Специально для любителей кризисной экономики и менеджмента новая настольная игра Райнера Штокхаузена «Альтиплано» (Altiplano). На сей раз нас занесет в Южную Америку, в Анды, на возвышенность между горными хребтами Боливии и Перу. Когда-то тут располагалась древняя Империя Инков, теперь же у нас есть возможность здесь, на высоте более 3 тысяч метров, стать одним из местных жителей и посвятить себя делу выживания в условиях скудной растительности и ограниченных ресурсов. Нам предстоит много трудиться, чтобы обеспечить себя всем необходимым: ловить рыбу в озере Титикака, разводить альпака, добывать руду, производить и продавать различные товары, строить дороги и накапливать про запас продукцию собственного производства на складах. Самый грамотный и высокопродуктивный управленец наберет наибольшее количество ПО и победит в игре.
Историческая справка
Альтипла́но (исп. altiplano, от alto — высокий и plano — плоскость) — обширное плато в Андах, испещрённое вулканами. Является западной пониженной частью внутреннего плоскогорья Центральных Анд и занимает приграничные территории Чили, Боливии, Перу и Аргентины. Сухая земля Альтиплано буквально усеяна солончаками — огромными бассейнами соли. В этой области находится множество озёр самых разных форм и размеров, из которых наиболее крупные Титикака и Поопо, «наследники» огромных водоёмов Балливиан и Минчин глубиной до 100 м, полтора миллиона лет назад покрывавшими значительную часть Альтиплано.
Компоненты игры
Игра состоит из большого числа компонентов и поначалу глаза разбегаются от их обилия. Но, сверяясь с правилами, начинаем подготовку и всё становится на свои места. В центр стола ложатся 7 планшетов местности, игроки получают планшеты действий и складов, памятки по подсчету победных очков, а также фишки и маркеры. Особое удовольствие доставляют ящики и мешочки для ресурсов — в ящички-тележки складываем добытые ресурсы, затем они перекочевывают в мешочек (по мере опустения). Из мешка вытягиваем определенное количество жетонов ресурсов и размещаем на планшете действий.
Все компоненты высокого качества, приятно держать в руках, удобно играть, интересно рассматривать. Кроме перечисленного, в игре 7 жетонов ролей, 50 монет, 56 карт, 28 пристроек, 209 жетонов товаров, блокнот для подсчета очков и фигурка первого игрока в виде альпака (плюс «штатно» прилагается еще и мини-дополнение «Задания»). Карты и жетоны товаров в зависимости от количества игроков раскладываются на свои места на планшетах местности, еда и монеты выкладываются в центр, каждый игрок выбирает себе одну из доступных ролей, получает соответствующие ресурсы и помещает их на ячейки планирования на своем планшете. Теперь все готово, можно начинать!
Ход игры
За обилием компонентов и 14-ти страничным буклетом с правилами скрывается простая и прозрачная механика — надо перемещаться по 7 локациям, собирать с них ресурсы и комбить для получения более сложных. Неплохо при этом научиться пользоваться различными бонусами или выполнять контракты. Необходимость в этом и первые навыки реализации приходят уже к середине ознакомительной партии, далее побеждает врожденная любознательность, которая мотивирует разложить игру снова и снова в поисках наивыгоднейшей победной схемы. Для любителей реиграбельных настолок, «Альтиплано» настоящая находка, при этом позволяет быстро «въехать» в игровой процесс и новичку.
Каждый раунд состоит из 4х фаз:
- вытягивание жетонов из мешка
- планирование – размещение жетонов на планшете действий
- действия – выполняются игроками по очереди
- подготовка к новому раунду
В фазе действий игроки перемещаются по планшетам местности, где могут совершать определенные действия. Перемещаться помогают повозки, которые позволяют передвинуться на расстояние до 3х шагов за раунд. В начале игры у каждого игрока повозка только одна, но можно приобрести дополнительные или продвинуться на 1 шаг за 1 еду. Перемещение с помощью дополнительной повозки всегда стоит одну еду.
Планшеты местности
Поскольку передвижения по местности в рамках одного раунда ограничены количеством повозок и наличием дополнительной еды (а ее часто не хватает), то продумывать каждый свой шаг приходится очень тщательно. Заканчивая раунд не мешает позаботиться о том, чтобы использовать местность, в которой остановился, в начале следующего. То есть заранее предусмотреть наличие необходимых ресурсов (а оно может зависеть и от удачи). Каждая местность, как правило, позволяет совершать несколько действий, поэтому нужно использовать ее по максимуму.
- Деревня позволяет строить дома, покупать повозки и складировать товары
- Лес производит дерево, позволяет обменять какао на другие ресурсы (еду, ткань, стекло)
- Рынок позволяет продавать и доставлять товары, получать заказы и покупать пристройки
- Шахта производит камень и серебро
- Пристань производит еду, позволяет обменять рыбу на камень, а также построить лодку
- Ферма производит еду, шерсть, ткань
- Дорога позволяет увеличивать количество доступных ячеек на планшете планирования и получать кукурузу
Ресурсы
Кроме монет и еды в игре 11 ресурсов, которые приносят разное количество ПО (от 0 до 4х). Самое интересное, что не все они доступны на вашем игровом планшете. Некоторые из них (альпака, какао, рыбу) можно получить только при помощи жетонов ролей, жетонов пристроек или карт лодок. Поэтому необходимо уже в самом начале игры продумать стратегию и выбрать специализацию — вместе с выбором жетона роли. Ну, а потом уже не зевай — строй лодки, покупай пристройки — конкуренты не дремлют и готовы отсыпать за выгодное предложение иной раз целую пригоршню монет.
Отдельно надо сказать о жетонах еды и кукурузы.
Кукурузу можно добыть на планшете дороги или при выполнении заказа. Сама по себе она ничего не стоит, но может использоваться как джокер при выкладывании на склад. То есть, если на складе уже лежат какие-либо товары (например, дерево) и ряд еще не заполнен, то кукуруза помещается в этот ряд (и становится деревом). Если на складе еще товаров нет, или ряды заполнены, то кукуруза начинает новый ряд и он весь должен быть заполнен кукурузой. Только тогда он принесет победные очки.
Жетоны еды не выкладываются на склад. Они используются для перемещения и для обмена на другие ресурсы. Еды нужно много, но тут тоже необходимо найти верный баланс — если ее слишком много, то других ресурсов будет не хватать и еда станет бесполезной — некуда будет перемещаться и не на что ее тратить.
Особенности
В этой игре совершенно необязательно (как, например, в Агриколе) преуспеть во всех областях и развить в хозяйстве все направления деятельности. Да это и невозможно! Здесь каждый фермер может выбирать, в каких именно отраслях специализироваться (оптимально это будет 2-3) — разводить ли альпака и производить шерсть и ткани, или стать кораблестроителем и каменотесом, или производить серебро и заняться стеклодувным промыслом. Все в руках каждого фермера в зависимости от выбранных стартовых условий (то есть, по сути дела, от жетонов полученных ролей).
Вот почему и конфликтность в игре ниже среднего — по крайней мере в игре на троих. Конечно, можно перейти дорогу сопернику, уведя у него из-под носа нужные карты или пристройки, но всегда есть альтернатива и найти выход из сложившейся ситуации вполне реально. Хотя, возможно, что при игре вчетвером-впятером ситуация будет более острой и напряженной, то есть игра станет более соревновательной и динамичной.
Жетоны ролей
Ролей всего 7 и правилами предусмотрена возможность выбора роли в порядке обратном очередности (т.е первым выбирает тот, кто будет ходить последним). Таким образом, закладывание будущей стратегии и выбор специализации происходят уже на самом начальном этапе. Шесть из семи ролей позволяют менять еду на другие ресурсы, седьмая меняет жетоны альпака на руно. Обмен может происходить на определенном планшете местности, что указано специальным значком в левом верхнем углу. И, странствуя по планшетам, это тоже необходимо учитывать. Кроме того, каждая роль приносит какой-то определенный набор ресурсов. Наиболее выгодно, если среди них есть трудно добываемые ресурсы — альпака или рыба. А вот редкое и выгодное какао на старте получить нельзя.
Впечатление
«Альтиплано» — классическое евро с выставлением рабочих и получением ресурсов. Но это не сухая и скучная настолка, с тематикой, притянутой за уши. Яркое оформление, забавные нюансы в виде мешочков и тележек, странствование по планшетам местности — из всего это и складывается ни с чем не сравнимая атмосферность, и евро-сухарь превращается в сладкую и сочную кукурузу или, как говорят в Южной Америке, маис. Игра затягивает, увлекает, при этом она универсальна и будет интересна и новичкам, и продвинутым игрокам. А благодаря своей созидательности и не конфликтности прекрасно укладывается в семейный формат и подойдет для детей от 12 лет.
Очень подкупает то, что игроки не зажаты в жесткие рамки, несмотря на кризисность и нехватку ресурсов, а вольны выбирать собственную стратегию. Все дороги перед южно-американскими аборигенами открыты. Победные очки можно зарабатывать везде и на всем, главное быть предельно собранным и внимательным. Огромное количество ПО можно заработать на выполнении контрактов. Они приносят от 9 до 19 ПО за каждый. Хорошие бонусы также приносит строительство домов и лодок. И есть еще дополнение с заданиями, которое тоже привносит в игру разнообразия и повышает вариативность. А кроме того сокращает муки выбора среди открывшихся перспектив и альтернатив.
Мнение
В настольной игре «Альтиплано» (Altiplano) симпатизирует геймплей, он простой и в тоже время содержательный, нет каких-то очевидно бесперспективных действий, все работает. Игровой процесс ладный — не перегружен лишними деталями, сложными схемами, логичен. Не последнюю роль сыграло и оформление — оно «ламповое», весьма уютное и создает свою атмосферу и колорит. Это хороший пример семейной игры, среднего по сложности евро, приправленного легкой остротой кризисного менеджмента и красиво сервированное на игровом столе. Смотрится и играется аппетитно) Отличный подарок для себя, для семьи, для друзей!
Плюсы
- яркий красочный арт в стиле индейских пончо
- высокое качество издания
- понятные правила и иконографика
- глубокая интеллектуальная стратегия с элементами кризисности
- интересная механика
- много оригинальных, но не усложняющих игру нюансов
- высокая вариативность и реиграбельность
- относительно низкая конфликтность
- хороший баланс
Минусы
- долгая и нудная раскладка игры
Оценка: 9/10
Сложность правил | Средняя | |
Сложность игры | Средней сложности евро | |
Конфликтность | Низкая | |
Оформление | Яркое, красочное, как индейское пончо | |
Атмосфера | Есть | |
Реиграбельность | Высокая | |
Впечатление | Глубокая увлекательная стратегия для взрослых и детей от 12 лет | |
Время игры, мин | 60-120 минут | |
Компания, чел. | 2-5 человек | |
Сколько места | Большой игровой стол |
Отличный обзор!
Себе такую же захотелось в коллекцию!
Игра достойна коллекции. Хватит её надолго.
Алексей, тебя и твою играющую семью поздравляю с Новым годом!
Желаю новых, интересных игр,хороших обзоров, и конечно, всего самого наилучшего!
Рад, снова читать твои обзоры! Возможно, как-нибудь познакомлюсь с «Альтиплано», очень симпатичная игра! В свое время поглядывал на «Орлеан», но эта как-то по-живее выглядит!
Привет, Сергей!) Спасибо, будем стараться. И тебе наилучшие поздравления от нас!!!!
В «Орлеан» не играли, если они похожи, то смысла не вижу менять. «Альтиплано» ламповый и это для нас огромный плюс.