Введение
Человеку, недавно познакомившемуся с миром настольных игр, чаще всего советуют к приобретению одну из этих трех: Билет на поезд, Каркассон и Колонизаторы (Catan).
Безусловно, советуют и другие, например, кооперативные игры: Пандемия, Запретная пустыня/остров и т.д. Но, знаю по своему опыту — кооперативы очень зависят от компании и нравятся не всем.
Советуют пати-геймы (игры для вечеринок): Кодовые имена, Диксит, Сопротивление и т.д. но они, на мой взгляд, не дают атмосферы и полноценного ощущения самой игры — они больше про общение.
Советуют даже Манчкина, и, судя по продажам, этим советом, к моему сожалению, частенько пользуются.
Тем не менее, самыми универсальными, будут эти три. Если Вы стоите перед выбором, что из них выбрать, как в свое время стоял и я — эта статья направит вас. Прошу учесть, здесь вы не найдете правил и описания компонентов, лишь мысли о реиграбельности, интересности, актуальности и альтернативных вариантах. Следует отметить, что речь пойдет о базовых версиях игр, дополнения привносят новые механики, правила и компоненты, но они требуют дополнительных денежных средств (порой значительных). Поскольку, базовые версии у этих игр самодостаточны и интересны, речь пойдет только о них.
Оформление
Все три игры оформлены потрясающе — они красивые, яркие и можно потратить много эпитетов, для их описания. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Конфликтность
Конфликтность и взаимодействие между игроками — значимый элемент в настольных играх. Кто-то любит тесное взаимодействие, переходящее в прямое противостояние. Кто-то — легкий флер конфликтности. А кто-то — копаться в своем планшете, не обращая внимания на других игроков. Этот параметр обязательно необходимо учитывать при выборе игры, чтобы потом внезапно не обнаружить кислые мины родных и близких.
Ниже представлен уровень конфликтности, выраженный в условных единицах, который позволит сориентироваться и получить представление о воинственности упомянутых игр.
- Конфликтность в Колонизаторах — это главным образом размещение фигурки Разбойника. Выкинув на кубиках семерку, вы можете разместить разбойника на одном из тайлов соперника, и он перестанет приносить доход владельцам. Зачастую это довольно существенно ударяет по притоку ресурсов. Можете не сомневаться, выкинув цифру 7, ваши противники непременно отомстят и переставят ее на ваш тайл. Для защиты от разбойников можно использовать карту «Рыцаря», но на всех разбойников, «рыцарей» не напастись. При игре с детьми можно договориться, выкидывая 7-ки, переставлять Разбойника на незанятые земли. Это снизит градус конфликта, но игра потеряет часть своего злого обаяния. Также конфликтность есть в размещении поселений и дорог, но она незначительная и более тонкая. Таким образом, колонизаторы являются умеренно конфликтной игрой и получают от меня по шкале конфликтности 5 условных единиц из 10.
- Билет на поезд может показаться совсем бесконфликтной. Такие милые поезда, на красочной карте, разве они могут быть агрессивными? Могут. Игра не только про сбор сетов поездов, но и контроль территории. Правильно занять нужные маршруты, вынуждая противника тратить Станции и терять победные очки — это очень глубокий уровень взаимодействия. Сбор сетов, кстати, позволяет уводить нужные сопернику карты с рынка. И тут решать только Вам — не давать нужные карты сопернику и засорять свою руку или сосредоточить внимание на собственном развитии. При всем этом, «Билет на поезд» не ощущается агрессивным. Взаимодействие тонкое, на уровне «мелких шпилек», не позволяющее игрокам обижаться друг на друга. «Билет на поезд» получает 3 условных единицы из 10.
- Каркассон самый зубастый из этих игр. Не стоит заблуждаться и представлять ее милой строительной стратегией — это лишь одна из ее сторон. Да, играть можно спокойно раскладывая тайлы, возводя красивые средневековые картины. Тем не менее, в «Каркассоне» можно устроить настоящую войну между игроками, повысив уровень конфликтности до максимально возможного. Главный инструмент для этого — пристраивание. С помощью него производится отъем чужих городов, дорог и полей. Соперник может и обязательно будет защищаться от ваших захватнических действий. Однако, ему придется расходовать ресурсы (миплы, тайлы), которые он мог бы использовать для получения других победных очков. Таким образом, «Каркассон» получает 7 условных единиц конфликтности из 10.
Двойники
Механики у игр разные, поэтому все три спокойно могут ужиться в одной коллекции.
- «Каркассон» — это выкладывание тайлов и контроль территории. Из похожего можно отметить «Викингов» и «Остров Скай».
- «Билет на поезд» — сбор сетов, контроль территории. К похожим можно отнести «Этнос».
- «Колонизаторы» — контроль территории, градостроительство, торговля. Похожую игру затрудняюсь назвать, если вы играли в такую — пишите в комментариях.
Реиграбельность
Если, покупая настолку, вы намерены играть только в нее и играть постоянно, то очень важен параметр реиграбельности.
- «Колонизаторы». Стартовые позиции, благодаря случайной раскладке поля, все время меняются. Какие удастся занять ресурсы и где будет Ваше стартовое поселение — это все является случайным. Благодаря этим факторам, реиграбельность очень хорошая.
- «Каркассон». Тайлы вытягиваются случайные, как их поставить решать только вам. Реиграбельность огромная. За два года у нас сыграно больше ста партий и мы с удовольствием играем в него и сейчас.
- «Билет на поезд. Европа» обладает самым низким коэффициентом реиграбельности. От игры к игре меняются только карты маршрутов. Это не значит, что он надоест через 5 игр, но и заигрываться в него слишком часто я бы не рекомендовал.
Игры в цифрах
Чтобы наглядно показать, что эти три игры не зря считаются лучшими, приведу ряд цифр с сайта https://boardgamegeek com.
Во-первых, почему гейтвеи? Дело в том, что уровень сложности игр не высокий (от 1,9 до 2,3 из 5, что ниже среднего), это позволяет новичкам комфортно начать играть.
Во-вторых почему лучшие? Это можно судить по нескольким параметрам.
Сразу сделаю оговорку, что все цифры относительные, они показывают число партий и голосов только зарегистрированных пользователей на сайте. Реальные цифры были бы значительно выше, но общая тенденция и распределение, на мой взгляд, сохранятся.
Если отсортировать все игры по числу поставивших оценку, «Колонизаторы» будут на первом месте, «Каркассон» на втором, «Билет на поезд» на 6, «Билет на поезд Европа» на 13. Вы только представьте среди десятков тысяч зарегистрированных игр такие высокие места!
Название | Год издания | Рейтинг на сайте | Geek Rating | Avg Rating |
---|---|---|---|---|
Билет на поезд. Европа | 2005 | 97 | 7.450 | 7.56 |
Билет на поезд | 2004 | 135 | 7.351 | 7.45 |
Каркассон | 2000 | 146 | 7.326 | 7.43 |
Колонизаторы (Catan) | 1995 | 317 | 7.046 | 7.2 |
Манчкин | 2001 | 3647 | 5.756 | 5.92 |
Как можно видеть, у «Билета на поезд. Европа» самый высокий рейтинг из всех. Дополнительно я взял в таблицу данные и по обычному «Билету на поезд», так как с Европой они делят число владельцев (две почти одинаковые коробки редко у кого в коллекции). Также взял данные по «Манчкину», для сравнения.
Название | Год издания | Число владельцев | Любимая | % добавивших в любимые |
---|---|---|---|---|
Билет на поезд + Билет на поезд. Европа | 138123 | 4462 | 3.23% | |
Колонизаторы (Catan) | 1995 | 120288 | 4666 | 3.88% |
Каркассон | 2000 | 117444 | 4913 | 4.18% |
Билет на поезд | 2004 | 76811 | 2794 | 3.64% |
Билет на поезд. Европа | 2005 | 61312 | 1668 | 2.72% |
Манчкин | 2001 | 60260 | 1865 | 3.09% |
Здесь как раз можно увидеть, что владельцы разделили между собой Билеты, поэтому добавил графу, где суммировал их показатели. Судя по проценту добавивших игру в любимые, «Каркассон» лидирует.
Название | Число владельцев | Покупают | % хотят купить | Продают | % хотят продать |
---|---|---|---|---|---|
Билет на поезд + Билет на поезд. Европа | 138123 | 2256 | 1.63% | 1206 | 0.87% |
Колонизаторы (Catan) | 120288 | 1084 | 0.90% | 1601 | 1.33% |
Каркассон | 117444 | 1244 | 1.06% | 1401 | 1.19% |
Билет на поезд | 76811 | 1185 | 1.54% | 728 | 0.95% |
Билет на поезд. Европа | 61312 | 1071 | 1.75% | 478 | 0.78% |
Манчкин | 60260 | 286 | 0.47% | 2164 | 3.59% |
Если судить по проценту, желающих приобрести: «Билеты на поезд»- на первом месте, «Каркассон» — на втором. Если судить по проценту желающих продать, то самый низкий (читай самый лучший) опять у Билетов, потом «Каркассон».
Показатели «Манчкина», в несколько раз превышают показатели троицы: продать его хотят много, а купить мало.
Название | Год издания | Число лет | Число сыгранных партий за все время | Число партий в год |
---|---|---|---|---|
Билет на поезд + Билет на поезд. Европа | 14 | 343658 | 24547 | |
Каркассон | 2000 | 19 | 340659 | 17929 |
Билет на поезд | 2004 | 15 | 212757 | 14184 |
Билет на поезд. Европа | 2005 | 14 | 130901 | 9350 |
Колонизаторы (Catan) | 1995 | 24 | 222404 | 9267 |
Манчкин | 2001 | 18 | 46103 | 2561 |
По числу сыгранных партий за все время, «Билеты» вместе чуть опережают «Каркассон». Получилось немного не честно — количественные показатели двух игр против одной.
По числу партий в год расклад примерно такой же — впереди тандем «Билетов», потом «Каркассон». Тут нужно учесть, что время партии в «Каркассон» чуть меньше, чем у Билетов и «Колонизаторов», что позволяет сыграть несколько партий за присест.
«Манчкин», сильно отстает от всех остальных.
Альтернативные варианты
Вовсе не обязательно в качестве первой семейной игры брать что-то из этой тройки. Оглядываясь на существующие предложения, можно выбрать несколько других вариантов отличных игр-гейтвеев. Опишу плюсы и минусы по сравнению с героями статьями.
- Лоскутное королевство — легкая игра, с механиками тайлоукладывания и аукциона. Главный плюс — цена. Она стоит чуть меньше «Каркассона» и в три раза дешевле «Билета на поезд» и «Колонизаторов». Главный минус для меня — ее быстрота. Партия занимает минут 5 и ты попросту не успеваешь насладиться игровым процессом, ощутить игру. Впрочем, игра очень хорошая и определенно стоит внимания.
- Средневековая академия — игра с драфтом карт и механикой продвижения фишек. По-моему, минусов нет, только плюсы. Дешевая, интересная, реиграбельная. Коробка небольшая, но по игровому процессу ощущается как большая полноценная игра. Я искренне не понимаю, почему она не такая популярная, как большая тройка.
- Каменный век — уютная семейная игра с механикой размещения рабочих. Цена сопоставимая с «Билетом» и «Колонизаторами». Уровень сложности, возможно, чуть выше. В связи с тем, что практически не меняются стартовые условия, лишь порядок выхода карт, ее минусом я вижу реиграбельность. Если раскладывать каждый день — может быстро надоесть.
- Азул — легкая абстрактная игра с красивыми компонентами. Плюс — очень красивые компоненты. Минусы для меня — абстрактность и реиграбельность. Тема в нем почти не ощущается — просто набор плиточек. Больше сменных полей увеличили бы реиграбльность.
- Пэчворк — легкая дуэльная игра с механикой тетриса. Плюсы — цена, простота. Минус — дуэльность. К сожалению, игра рассчитана строго на двоих, если для вас это не проблема — рекомендую обратить внимание.
Мысли
- «Каркассон», на мой взгляд, не утратил своей актуальности. Динамичный, красивый, по-хорошему злой — таким он мне видится. Нужен ли он в каждой коллекции? Честно, не знаю, но свою без этой коробки не представляю. Он долгое время был любимой игрой. Однако, в силу своей недостаточной глубины и недостаточной сложности, недавно уступил пьедестал другим — более тяжеловесным играм. В моем представлении — это идеальная настольная игра для новичков, которая научит стратегически мыслить и подготовит к более трудным играм, как по правилам, так и по времени партии. Потрясающая игра, с огромным число сыгранных партий.
- «Билет на поезд» более спокойный, более вдумчивый, чем два соперника. Процесс игры в нем сродни медитации — собрал одинаковые вагоны, построил путь, заработал очки. Он самый уютный из них и самый близкий к семейному формату. Я заметил, что из этих трех, именно «Билет на поезд», детям нравится больше всего. Это не случайно — здесь меньше всего конфликта, а правила самые простые. Если планируется игра с детьми для посиделок раз в неделю, приоритетным выглядит именно «Билет на поезд. Европа»
- «Колонизаторы» — это игра, которая пришла ко мне последней. Она ближе всего к моему представлению о том, какими должны быть настольные игры: рыцари, разбойники, замки, дороги, кубики, карты — здесь есть все, что нужно. Попробовав ее, я понял — вот такой я себе представлял идеальную настольную игру, когда начал ими увлекаться. Именно она была бы моим откровением, но всему свое время. Сейчас я понимаю, что в ней больше, чем в других чувствуется влияние рандома. Кубики, на которые никак не повлиять. В современных играх стараются уйти от этого, дать возможность игроку как-то влиять на процесс или результат выпадения кубов. Именно поэтому чувствуется, что игра самая старая. Но самым неудобоваримым для меня стала торговля между игроками. Торговля, вносящая хаос в размеренный игровой процесс, когда игроки начинают выпрашивать отдать тот или иной ресурс. Справедливости ради стоит отметить, что детям этот элемент наоборот понравился, да и убрать его не сложно, оставив для торговли лишь порты. Игра, безусловно, выдающаяся, это можно видеть и по числу владельцев и по количеству сыгранных партий, отмеченных на сайте BGG. Тем не менее, кажется, ее время уже уходит…
Заключение
В заключении хотелось бы сказать: не важно какую из этих игр Вы предпочтете — все они очень достойные и подарят много интересных партий. Вы можете попробовать все три — они разноплановые и легко могут сосуществовать в одной коллекции. Уровень сложности у всех невысокий, и они не вызовут проблем в освоении. Из личного опыта, «Билет на поезд. Европа» больше нравится детям. Опытным же игрокам, на мой взгляд, подойдет только «Каркассон». Искренне надеюсь, что статья помогла Вам составить представление о каждой из них!
Вопрос, который не даёт мне покоя при каждой партии в «Каркассон» —
Что же делать, если ты вытянул тайл «город со всех сторон», а на поле нет ни одного доступного для расширения города?
Возьмите другой тайл =))
В правилах есть ответ)
Если тайл невозможно разместить по правилам, то он замешивается обратно и тянется другой
Выскажу своё мнение)
Каркассон одна из любимых игр, есть с десяток допов, правда лучшими всё равно на мой взгляд являются базовые правила, поэтому обычно играем с дополнительными тайлами, но по классическим правилам.
Билет на поезд распробовал играя на смартфоне, после этого купил уже настольный вариант и сразу с допом. 1912, без него очень мало маршрутов, на мой взгляд.
В Колонизаторы играл 2 раза, обе партии я просидел практически со стартовым раскладом, то кубы не выпадают, то разбойники не дают получать ресурсы
Для меня это однозначно один из худших игровых опытов, по моей оценке игра на одном уровне с Монополией и Манчкином.
Да, я примерно такого же мнения! Слишком большой рандом, который ничем не победить. В базовых правилах. игра довольно быстротечна и непредсказуема. 10 очков маловато для какой-то серьезной стратегии победы. Все-таки нужно больше. Некоторые, сам видел хоумрулят до 12. Непредсказуемость же броска кубиков.. можно занять 6 ки и 8 ки. Вроде самые частые, даже красным цветом выделены.. Но кубы будут упорно показывать 3 и 10.
Категорически не соглашусь) Стоит понимать, что в «Колонизаторах» дипломатия не бонус, а основной элемент механики. Судя по партии, она не использовалась((( Надеяться на кубы и приход нужных карт, это не тот случай, надо меняться, следить, что нужно соперникам и предлагать свое, подсказывая, порой, в чем выгода обмена 1 к 3 в твою пользу. Если торгами занимаются все участники, тогда это те самые «Колонизаторы», которыми их придумал Клаус Тойбер и никакого рандома, так как ресурсы подлежит обмену.
Ну тут у каждого своё мнение)
Про дипломатию совсем не обмолвился в комментарии.
Вы правы, обмена между игроками практически не было.
Лично для меня эта механика ещё один жирнющий минус в копилку игре, очень не люблю вот такие нерегламентированные отношения между игроками. А без них игра, как я уже понял, не работает.
Спасибо, Леша, за статью, как всегда с удовольствием прочитала, несмотря на то, что в нашей игровой ячейке эти три игры совсем не в топе)) Когда-то играли в Колонизаторов, нравилось, Каркссон совсем не зашел у нас, Билет на поезд — только у друзей играли, не впечатлил. Но мне нравится как ты пишешь — есть чему поучиться — нестандартности мышления)))
Спасибо, Леша, за статью, как всегда с удовольствием прочитала, несмотря на то, что в нашей игровой ячейке эти три игры совсем не в топе))
Когда-то играли в Колонизаторов — игра неплохая, но вряд ли будем играть в нее снова, Каркссон совсем не зашел у нас, Билет на поезд — только у друзей играли, не впечатлил. Но мне нравится как ты пишешь — есть чему поучиться — нестандартности мышления)))
Ира, привет! Возможно, вы свои каркассоны и билеты перепрыгнули. Появись они у Вас в начале Вашего увлечения и мнение могло быть другим.
Мы начинали с манчкина и, как хорошо , что я не скупил к нему все дополнения, решил попробовать что-то еще. :)))
Мы и сами в эти игры играем уже нечасто. В основном с родителями — им очень нравится.
Что у Вас появилось из новенького интересного? Или заигрываете до дыр Покорение Марса 😉 ?
Да они у нас, вроде, довольно рано появились. Когда мы еще в кооперативы больше любили играть. В Каркассоне как раз не нравилось, когда в каком-то дополнении дракон появился и надо было — как у нас это называется — делать гадости друг другу. У нас такие вещи очень болезненно воспринимаются, поэтому и не пошло. Разбойник, кстати, в Колонизаторах тоже сильно обижал и всячески пытался разрушить семью))) У нас и до сих пор с конфликтными играми дело обстоит плохо. Никак не отучиться обижаться.
В «Покорение Марса» стараемся не играть, отложить на время. Столько других хороших игр! Но вообще мы играем сейчас маловато(. По выходным разве что. Из самого последнего Крошечное Эпическое Приключение (Tiny Epic Quest) понравилось. Интересная игрушка. Еще в Высшее общество несколько раз играли — дома и с друзьями. Простенькая, но забавная карточная игра для тех, кто любит аукционы. Хотим Брасс освоить — он в твоих таблицах из предыдущих статей почетные места занимает — но пока руки не дошли.
А вы часто играете? Во что?
Мы в последнее время стараемся вечерок в выходные выделить, чтобы чисто на настолки. Из последнего — проходим Андор 3. Еще купил Альтиплано скоро должно прийти , посмотрим что за зверь Ж)
Брасс , да. Мне показался он очень интересным. Но, мне кажется, он раскрывается не сразу, по крайней мере, прочитав правила, такое ощущение возникло. Если с первого раза Вам не понравится — дайте еще один шанс. Ж)
Мы тоже стараемся сыграть хотя бы в выходные, но Юлю приходится уговаривать, а то и заставлять — она постоянно занята и ей некогда… Не хочет играть совсем(( Федька зато играет в одиночку) Достанет какую-нибудь игру, разложит, поиграет и сам все уберет)) Будущий настольщик растет. А пока не вырос — вдвоем нам что-то совсем не играется. Хотя хорошие игры есть дуэльные. Star Wars, например.
Андор Юля с Лешей любили раньше. Мне не нравится. Как и Робинзон Крузо. Они берут инициативу на себя, а я сижу и не понимаю, зачем я вообще здесь… Я сама за себя люблю, в своей песочнице. Хотя Бастион, например, у нас хорошо шел. Наверное, потому, что там все-таки каждый свои задачи выполняет, хоть и согласовывает их с остальными.
Скоро вырастет Вам противник, как бы Варгеймы не пришлось играть Ж) У нас наоборот Алина , когда есть время не против сыграть во что-нибудь. А Ксения не хочет почти ни в чего.
Да? Ты писал, что Алина не хочет играть — все поменялось? Может и Юля захочет, если не давить на нее… Сейчас она потеряла всякий интерес к играм( А почему Ксюша не хочет играть?
Да, Леша уже прикупает для Федьки какие-то «мальчиковые» игры про войнушку))
Да, все поменялось. Подобно волнам на море, то отступит, то подкатит… Сам по себе чувствую, иногда хочется играть, а потом период и не хочется ни в чего. Ксеня , больше про поболтать. Ей в основном нравятся пати игры, дикситоподобные. А в семье мы редко в такие играем. Аха Алексей, мне уже говорил что Memoir44 покупал на вырост Ж))))
Ксене бы, наверное, Фиаско подошло) Вот где болтать уметь надо!
А с Наташей вы вдвоем играете?
Федя пока только в Доббль играет. Скоро Хрюшки в ход пойдут. Их Юля тихо ненавидит. Потому что все дети, которые приезжают к нам в гости, хотят с ней в Хрюшек играть. А ей уже не интересно.
Мы с Наталией, только в Замки и Марс вдвоем играем. А так еще с друзьями. Федя уже в добль играет?:O Вроде недавно такой малюсенький был… Вот это время летит!!!
Так 3,5 уже! Самое время игры осваивать))) Хотя он, конечно, еще не очень понимает, что к чему. Картинки одинаковые может найти, а вот что на скорость надо, кто первый — этого не понимает пока.
Наша семья через Каркасон пришла в настолки.
Нам повезло: мы неправильно прочитали правила и у нас мипла можно было ставить на любой свободный тайл, а не только на тот который вытянул.
Маленькое отличие, но какие у нас были смачные БИТВЫ за города, поля и реки.
Когда мы узнали настоящие правила Каркасона игра оказалась весьма скучной, но по счастью у нас уже было полсотни других коробок в которые можно было рубиться.
Мы в Каркассон играем с нашим боевым хомрулом.
Интересное правило… Надо будет попробовать Ж)