Одна из немногих спорных игр в нашей коллекции. Назвать ее семейной не так-то просто, но в тоже время есть в ней что-то неординарное и мимо такой настолки не пройти.
С одной стороны никто из нашей семьи не испытывает особого восторга по поводу «Ужаса Аркхэма», но и избавляться от нее не спешим и раз в пол года садимся поиграть, чтобы снова погрузится в тревожный и опасный мир Аркхэма. Всему виной ее мистическая особенность — она умеет причинять боль. Да, да, боль. Игра общается с участниками и умеет изощренно задеть каждого, защитится от нее достаточно сложно и когда это получается (по сути, переломный момент в игре, когда мы начинаем выигрывать) чувство эйфории зашкаливает все разумные пределы. Ради этого она, собственно, и пылится на полке по пол года в ожидании своего пробуждения. Играть чаще, значит снова переживать страдание, а сладость победы никто не гарантирует.
Чем притягателен Arkham Horror, так это своей атмосферой. Мистика и саспенс царят повсюду, а выразительное зачитывание карточек локаций может вызвать вполне ощутимое чувство тревоги. Игра щедра на плохие события, но наносит их изощренно и красноречиво.
«Ужас Аркхэма» максимально персонифицирована и каждый персонаж обладает своими вполне логичными способностями: если молод, то будь силен и ловок, стар, то будешь медлительным, но опытным.
Зло так же не является какой-то абстрактной субстанцией, а имеет имя, свои слабости и пристрастия. В общей сложности в «Ужасе Аркхэма» несколько десятков основных и второплановых персонажей с разными способностями, а также религиозными и гражданскими убеждениями — скучно не будет, есть с кем пообщаться в проклятом городишке.
Но вот, что серьезно напрягает, так это битва с монстрами. Весь механизм битв навевает смертельную скуку не только на тех, кто ждет своего хода, но, и что самое несправедливое, на активного игрока в том числе. И, как апофеоз неисчислимых и, по сути, изматывающим морально, бросков кубиков — это битва с главным боссом при его пробуждении. Придется «набросаться» столько, что на настолки с дайсами может появится временная аллергия.
Кроме того «Ужас Аркхема» требователен к участникам в плане знания правил, которые коряво изложены на 24 страницах красочного буклета. Создается впечатление, что их писал не разработчик, а само Зло Аркхэма — игра начинает причинять боль уже при прочтении параноидальных правил с частыми и бессмысленными посылами на различные страницы буклета. Прекрасный образец того, как не надо делать правила к играм. При всем этом — знать их надо досконально, поскольку интуитивно понять, что происходит на игровом поле невозможно.
Ну, и в завершении о качестве. Мне досталась редакция с бракованным игровым полем, которое расползлось на три части практически сразу.
Игры с браком вполне официально и по полной стоимости реализовывались в магазине «Игровед».
Мнение
«Ужас Аркхема» так и не стал нашей любимой настолкой, более того, массовый интерес к ней и высокие рейтинги мне искренне непонятны — она весьма далека от идеала. Игра сложная, требует много времени и внимания, но при этом рандомная, боевая часть игры откровенно скучна. Более того, «Ужас Аркхема» просто таки изощренно изматывает участников — явно не семейный формат. Спасает ее от продажи на «барахолке» буквально поглощающая атмосфера и неординарный мистический сюжет.
Оценка: 4/10
- Правила настольной игры «Ужас Аркхэма» (русский перевод, pdf)
- Посмотреть позицию в нашем ТОПе
Сложность правил | Бестолково описаны и тяжелы в освоении. Много нюансов. | |
Сложность игры | Много текста, много действий и все это при фатальном рандоме | |
Конфликтность | Нет. Кооперативная игра | |
Оформление | Достойное. Много компонентов, но впечатление испортил брак поля | |
Атмосфера | Полное погружение | |
Реиграбельность | Высокая | |
Впечатление | Монотонность и затянутость… повторяющиеся действия. Игру вытягивает художественный текст. | |
Время игры, мин | 180-300. На троих, включая подготовку и сборы | |
Компания, чел. | 1-8. В основном играем втроем, нормально. | |
Сколько места | Нужен огромный стол. |
«поглОщающая»
Спасибо, что заметили и уделили время на комментарий. Исправил.
Не могу согласится с мнением автора статьи, по поводу Ужаса Аркхема (мое тоже наверное будет слегка предвзято), но:
Во-первых по поводу правил — не такие они уж и трёхэтажные как тут пишут (книга правил в D&D вот где действительно пять этажей), здесь достаточно уделить один вечер, чтобы разобраться в 90%, остальные десять легко добираются при помощи «ютьюба», ну и конечно эмпирические изыскания здесь также вполне уместны!!!
Во-вторых, по поводу поля — поле одностороннее, поэтому проявив смекалку и сноровку сразу можно склеить скотчем (у меня поле отличного качества, просто появилось подозрение на криворукость юзеров)
А вот по поводу размеров — согласен на все 100% — игра действительно занимают очень много места, ну так это же амери, по другому и быть не должно, в таких приключениях все с размахом и по времени и по месту и в том числе по эпичности.
Если подытожить: со многим не могу согласится (рандом кстати в этой игре ну прям страсть как к месту и да, почему то люди, которые, например, в карты играют не жалуются на рандом, хотя там его хоть отбавляй, здесь он добавляет, некоего мистицизма что-ли). Игра не зря стоит на 14 месте по версии одного из самых влиятельных сайтов по настольным играм (BGG). Она не для всех это да, тем кто не склонен к азартному и рандомному выпиливанию монстров и исследованию мира, лучше играть в евро или вообще в шахматы!!! Я бы игре поставил 9 из 10 (только потому, что нужно очень много места)
Обзор почти 3,5 года назад написан. Не было летсплеев тогда — это сейчас всё очевидно и легко кажется, тогда же информации по ней мало было. Замечательно, что она не теряет актуальность и держится в рейтингах, но даже по прошествии длительного времени и партий в множество других игр, я предпочту «Андор», «Мертвый сезон», Descent, но не «УА». Хотя, возможно, я обнаружу когда-нибудь себя за игрой снова, и разделю ваше мнение и восторг)