«Каркассон» (Carcassonne) – простая настольная игра, завоевавшая множество заслуженных наград по всему миру. Число проданных экземпляров превысило 7 миллионов, а игровая механика стала прародительницей множества других игр. Попытаемся разобраться, в чём секрет её успеха? Механика «Каркассона» — это совместное строительство общей карты из тайлов и выставлении на них фишек (миплов). Игроки получают за свои действия очки и передвигаются по треку ПО. Цель: отстроить и заселить земли таким образом, чтобы получить максимум победных бонусов.
Так в чём же особенность?
Забегая вперед, поделюсь главным — «Каркассон» стал «Открытием» с большой буквы. Он воплотил в себе немалый список всего «самого-самого» из нашей небольшой коллекции игр:
- самая простая механика;
- самый низкий порог вхождения;
- самая интересная;
- самая красивая;
- самая любимая.
И если последние два пункта субъективны, то всё остальное можно попытаться обосновать.
Правила
Немного о правилах – их, и правда, очень немного!
- Выкладываем стартовый тайл. Перемешиваем все остальные.
- По очереди берем по одному и выкладываем, присоединяя к уже имеющимся и соблюдая определенные правила: дорога должна соединяться с дорогой, замок с замком, трава с травой.
- Выкладываем мипла.
- Получаем очки.
Это всё, что нужно знать, чтобы сразу же приступить к игре!
Остальные правила можно рассказать в процессе, они касаются методов получения очков и их подсчета.
- После выставления тайла на него (и только на него) игрок может выставить своего мипла.
- Мипл, помещенный в город, становится рыцарем и принесет по два очка за каждый тайл города после его постройки.
- Мипл на дороге – это разбойник, и он принесет по 1 очку за тайл дороги.
- Мипл в монастыре – монах, принесет по 1 очку за каждый тайл вокруг монастыря.
- Мипл на поле – крестьянин, как и любой «средневековый крестьянин» – лежит на поле и ждет окончания игры, чтобы получить победные очки.
- Если на постройке — будь то поле, дорога или замок — стоят миплы разных игроков, берется во внимание их количество — у кого больше, тот получает все очки, в случае одинакового количества – очки получают все «хозяева».
Дополнения привносят новые тайлы и миплов с измененными механиками, призванными разнообразить игру.
Сеттинг
Средневековая пастораль классического «Каркассона» теоретически легко может превратиться в любую другую тематику и воссоздать другой ландшафт — от футуристических городов, до покорения пустынь Марса. Но, поскольку Карл Юрген Вреде при создании игры был под впечатлением от одноименного живописного французского городка, то средневековая тематика в ней выглядит практически незыблемо.
Локализация
Локализация выполнена на высоком уровне.
Плюсы
- Вырубка ровная. Все дороги на тайлах соотносятся друг с другом, смещения не замечено.
- Для игры такого уровня и качества цена доступная.
- Художественное оформление яркое и красивое.
- Картон плотный.
Но кроме достоинств, присутствуют, к сожалению, и недостатки.
Минусы
- Воздух в коробке. Сложив все игровые компоненты (тайлы, миплы, карту, правила), обнаружим, что занята только её половина.
- Наличие тайлов от дополнения, которое не подходит к базовой игре. Вероятно, это маркетинговый ход, вынуждающий приобрести еще одну базу от другой ветки «Каркассона» — «Охотники и собиратели».
Брать только базу или дополнения в придачу?
У меня «Каркассон» – это базовая игра с дополнением «Каркассон. Королевский подарок». Покупать ли только базовую коробку или доплатить и взять сразу с дополнениями — каждый решает самостоятельно, но несколько мыслей, которые помогут определиться, всё же выскажу.
Плюсы базовой коробки без допа:
- Он один – не надо переплачивать за, возможно, не нужные дополнения, ведь не все из них интересны, а некоторые, на мой взгляд, даже вредят базовым механикам. Например, амбары — играя с ними, мы практически полностью отказываемся от крестьян – выкладывать их становится уже не выгодно.
Плюсы в базе с дополнением:
- При игре на 4-5-ых тайлов от базового «Каркассона» мало – хочется больше. Дополнение частично решает проблему дефицита.
- Возможность сыграть на 6-ых. Вероятно, кому-то это покажется необходимым.
- Некоторые дополнения очень хороши, и с ними игра становится еще более интересной.
- Многовариантность за счет попеременного замешивания тех или иных дополнений.
Подробнее о допах
В Коробку «Каркассон. Королевский подарок» входят сразу несколько дополнений: «Таверны и соборы», «Аббат и мэр», «Купцы и строители», «Король».
«Таверны и соборы» — наше любимое дополнение, оно включает в себя тайлы дорог с тавернами у озера, которые, будучи законченными, приносят по два очка за тайл (вместо одного в базовом варианте). Тайл аббатства ставится в город, который при постройке начинает приносить по три очка за тайл города. Однако, следует учесть, что незаконченная дорога с таверной и город с аббатством в конце игры очков не принесут!
Дополнение делает более ценными дороги и добавляет остроты – ведь не завершив задуманное можно остаться без победных очков.
Также в коробке есть набор миплов на шестого игрока и большой Мипл, который учитывается за двоих при выяснении прав собственности.
«Аббат и мэр» — включает в себя миплы рабочих, фишки повозок и амбаров, а также новые тайлы. К сожалению, миплы из данного дополнения у нас не прижились — использование их очень специфично (например, мэр ставится в город и при выяснении прав собственности учитывается за столько миплов, сколько в городе щитов) и скорее убирает что-то хорошее из базовой игры, чем привносит что-то необходимое в нее. Вместо этого мы просто замешиваем тайлы из дополнения вместе с базовыми для разнообразия.
«Купцы и строители» — включает новые тайлы со значками товаров, новые разновидности миплов (свиньи, строители). Любой игрок, достроивший город, в котором есть тайлы со значками товаров, получает фишки данных товаров. Чем больше фишек товаров заработаешь за игру – тем больше дадут победных очков. Дополнение интересное, но у нас оно не прижилось — собственно, как и миплы из дополнения — в связи с тем, что в нашем понимании они «ломают» базовую стратегию игры.
«Король» — мини дополнение, включающее несколько тайлов. Данное дополнение не меняет стратегий в игре и просто позволяет получать дополнительные очки за самый большой город и самую длинную дорогу.
Таким образом, дополнений в игре достаточно, чтобы составить идеальную игру, опираясь на свои предпочтения. Для нас самым любимым является «Таверны и соборы» — ее мы используем всегда.
Немного о тактике
Отыграв уже довольно большое количество партий, как в базовую версию, так и версию с дополнениями, хотел бы поделиться несколькими советами для достижения победы.
- Не бойтесь использовать миплов — чем больше миплов работают, тем больше очков вы потенциально можете получить.
- Дорога приносит меньше очков и при выборе обладает наименьшим приоритетом. Однако, в дополнении «Таверны и соборы» — законченная дорога с таверной у озера начинает приносить по два очка за тайл – здесь ценность её значительно возрастает.
- Города – зачастую основной источник дохода. Иногда очень выгодно попытаться пристроить свой тайл к городу (дороге, полю) соперника и получить очки за его строительство вместе с ним. Конечно, такой стиль игры повышает градус конфликтности, но и интерес прибавляет соразмерно.
- Цените крестьян — выложенный в нужное место и время крестьянин может принести очков больше, чем несколько монахов, разбойников и рыцарей вместе взятых. Конечно, противники тоже будут использовать крестьян и тут главное не увлечься, ведь крестьяне кладутся на поле до конца игры, и, в погоне за влиянием, можно сложить всех миплов, оставшись без перспектив на города, монастыри и дороги.
- Используйте дороги, чтобы отгородить поля с крестьянами соперника от замков. Иногда выгоднее не дать получить очки противнику, чем получить их самому.
Мнение
«Каркассон» (Carcassonne) – элегантная и обаятельная настольная игра, объединяющая доступность и глубину, игра, которую обязательно должен попробовать каждый! Она может быть как конфликтной (мешай строительству своих конкурентов, отбирай их очки, пристраивайся к чужим городам), так и миролюбивой (можно помогать игрокам в их постройках и зарабатывании очков). За счет своей динамичности, красоты оформления и простоты — нравится детям, а за счет разнообразия тактических возможностей — взрослым. Именно, поэтому она так идеально подходит в качестве семейной настолки.
Оценка: 9/10
Сложность правил | Простые | |
Сложность игры | Простая | |
Конфликтность | Средняя. Конфликтность игры полностью зависит от играющих — в нее можно играть спокойно, почти медитативно, а можно очень агрессивно с отниманием замков и земель. | |
Оформление | Хорошее (вырубка тайлов ровная, оформление красивое). | |
Атмосфера | Ощущается по мере разрастания средневековой пасторали на столе. | |
Реиграбельность | Высокая.1 Каркассон лидирует у нас по числу сыгранных партий. | |
Впечатление | Потрясающая игра с интересным взаимодействием между игроками, простыми правилами и низким даунтаймом. | |
Время игры, мин | От 30 до 60 минут. | |
Компания, чел. | 2-5 человек в базе. С дополнениями до 6 человек. Лучше 3-5, всё-таки. | |
Сколько места | Требуется стол средних размеров, а с дополнениями большой. |
Думаю как-нибудь опробовать «Каркассон», но хочется оригинальный! Слышал нарекания на качество, хотя вот у Вас всё в порядке. В «чёрную пятницу» чуть былоне купил рестайлинговый, с новым артом, более ярким и красочным. Кто-то считает его «мультяшным», но мне он показался более жизнерадостным. Начну с базы, по необходимости, докупая дополнения!
Спасибо за обзор, отлично вышло!
Спасибо Вам на добром слове! Каркассон действительно любимая игра нашей семьи. В него легко начать играть, просто играть, но тяжело выйграть. Я пока играл не в очень большое количество игр.. Но из тех, что играл — считаю Каркассон лучшей семейной игрой.. С кем ни пробовали играть — всем он нравится! Про качество тайлов тоже слышал, что дороги не сходятся.. Но жалующие в основном покупали свои коробки давно. Может технологическая линия поменялась у Хобби ворлда.. не знаю.. Я приобретал в октябре 2016 и в нашей все хорошо.
Покупал «Каркассон» года 2 назад — с качеством всё тоже было окей. Но сама игра, увы, оставила совершенно равнодушным.
Мы в своё время ещё понакупили допов и один из них был с драконом — им можно было захватывать чужие земли. Собственно, после этого игра окончательно себя дискредитировала )))))
У меня как-то так вышло, что все основные гейтвеи (каркассон, Катан, билет на поезд) мимо прошли, с Пэчворка сразу перешел на Субурбию, потом Поселенцы и дальше во всякое евро ударился. Собственно к чему это я) Когда удалось опробовать все 3 игры-гейтвея — только Каркассон мне действительно понравился и даже думаю в коллекцию его взять. Короче хорошая игра, не удивлен что столько лет она популярна
По поводу «Каркассона» у меня своя версия почему он держится в топе. Одна наша знакомая семья (не увлекающаяся настолками) была просто очарована ей долгое время. На мои расспросы ответили достаточно прямолинейно — нравится собирать карту. Как бы это дико не звучало, но в «Каркассоне» от конструктора ни меньше, чем от настолок. Отсюда и широкая популярность, особенно, в семейном формате. ИМХО ))))
PS. «Катан» нравится намного больше «Каркассона», а вот с «Билетом» до сих пор так и не познакомился, зато понравились в своё время «Авиалинии Европы» того же автора https://www.nastolki-na-polke.ru/dnevnik/igrovoj-dnevnik-58/
Алексей, думаю ты прав, когда на столе средневековая пастораль разворачивается с чудесными замками, полями и монастырями, получаешь еще и визуальное удовольствие.. Не зря моя жена и старшая дочь считают, что это лучшая настольная игра. Пожалуй по совокупности всех характеристик, реиграбельности, интересности, простоте и т.д. и я сам отдаю ему первое место 🙂
А вот Билет на поезд, не думаю, что Вам понравится — он еще проще Каркассона… Там собственно и стратегии то нет… Он хорош для игр с начинающими и маленькими детьми…
Каркассон по моему мнению одна из самых гениальных настольных игр всех времен и народов. А Билет на поезд… нужно еще уметь готовить) есть в нем своя глубина, только ее надо распробовать.
Скорее всего Вы правы.. просто Билет на поезд выглядит более простым и менее глубоким … Наверняка, есть люди, для которых Билет — является лучшей настольной игрой. Мы тоже очень любим разложить его.. но Каркассон нам нравится больше.
Привет, спасибо за приятные слова!) Стараюсь делать с душой и передать атмосферу семейную, ламповую)))
Возможно наш «Билет на поезд» ещё где-то нас ждёт)))) Про протекторы и лён поддержу — тоже люблю эти карты держать в руках.