы с ним по «Сомникуму» (отличная семейная игра, кстати).
Издательство «Мир Хобби», показало себя с наилучшей стороны. Яркое и сочное оформление. Игровое поле и коробка под лён, с приятной фактурой. Внутри удобный ложемент. Качество издания оставляет очень приятное впечатление, сделано на достойном уровне.
Мнение
«Бронза» (Bronze) — отличная настольная игра на основе контроля территорий и сбора сетов карт. Сдержанная, во многом суховатая, но весьма крепкая и хорошо сбитая, по этой причине отменно играется на двоих, как сугубо дуэльный поединок. Неплохо раскладывается на троих с возможностью провести вечер за менее ожесточенной, но не менее увлекательной партией. Составное поле, поделенное на секции, матрица из карт технологий и квесты в виде карт городов, выгодно дополняют друг друга и делают игру вариативной, интересной и запоминающейся. Рекомендую.
Плюсы
- Отлично реализованный area control (контроль территорий) на составном поле
- Интересная идея создания матрицы из карт технологий и её активация (собирание нужного набора карт)
- Постепенный ввод в игру минизаданий (карт городов с квестами) для получения ПО
- Хорошее качество издания
- Хорошая реиграбельность
- Небольшое время партии
Минусы
- Длительное ожидание хода (даунтайм)
- Карты технологий однообразны
- Нет возможности влиять на матрицу других участников
Оценка: 9/10
![]() | Сложность правил | Простые, хорошо изложены |
![]() | Сложность игры | Простая, интуитивно понятная |
![]() | Конфликтность | При игре вдвоём острая, большим составом менее обостренная |
![]() | Оформление | Отличное |
![]() | Атмосфера | Условная |
![]() | Реиграбельность | Выше средней |
![]() | Впечатление | Добротная игра на захват территорий и сбор сетов карт |
![]() | Время игры, мин | 40 на двоих, 60 на троих |
![]() | Компания, чел. | 2-4 |
![]() | Сколько места | Средний стол |
Спасибо за обзор!!!
— Может ли отечественная евро игра потягаться по совокупности характеристик (интерес + реиграбельность + сеттинг, оформление) с евроиграми немецкой школы? Не теряется ли на их фоне Бронза?
— Показалось, что в пакетике кубики трех цветов (желтый, синий, красный), а где для 4 ого человека? 🙂
Привет, Лёша.
Вопрос немного не по теме. «Бронза» — не евро (с элементами можно условно назвать).
Если по теме брать, то одна игра ничего не решит, даже десять не решат. Немецкая школа прошла долгий путь — сейчас мы просто пользуемся её плодами, причем самыми лучшими (мусора тоже хватает). Мы же только в начале этого пути. Вопрос скорее в том, хватит ли мотивации, будет ли интерес не столько авторов, сколько аудитории к теме евро?
Возможно всё, но брать нужно не только умением, но и числом. Мне известны единичные изданные отечественные евро(
Привет! Мне показалось, что в Бронзе присутствуют все элементы евро.. и она более всего тяготеет к данному жанру, чем к какому-либо другому. Такая евро- категории «лайт».
Понятно, что игры российских издателей еще только-только зарождаются.. но почему бы не создать хорошую игру, опираясь на опыт и какие-то интересные решения западных издательств. За те два года, что мы увлекаемся настолками — Бронза, пожалуй, интереснее всего выглядит со стороны. Возможно, Стальная арена еще. Мастер оф орион, мне к сожалению не очень понравился (реиграбельность не большая). В любом случае, такие игры нужны.. как ты правильно заметил, сначала количество, потом оно перейдет в качество..
Как в Бронзе чувствуется сеттинг? Не кажется ли она абстрактной? Через чур сухой? Читал где-то , что изначально игра была про ноты и музыку.. И глядя на то , как вы собираете кубики на ландшафте.. мне почему-то как раз и приходят ассоциации с нотной тетрадью.
В «Бронзе» нет круговорота ресурсов, всё движется в одну сторону, не имея обратного хода. МоО в этом плане более евро, кстати, и низкая реиграбельность, которую ты заметил, тоже характерный признак евроигр.
Вопрос в самом главном, нужно ли вообще упираться в евро? Кому такие игры у нас нужны? Это весьма специфический формат рассчитанный на вполне конкретную аудиторию. У нас её нет в таком масштабе. чтобы ориентировать на это игровой автопром — филлеры, патигеймы и детские игры — вот и всё, что востребовано широко. Те. кто идет дальше в своём увлечении запросто выберут из того, что уже доступно — потенциала хватит на несколько лет увлечения — дефицита нет в евро. Проще спекулировать на искусственном спросе, создавая хайпы и устраивая локализации через краудфандинг. Я бы не цеплялся так за евро, так как сомневаюсь, что это перспективно. Куда выгоднее и благодарнее совершенствовать более востребованные ниши — филлеры, патигеймы, колодострой, америтреш.
И, да. «Бронза» это абстракт. Сухой, но оформление вытягивает. С моей точки зрения, правильно сделали, что сменили ноты на древние поселения — это не столь скучно.
Кубики в пакете действительно только на троих. «Четвертого» игрока мы всегда убираем отдельно, чтобы не мешал. В данном случае он спрятам под ложементом.
Все понятно! В целом мне понравилась Бронза.. выглядит крепкой такой игрой. У меня Наталия любит такие сухари.. Замки Бургундии , покорение Марса (она не чувствует в нем атмосферы вообще!!, но при этом он ей очень нравится) и т.д.
Может даже на маттрейде 6 получится поменять Бронзу. 🙂 Тогда сравним ощущения.
Бронза это честные 7.0-7.5 баллов, жанр не открывает, но достойная ревизия. Более того, в последнее время не так много выходило игр на ареаконтроль а-ля Ганза Тевтоника.
Тема раскрыта за счёт карточек городов, карты в правилах и тд, неплохая игровая симуляция миграции индоевропейцев в доисторическую эпоху.
Лучше всего идёт на двоих и троих. Вчетвером суеты много и времени сьедает больше.
Да, тема есть у игры. Для абстракта даже слишком тематично получилось.
Ждал выхода этой игры, хотелось опробовать, но вот как она появилась, то особого желания приобретать нет. Что-то в ней не нравится. Вроде и оформлена хорошо, и игровой процесс не самый худший, и сделана качественно, но… Может, не стоило «Миру Хобби» менять сеттинг игры с музыкального на древний мир? Возможно, что в ином оформлении она смотрелась бы более привлекательно.
Тебе не угодишь) Скорее просто «перегорел», со мной часто такое бывает.