Поздравляю с наступающим Рагнарёком! Гибель мира неотвратима. Хороший повод забыть про печаль и рутину, отодвинуть с размаху всё в сторону и весело провести оставшееся время, разграбив пару-тройку деревень во славу скандинавских богов. Ну, или просто разложить настольную игру Blood Rage (Кровь и ярость). О плюсах и минусах этой необычной по красоте настолки в обзоре ниже.
Как играть?
Игра умеет пустить пыль в глаза — обилие миниатюр, яркие арты и отсылка к скандинавской мифологии подразумевают эпичность. Но сам игровой процесс слишком прост и не дотягивает до антуража. Потребуется разыграть около сотни простеньких карт и «подвигать» миньки взад-вперед по игровому полю.
Задача: прокачать игровой планшет, набрать ПО за выполнение воли богов, разграбление провинций и победу/поражение в стычках с соседними кланами.
Партия длится 3 раунда, каждый раунд в свою очередь состоит из 8 этапов, действия игроков сводятся к следующему: сперва игроки набирают методом драфта 8 карт в руку, затем поочередно разыгрывают их.
Карты делятся на три типа:
- карты битвы (красные) — дают силу в бою;
карты заданий (зеленые) – квесты, за выполнение которых дают ПО;
карты улучшений (черные) – можно прокачивать ими воинов, монстров и сам клан.
Собственно, карты, а точнее правильно выбранный момент для их розыгрыша и грамотные комбинации, «двигают» игру. Всё остальное – красивые и дорогие декорации.
Раунд за раундом игроки с помощью карт перемещают фигурки по полю, вступают в битвы, теряют воинов, прокачивают характеристики на личном планшете. В конце раунда проверяют, выполнены ли задания (зеленые карты), «закрывают» одну из провинций, возвращают назад в руку всех погибших воинов. И так три раза.
На личном планшете прокачиваем важные параметры.
- Шкала ярости — эквивалент денег. Чтобы выполнять некоторые действия, нужно тратить ярость, по этой причине повышать в первую очередь этот показатель предпочтительнее.
- Топоры – обозначают, сколько ПО вы получаете при победе в битве.
- Рога – показывают, сколько фигурок можно задействовать на игровом поле одновременно.
Также на личном планшете есть ячейки для карт улучшений вождя, клана и воинов. В том числе, именно с помощью улучшений на свою сторону можно привлечь красавцев-монстров с весьма скромными, на самом деле, способностями.
Действия на поле типичные для игр с механикой «ареа контроля» – активному игроку для перемещения армий, как правило, надо что-то затратить, для победы необходимо обладать самой сильной армией и задействовать, при необходимости, карты битвы.
Впечатления
Брутальный головорез с добрым нравом
Внешне игра выглядит люто: название — боевой клич, сюжет артов строится вокруг батальных сцен, сеттинг предвкушает полный эпичности игровой процесс. Оформление явно рассчитано на аудиторию, готовую рвануться в бой и растерзать на запчасти всех и каждого, кто встанет на пути.
В итоге, из-за густоты красок стоило больших усилий усадить за игру свою миролюбивую ячейку, воспитанную на овечках Уве Розенберга и других ми-ми-ми евро. Произносить название игры в таких условиях — всё равно, что приглашать семью на просмотр фильма «Техасская резня бензопилой». Сработал лишь козырь в виде «ареа контроля» — механика, которая нам крайне симпатична последнее время.
Самое забавное, что уже после первого раунда стало понятно, что ничего кровавого и яростного в игре нет. Для нас это «разочарование» из серии приятных, могу лишь предположить, что испытали те, что ждал «хлеба и зрелищ», раскладывая первый раз Blood Rage. Разочарование в таком случае — единственное, что может привести к ярости.
По факту, за брутальной внешностью скрывается достаточно «мягкий» «ареа контроль», где превосходство над территорией решается силой армий. При этом, проигравшая сторона как бы «умирает», но в конце раунда возрождается в том же составе и с теми же «шмотками». Игроки теряют в битвах земли, а участвующие воины отправляются временно на скамью запасных. Вальхалла возвращает воинов в мир, более того, часто покрывая их славой (ПО) при этом. Слишком гуманно. «Летопись«, со своим кладбищенскими реалиями, на этом фоне приобретает циничный оттенок, а «Наследие. Завещание герцога де Креси» с драматичными событиями деторождения, вообще кажется не к месту натуралистичной.
Впрочем, нас такой подход в игре полностью устраивает, он очень грамотно нивелирует горечь поражения, когда сгребаешь свои фигурки с поля. Знание, что воины вернутся (при удачном стечении обстоятельств, возможно, с хорошими ПО), заставляет относится к потерям легко и без сожаления, как к необходимости. Какие при этом могут быть претензии и обиды по отношении к «виновнику» поражения? Никаких.
Тонкая грань между победителем и побежденным
В игре два пути к победе:
1. Битвы с соперниками / грабежи провинций
2. Исполнение воли богов, выполнение квестов
От того, как удачно их смиксовать, будет зависеть успех. При этом вовсе необязательно добиваться гегемонии в военном деле, можно получить гору ПО и со скромной армией. У слабых племен есть возможность направить воинственную энергию соседей на своё процветание. Боги любят жертвы, чем чаще погибают ваши воины, тем больше славы вам достается, нужно лишь заранее договориться с богами, забрав на руку и выложив несколько нужных зеленых карт.
У сильных племен есть свои возможности преподнести дары богам, но жертвуя или побеждая, вы все-равно обладаете равными шансами заполучить победу. Именно эта тонкая грань делает «Кровь и Ярость» безумно симпатичной, исключая необходимость прямого соперничества лоб в лоб. Ничто не мешает слабому в плане боевки клану свернуть на тайную, но интересную тропинку достижения скрытых миссий. Забавно наблюдать за реакцией «боевых» товарищей, которые рубились весь раунд за право доминировать в провинциях, когда аутсайдер «скачет,» благодаря милости богов, по треку ПО, забирая с хитрой ухмылкой своих тщедушных воинов из Вальхаллы.
Стратегия в игре тесно переплетена с тактикой — каждый раунд и ход предоставляет возможность корректировки и того, и другого в зависимости от сложившейся ситуации — начальной расстановки фигурок на поле, прокачанности клана, соседей и прочего. Другими словами, если держать ухо востро, то из любой ситуации, когда вас буквально стерли с лица земли, находится путь к победе — тут важнее не пасть духом и разглядеть его.
Боевка в игре хоть и не блещет разнообразием, но включает в себя элементы блефа и отчасти аукциона, что придает определенный градус остроты и иногда непредсказуемости. Сравниваются не только значения силы кланов, но и учитываются разыгранные в закрытую во время боя карты с руки, большинство из которых имеют ещё и текстовый эффект — можно получить дополнительные ПО, ослабить враждебную армию до решающего подсчета очков силы и тп.
Понравился момент, связанный с началом боя, когда активный игрок, находясь в провинции, кидает клич, что он готов её разграбить. Затем остальные игроки, вне своего хода, но по очереди, могут войти в эту провинцию (бесплатно) и попытаться сразиться с зачинщиком, чтобы не дать ему заполучить награду. Часто в результате таких маневров случается, что сильные армии тают на глазах и в итоге добычу забирает неприметный аутсайдер, «случайно» оказавшийся рядом и/или воспользовавшийся массовой миграцией воинственных соседей.
Оформление и качество локализации
Игра не дешевая, но сделана на совесть. Центральное место в оформлении занимают миниатюры, которые заметно оживляют игру. Есть ли необходимость в таком шикарном оформлении? Со стороны игрового процесса — нет. Со стороны игроков (в данном случае, с моей стороны) — есть. Страшно даже представить, во что превратиться игра, если заменить шикарные миниатюры кубиками. Я прекрасно понимаю, что простая по сути игра потребовала за себя круглую сумму из-за обилия красивейших миниатюрных фигурок, но всякий раз созерцание их на поле и перемещение по нему доставляет огромное эстетическое удовольствие — мне это нравится и оно того стоит. Миниатюры, кстати, штатно разложены в пластиковые треи.
Баланс
Местами спорный. Основная претензия к прокачке основных характеристик: ярости, рогов и шлемов. Слабо прокачанная ярость может наложить ограничения на число действий игрока, в тоже время, лидер получает большие возможности развиваться по всем направлениям. Игра же на это «безобразие» смотрит безразлично, не протягивая руку помощи «утопающему», не осаживая пыл зарвавшегося завоевателя. В итоге, лидер упирается в потолок на своем планшете (собирая максимум ПО) и даже позволяет себе демонстративно расслабиться, доминируя на карте, в то время как остальные, скрипя мозгами пытаются элементарно выжить. В такой ситуации вся надежда только на карты воли богов, когда удается выполнить несколько целей, удачно подставившись или прикинувшись ветошью заполучить разграбленную провинцию. К счастью, такое случалось у нас не столь часто, как-то быстро мы распознали этот момент, что нельзя допускать лидерства одного игрока — раздавит, куда выгоднее вступать в таком случае в сговор и совместными усилиями восстанавливать баланс.
При игре вдвоём, правда, это не работает и надежда остается исключительно на карты даров. Более того, в дуэльном режиме многое зависит от прихода карт: был случай, когда один из игроков не смог получить ни одного монстра, но даже в такой ситуации сумел свести игру к ничьей. Кстати, мы не нашли в правилах, что делать в случае равенства славы.
По оформлению, простоте правил и понятности игрового процесса Blood Rage — легкая игра, близкая к гейтвею, но всё было бы идеально, если бы не хрупкий баланс. Игра требует жесткого понимания тактики — кто и как может в данный момент лихо вырваться вперед. Относится это, в первую очередь, к ситуации на поле — захвату и удержанию территорий. Недооценка силы и потенциала армий соперников может привести новичка, да и опытного, но потерявшего бдительность игрока, к фатальным последствиям.
Реиграбельность
Высокая. На реиграбельность влияют: стартовая раскладка, драфт колоды (3 раза за игру), уровень игроков. Партия на троих длится от 1 до 1,5 часов. Если понравится, то десятком партий не ограничитесь, плюс есть достаточно интересные дополнения (включая расширение на 5-го игрока). Единственный неудобный момент — это время подготовки и сборов.
Атмосфера
Держится исключительно на миниатюрах и оформлении, сам игровой процесс слишком прост для того, чтобы создать атмосферу.
Мнение
У меня сложилось полярное мнение о настольной игре Blood Rage (Кровь и ярость). С одной стороны она оказалась совершенно не тем за кого выдаёт — здесь нет «крови и ярости», жесткого конфликта и эпичности (по крайней мере, внешность это предполагала), с другой, она неожиданно проявилась как семейная игра на «контроль территорий» с простым игровым процессом и, в общем-то, менее зубастым для этой механики взаимодействием. Несмотря на лютый внешний вид, характер у игры оказался на поверку мягким. В тоже время, игровой баланс лишен нужной гибкости, что в определенные моменты предъявляет к участникам неуместные, повышенные требования. Несмотря на жирный минус, мне игра пришлась по душе и безумно понравилась, но рекомендую её с осторожностью.
Плюсы
- Шикарное и эффектное оформление
- Обилие красивейших миниатюр, которые, помимо восхищения, вытягивают собой атмосферу
- Простые правила
- Сочетание умеренной конфликтности с механикой «захвата территорий»
- Возможность прийти к победе не столько побеждая в битвах, сколько подстраиваясь под ситуацию
- Реиграбельность
- Наличие локализованных дополнений
Минусы
- Игровой баланс
Оценка: 9/10
Сложность правил | Простые. Хорошо изложены и иллюстрированы | |
Сложность игры | Простой игровой процесс | |
Конфликтность | Для механики «захвата территорий» ниже среднего | |
Оформление | Шикарное! Гора миниатюр с высокой детализацией | |
Атмосфера | Есть благодаря большому количеству миниатюр | |
Реиграбельность | Высокая | |
Впечатление | Отличная игра для любителей «ареа контроля», но баланс хрупкий | |
Время игры, мин | На троих, включая подготовку и сборы 60-90 | |
Компания, чел. | 2-4. Втроем играть приятно. Вдвоём сложно, многое зависит от карт | |
Сколько места | Требует большой стол |
Практически во всем с тобой согласен — шикарное оформление, интересный ареа-контроль, несложные правила, отличная реиграбельность.
Но цена!! В магазинах от 4590 до 4990. Это цена полностью оправдана , если принять во внимание качество и количество игровых компонент. Но я иногда задумываюсь, а игралась бы эта игра, если бы вместо миниатюр были кубики? Скорее всего, нет. Она бы потеряла львиную долю своей атмосферы и брутального шарма. А вот, если бы вместо миниатюр были фигурки на картоне, как в мертвом сезоне, вот тут пожалуй, да — игра бы не потеряла в геймплее, а стала бы доступна большему числу увлекающихся настолками из-за более демократичной цены. Но , что есть, то есть. Игра дорогая, но потрясающе красивая. Мы пока сыграли раз 6. И человек, имеющий самую большую армию, выйграл 3 раза. Одни раз хорошо сыграла комбинация на умирании кораблей (плюс морской змей) — подкладываешь эти корабли на рагнарек — получаешь очки за гибель корабля, получаешь очки за гибель на рагнареке, а если озаботиться и приобрести умение клана Локи — очки за возвращение, получается довольно действенная комбинация.
Еще очень интересным показалось умение клана — потрать две ярости и разграбь уже разграбленную провинцию. В одной игре, когда у меня разбили армию, пришлось сиротливо сидеть в сторонке ждать пока они награбятся (благо не разграбили все провинции , иначе раунд бы закончился), а потом я своим маленьким войском два раза грабил уже разграбленную провинцию (подняв таким образом немножечко характеристик — ПО)
Еще очень интересным выглядит свойство клана — получение 3 ПО за каждого оставшегося воина на карте, если взять способность напарника- одного выставляешь, второй бесплатно и прокачать шлемы — можно заработать до 30 очков, что сопоставимо с половиной прокаченного за все характеристики ПО. В целом игра мне тоже понравилась. Моя оценка 8,5 из 10 кровавых топоров.
Про картон тоже мысль приходила и сравнение с «МС», но думаю, что причина в маркетинге — расчет на то, что аудитория, которая предпочитает миниатюры заинтересуется. Надо сказать, что расчет обоснованный — фентезийно-исторические миниатюры и сеттинг более универсалны, чем специфический зомбиаппокалипсис. Плюс, есть на чем заработать — игра-то простенькая и обоснование высокой цены за миньки логично.
Корабли это наша любиная тема, особенно «сжигать» их в Рагнарек)))