Муки выбора: Каркассон, Колонизаторы или Билет на поезд?

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Введение

Человеку, недавно познакомившемуся с миром настольных игр, чаще всего советуют к приобретению одну из этих трех: Билет на поезд, Каркассон и Колонизаторы (Catan).

Безусловно, советуют и другие, например, кооперативные игры: Пандемия, Запретная пустыня/остров и т.д. Но, знаю по своему опыту — кооперативы очень зависят от компании и нравятся не всем.

Советуют пати-геймы (игры для вечеринок): Кодовые имена, Диксит, Сопротивление и т.д. но они, на мой взгляд, не дают атмосферы и полноценного ощущения самой игры — они больше про общение.

Советуют даже Манчкина, и, судя по продажам, этим советом, к моему сожалению,  частенько пользуются.

Тем не менее,  самыми универсальными,  будут эти три.  Если Вы стоите перед выбором, что из них выбрать, как в свое время стоял и я — эта статья направит вас.  Прошу учесть, здесь вы не найдете правил и описания компонентов, лишь мысли о реиграбельности, интересности, актуальности и альтернативных вариантах. Следует отметить, что речь пойдет о базовых версиях игр, дополнения привносят новые механики, правила и компоненты, но они требуют дополнительных денежных средств (порой значительных). Поскольку, базовые версии у этих игр самодостаточны и интересны, речь пойдет только о них.

Оформление

Все три игры оформлены потрясающе — они красивые, яркие и можно потратить много эпитетов, для их описания. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Красота освоенных земель в «Колонизаторах»

Средневековые виды «Каркассона»

Очарование железных дорог в «Билете на поезд. Европа»

Конфликтность

Конфликтность и взаимодействие между игроками — значимый элемент в настольных играх. Кто-то любит тесное взаимодействие, переходящее в прямое противостояние.  Кто-то — легкий флер конфликтности. А кто-то — копаться в своем планшете, не обращая внимания на других игроков.  Этот параметр обязательно необходимо учитывать при выборе игры, чтобы потом внезапно не обнаружить кислые мины родных и близких.

Ниже представлен уровень конфликтности, выраженный в условных единицах, который позволит сориентироваться и получить представление о воинственности упомянутых игр.

  • Конфликтность в Колонизаторах — это главным образом размещение фигурки Разбойника. Выкинув на кубиках семерку, вы можете разместить разбойника на одном из тайлов соперника, и он перестанет приносить доход владельцам.  Зачастую это довольно существенно ударяет по притоку ресурсов. Можете не сомневаться, выкинув цифру 7, ваши противники непременно отомстят и переставят ее на ваш тайл. Для защиты от разбойников можно использовать карту «Рыцаря», но на всех разбойников, «рыцарей» не напастись. При игре с детьми можно договориться, выкидывая 7-ки, переставлять Разбойника на незанятые земли. Это снизит градус конфликта, но игра потеряет часть своего злого обаяния.  Также конфликтность есть в размещении поселений и дорог, но она незначительная и более тонкая. Таким образом, колонизаторы являются умеренно конфликтной игрой и получают от меня по шкале конфликтности 5 условных единиц из 10.
  • Билет на поезд может показаться совсем бесконфликтной. Такие милые поезда, на красочной карте, разве они могут быть агрессивными? Могут. Игра не только про сбор сетов поездов, но и контроль территории. Правильно занять нужные маршруты,  вынуждая противника тратить Станции и терять победные очки — это очень глубокий уровень взаимодействия. Сбор сетов, кстати, позволяет уводить нужные сопернику карты с рынка. И тут решать только Вам — не давать нужные карты сопернику и засорять свою руку или сосредоточить внимание на собственном развитии. При всем этом, «Билет на поезд» не ощущается агрессивным. Взаимодействие тонкое, на уровне «мелких шпилек», не позволяющее игрокам обижаться друг на друга. «Билет на поезд» получает 3 условных единицы из 10.
  • Каркассон самый зубастый из этих игр. Не стоит заблуждаться и представлять ее милой строительной стратегией — это лишь одна из ее сторон. Да, играть можно спокойно раскладывая тайлы, возводя красивые средневековые картины. Тем не менее, в «Каркассоне» можно устроить настоящую войну между игроками, повысив уровень конфликтности до максимально возможного. Главный инструмент для этого — пристраивание. С помощью него производится отъем чужих городов, дорог и полей. Соперник может и обязательно будет защищаться от ваших захватнических действий. Однако, ему придется расходовать ресурсы (миплы, тайлы), которые он мог бы использовать для получения других победных очков. Таким образом, «Каркассон» получает 7 условных единиц конфликтности из 10.

Двойники

Механики у игр разные, поэтому все три спокойно могут ужиться в одной коллекции.

  • «Каркассон» — это выкладывание тайлов и контроль территории. Из похожего можно отметить «Викингов» и «Остров Скай».
  • «Билет на поезд» — сбор сетов, контроль территории. К похожим можно отнести «Этнос».
  • «Колонизаторы» — контроль территории, градостроительство, торговля. Похожую игру затрудняюсь назвать, если вы играли в такую — пишите в комментариях.

Реиграбельность

Если, покупая настолку, вы намерены играть только в нее и играть постоянно, то очень важен параметр реиграбельности.

  • «Колонизаторы». Стартовые позиции, благодаря случайной раскладке поля, все время меняются. Какие удастся занять ресурсы и где будет Ваше стартовое поселение — это все является случайным. Благодаря этим факторам, реиграбельность очень хорошая.
  • «Каркассон». Тайлы вытягиваются случайные, как их поставить решать только вам. Реиграбельность огромная. За два года у нас сыграно больше ста партий и мы с удовольствием играем в него и сейчас.
  • «Билет на поезд. Европа» обладает самым низким коэффициентом реиграбельности. От игры к игре меняются только карты маршрутов. Это не значит, что он надоест через 5 игр, но и заигрываться в него слишком часто я бы не рекомендовал.

Тайлы с цифрой «11»  приносят урожай

Игры в цифрах

Чтобы наглядно показать, что эти три игры не зря считаются лучшими, приведу ряд цифр с сайта https://boardgamegeek com.

Во-первых, почему гейтвеи? Дело в том, что уровень сложности игр не высокий (от 1,9 до 2,3 из 5, что ниже среднего), это позволяет новичкам комфортно начать играть.

Во-вторых почему лучшие?  Это можно судить по нескольким параметрам.

Сразу сделаю оговорку, что все цифры относительные, они показывают число партий и голосов только зарегистрированных пользователей на сайте.  Реальные цифры были бы значительно выше, но общая тенденция и распределение, на мой взгляд, сохранятся.

Если отсортировать все игры по числу поставивших оценку, «Колонизаторы» будут на первом месте, «Каркассон» на втором, «Билет на поезд» на 6, «Билет на поезд Европа» на 13. Вы только представьте среди десятков тысяч зарегистрированных игр такие высокие места!

НазваниеГод изданияРейтинг на сайте Geek RatingAvg Rating
Билет на поезд. Европа2005977.4507.56
Билет на поезд20041357.3517.45
Каркассон20001467.3267.43
Колонизаторы (Catan)19953177.0467.2
Манчкин200136475.7565.92

Как можно видеть, у «Билета на поезд. Европа» самый высокий рейтинг из всех. Дополнительно я взял в таблицу данные и по обычному «Билету на поезд», так как с Европой они делят число владельцев (две почти одинаковые коробки редко у кого в коллекции). Также взял данные по «Манчкину», для сравнения.

НазваниеГод изданияЧисло владельцевЛюбимая% добавивших в любимые
Билет на поезд + Билет на поезд. Европа13812344623.23%
Колонизаторы (Catan)199512028846663.88%
Каркассон200011744449134.18%
Билет на поезд20047681127943.64%
Билет на поезд. Европа20056131216682.72%
Манчкин20016026018653.09%

Здесь как раз можно увидеть, что владельцы разделили между собой Билеты, поэтому добавил графу, где суммировал их показатели. Судя по проценту добавивших игру в любимые, «Каркассон» лидирует.

НазваниеЧисло владельцевПокупают% хотят купитьПродают% хотят продать
Билет на поезд + Билет на поезд. Европа13812322561.63%12060.87%
Колонизаторы (Catan)12028810840.90%16011.33%
Каркассон11744412441.06%14011.19%
Билет на поезд7681111851.54%7280.95%
Билет на поезд. Европа6131210711.75%4780.78%
Манчкин602602860.47%21643.59%

Если судить по проценту, желающих приобрести: «Билеты на поезд»- на первом месте, «Каркассон» — на втором.  Если судить по проценту желающих продать, то самый низкий (читай самый лучший) опять у Билетов, потом «Каркассон».

Показатели «Манчкина», в несколько раз превышают показатели троицы: продать его хотят много, а купить мало.

НазваниеГод изданияЧисло летЧисло сыгранных партий за все времяЧисло партий в год
Билет на поезд + Билет на поезд. Европа1434365824547
Каркассон20001934065917929
Билет на поезд20041521275714184
Билет на поезд. Европа2005141309019350
Колонизаторы (Catan)1995242224049267
Манчкин200118461032561

По числу сыгранных партий за все время, «Билеты» вместе чуть опережают «Каркассон».  Получилось немного не честно — количественные показатели двух игр против одной.

По числу партий в год расклад примерно такой же — впереди тандем «Билетов», потом «Каркассон». Тут нужно учесть, что время партии в «Каркассон» чуть меньше, чем у Билетов и «Колонизаторов», что позволяет сыграть несколько партий за присест.

«Манчкин», сильно отстает от всех остальных.

Лежащие на поле крестьяне приносят очки только в конце игры

Альтернативные варианты

Вовсе не обязательно в качестве первой семейной игры брать что-то из этой тройки.  Оглядываясь на существующие предложения, можно выбрать несколько других вариантов отличных игр-гейтвеев.  Опишу плюсы и минусы по сравнению с героями статьями.

  • Лоскутное королевство — легкая игра, с механиками тайлоукладывания и аукциона.  Главный плюс — цена. Она стоит чуть меньше «Каркассона» и в три раза дешевле «Билета на поезд» и «Колонизаторов».  Главный минус для меня — ее быстрота. Партия занимает минут 5 и ты попросту не успеваешь насладиться игровым процессом, ощутить игру. Впрочем, игра очень хорошая и определенно стоит внимания.
  • Средневековая академия — игра с драфтом карт и механикой продвижения фишек. По-моему, минусов нет, только плюсы. Дешевая, интересная, реиграбельная. Коробка небольшая, но по игровому процессу ощущается как большая полноценная игра. Я искренне не понимаю, почему она не такая популярная, как большая тройка.
  • Каменный век — уютная семейная игра с механикой размещения рабочих. Цена сопоставимая с «Билетом» и «Колонизаторами». Уровень сложности, возможно, чуть выше. В связи с тем, что практически не меняются стартовые условия, лишь порядок выхода карт, ее минусом я вижу реиграбельность. Если раскладывать каждый день — может быстро надоесть.
  • Азул — легкая абстрактная игра с красивыми компонентами. Плюс — очень красивые компоненты. Минусы для меня — абстрактность и реиграбельность. Тема в нем почти не ощущается — просто набор плиточек. Больше сменных полей увеличили бы реиграбльность.
  • Пэчворк — легкая дуэльная игра с механикой тетриса. Плюсы — цена, простота. Минус — дуэльность. К сожалению, игра рассчитана строго на двоих, если для вас это не проблема — рекомендую обратить внимание.

Европа, с любовью укутанная железными дорогами

Мысли

  • «Каркассон», на мой взгляд, не утратил своей  актуальности. Динамичный, красивый, по-хорошему злой — таким он мне видится. Нужен ли он в каждой коллекции? Честно, не знаю, но свою без этой коробки не представляю. Он долгое время был любимой игрой. Однако, в силу своей недостаточной глубины и недостаточной сложности, недавно уступил пьедестал другим — более тяжеловесным играм. В моем представлении — это идеальная настольная игра для новичков, которая научит стратегически мыслить и подготовит к более трудным играм, как по правилам, так и по времени партии. Потрясающая игра, с огромным число сыгранных партий.
  • «Билет на поезд» более спокойный, более вдумчивый, чем два соперника. Процесс игры в нем сродни медитации — собрал одинаковые вагоны,  построил путь, заработал очки. Он самый уютный из них и самый близкий к семейному формату. Я заметил, что из этих трех, именно «Билет на поезд», детям нравится больше всего. Это не случайно — здесь меньше всего конфликта, а правила самые простые. Если планируется игра с детьми для посиделок раз в неделю, приоритетным выглядит именно «Билет на поезд. Европа»
  • «Колонизаторы» — это игра, которая пришла ко мне последней. Она ближе всего к моему представлению о том, какими должны быть настольные игры: рыцари, разбойники, замки, дороги, кубики, карты — здесь есть все, что нужно. Попробовав ее, я понял — вот такой я себе представлял идеальную настольную игру, когда начал ими увлекаться. Именно она была бы моим откровением, но всему свое время. Сейчас я понимаю, что в ней больше, чем в других чувствуется влияние рандома. Кубики, на которые никак не повлиять. В современных играх стараются уйти от этого, дать возможность игроку как-то влиять на процесс или результат выпадения кубов. Именно поэтому чувствуется, что игра самая старая. Но самым неудобоваримым для меня стала торговля между игроками. Торговля, вносящая хаос в размеренный игровой процесс, когда игроки начинают выпрашивать отдать тот или иной ресурс. Справедливости ради стоит отметить, что детям этот элемент наоборот понравился, да и убрать его не сложно, оставив для торговли лишь порты. Игра, безусловно, выдающаяся, это можно видеть и по числу владельцев и по количеству сыгранных партий, отмеченных на сайте BGG. Тем не менее, кажется, ее время уже уходит…

Заключение

В заключении хотелось бы сказать: не важно какую из этих игр Вы предпочтете — все они очень достойные и подарят много интересных партий. Вы можете попробовать все три — они разноплановые и легко могут сосуществовать в одной коллекции.  Уровень сложности у всех невысокий, и  они не вызовут проблем в освоении. Из личного опыта, «Билет на поезд. Европа» больше нравится детям.  Опытным же игрокам, на мой взгляд, подойдет только «Каркассон». Искренне надеюсь, что  статья помогла Вам составить представление о каждой из них!

Автор: Machairod

Читайте также:

Вернуться наверх