Настольная игра Вангелиса Багиартакиса «Зеленые Просторы» (Vangelis Bagiartakis: Fields of Green) призывает уставших от шума, пробок и плохой экологии горожан попробовать себя в роли фермера. Создать вдали от городской суеты собственное поселение — гармоничное, эффективное и экологически чистое. Представим, что государственная программа поддержки сельского хозяйства осуществит финансирование этого смелого проекта, ну, а остальное будет зависеть только от нас — от нашего трудолюбия, практичности и умения планировать.
Подробнее об игре
Чтобы представить себя в роли преуспевающего фермера, услышать гул трактора, мычание коров и куриное кудахтанье, вкусить весь объем забот и хлопот хозяина полей и пастбищ, нужно просто открыть коробку настольной игры «Зеленые Просторы». В лучших советских традициях развития народного хозяйства пятилетний план здесь необходимо выполнить за 4 года.
Компоненты игры
Карты
Основа игры — 166 карт шести типов (4х основных и 2х дополнительных):
основные:
- 33 карты полей (зеленые карты — фрукты, овощи, злаки);
- 33 карты животных (красные карты — птица, молоко, мясо, работа);
- 33 карты построек (желтые карты — карты улучшений);
- 33 карты зданий (фиолетовые карты — приносят ПО в конце игры).
дополнительные:
- 14 карт силосной башни (строятся бесплатно, являются сено-хранилищами);
- 20 карт водонапорной башни (дают воду для орошения участков).
С помощью картонного арсенала начинающие фермеры за 4 года должны построить преуспевающее хозяйство. При этом очень важно, как располагать карты на игровом поле и какие именно выбирать. Хозяйство должно работать слаженно, как единый механизм. Все поля должны быть орошены — для чего необходимо достаточное количество воды и, соответственно, водонапорных башен. Все животные должны быть накормлены — для чего, очевидно, необходимо определенное количество сена и силосных башен.
Если ресурсов не хватает, необеспеченный участок превращается в пустырь со всеми горе-последствиями — он не приносит дохода и требует дополнительных ресурсов для восстановления в следующем раунде. Все серьезно, по-взрослому. Поэтому здесь очень важен стратегический просчет и умение взвешивать собственные силы в плане ресурсов и возможностей. Предпочтение отдается не тем картам, которые приносят больше ПО, а тем, которые принесут прибыль, будучи обеспечены имеющимися ресурсными излишками — синергия ключ к успеху. Запасливость здесь не приветствуется — например, отсутствие воды на водонапорных башнях в конце игры приносит дополнительные ПО.
Карты из основных 4х колод делятся на три категории по своим свойствам:
- мгновенное свойство — серый фон — применяется сразу же
- урожайное свойство — зеленый фон — применяются в фазе урожая
- финальное свойство — желтый фон — действует в конце игры
Кроме этих 166 карт для игроков предусмотрены 4 памятки о доступных действиях и их порядке и одна общая памятка по подсчету очков в конце игры.
Приспособления
Бонус смекалистому фермеру — 30 жетонов приспособлений. Их можно получать по условиям желтых карт — карт построек — и некоторых других. Приспособление выкладывается на определенную постройку и приносит плюшки на выбор: единовременно (и затем жетон сбрасывается), каждый раунд или в конце игры. Может быть весьма полезным, особенно учитывая возможность выбора наиболее выгодных для вас условий (из трех случайных жетонов приспособлений выбираем один).
Прочие компоненты
Монеты номиналом 1, 5, 10; жетоны победных очко в виде звездочек; деревянные жетоны воды и еды (капельки и снопы сена); жетон трека года и жетон года; жетон первого игрока; правила и блокнот для подсчета очков.
Финансирование или с чего начать?
В начале игры будущие фермеры получат по 15 монет, а также силосную и водонапорную башни, которые сразу выкладывает перед собой, наполняя их соответствующими ресурсами (водонапорная башня наполняется полностью (тремя «капельками»), силосная загружается только одним снопом сена из возможных 4х). С башен и начинается ферма — к ним будут пристраиваться по вертикали и горизонтали следующие карты — постройки, здания, поля и пастбища. При этом необходимо учитывать, что орошение участков происходит на расстоянии до 2х квадратов от водонапорной башни (если не оговорено иного). Это очень важное условие, о котором надо помнить в течение всей игры. Вода восстанавливается автоматически в начале каждого раунда, но лишь частично (восстанавливаются только 2 «капельки» независимо от количества водонапорных башен), то есть этот момент тоже необходимо продумывать — откуда брать необходимое количество воды. Это может быть использование соответствующих построек или приспособлений или же строительство новых и новых водонапорных башен.
Процесс игры
Карты при игре на 3-4х игроков выбираются с помощью драфта. Каждый участник берет из 4х основных колод по 6 карт таким образом, чтобы взять карты как минимум из 3х из них. После выбирает одну карту из взятых в руку, кладет ее лицом вниз перед собой, и передает оставшиеся соседу. Затем игроки одновременно используют свои карты (строят участки или меняют на деньги, или употребляет еще каким-то способом, о чем будет речь ниже). И так до тех пор, пока не будут задействованы все 6 карт. Это касается игры втроем-вчетвером.
При игре вдвоем правила несколько иные. Игроки берут также ко 6 карт минимум из 3х колод, складывают все 12 карт вместе, перемешивают и выкладывают на игровой стол 6 из них. В порядке очереди выбирают себе по одной карте, применяют их, а затем открывают следующие. И так пока не используют все карты. Для удобства предусмотрена карта-подсказка, которая рекомендует, какие карты выбрать в каждый из 4х годов — вначале предпочтение отдается полям и животным, в конце — зданиям и постройкам. И это логично — сначала организуем материальную базу, затем снимаем сливки — победные очки.
Способы применения карт
Каждая карта может быть использована следующими пятью способами:
- может быть построена в качестве участка
- может быть сброшена и вместо нее построена водонапорная башня
- вместо нее может быть построена силосная башня
- может быть продана на рынке за 3 монеты
- может быть потрачена на восстановление участка, превратившегося в пустырь
Фазы действий
- Первая фаза — фаза хозяйства. Перемещаем жетон года, восстанавливаем ресурсы, берем карты.
- Вторая фаза — фаза действий. Применяем отобранные карты тем или иным способом. 6 карт — 6 ходов каждого игрока.
- Третья фаза — фаза урожая. Расплачиваемся по счетам и получаем урожай (если хватает всех ресурсов).
Оформление и качество компонентов
Иллюстрации на картах представляют собой вид на ферму с высоты птичьего полета. Это пасущиеся в загончиках хрюшки, коровки и лошадки, клюющие зерна курочки, плавающие в пруду утки и гуси; это посаженные ровными рядами зерновые и овощные культуры, фруктовые деревья (арбуз здесь тоже фрукт); это птичники, теплицы, мастерские, амбары и прочие постройки. Карты и компоненты хорошего качества, много забавных мелочей, которые интересно рассматривать. Иконографика простая и понятная — путаницы нет, что сколько стоит, к какой группе относится и каких трат требует в фазе урожая. Понравилось оформление и изложение правил — четко, просто, доступно, с понятными иллюстрациями и примерами. Удобный блокнот для подсчета очков.
Впечатление
Положительные стороны
Несмотря на видимую простоту (это касается и оформления, и правил, и механики), игра оказалась непростой и достаточно глубокой. Она требует предельной концентрации и постоянного планирования действий. Так много важных моментов надо держать в голове одновременно, что мозг начинает медленно закипать от усилий. Одним словом, хлопот полон рот. Тут сена не хватает, здесь — воды, а тут нужно еще одно поле вспахать и засеять, чтобы получить бонусы, а денег не достаточно на покупку нового участка. Только успевай удовлетворять насущные нужды! Зато как приятно снимать урожай — по крайней мере, если все участки оказались обеспечены всем необходимым.
Играли и на двоих, и на троих. Играется одинаково хорошо и увлекательно, реально зацепила с первого раза — вроде бы всё просто и в то же время так сложно! Но от этого вдвойне интереснее и увлекательнее.
Баланс хороший, всегда можно найти выход из сложившейся ситуации, тупиков здесь не бывает и пасовать раньше времени не приходится. Взаимодействие незначительное — навредить соперникам можно только уведя у них желаемые карты, но для них в любом случае останутся другие — путь и менее выгодные. Поэтому и конфликтность стремится к нулю — каждый строит свою ферму, а чья будет лучше — это мы узнаем только в конце игры при подсчете победных очков.
«Зеленые просторы» позволяют строить с десяток разных интересных комбинаций. Можно получать бонусы за поля одного типа, или, наоборот, разных типов, или разводить тяглый рабочий скот и получать бонусы за это, или отдать предпочтение постройке зданий и приспособлений и зарабатывать ПО на этом. Вариантов достаточно много, реиграбельность высокая. Она из тех игр, которым можно посвятить не один вечер в уютной семейной и/или дружеской компании. Игру вряд ли можно рекомендовать новичкам и детям до 12 лет — всё-таки она достаточно сложная и требует серьезных интеллектуальных усилий и игрового опыта.
Отрицательные стороны
Прежде всего не понравилась коробка. Она могла бы быть в два раза меньше. Половина — воздух. Кому-то, может быть не критично, но у нас 2 стеллажа с играми и требуется уже третий, поэтому каждый сантиметр на счету.
При этом игра занимает очень много места на столе. И на троих это большой игровой стол, а на четверых, наверное, два составлять придется. Конечно, я немного утрирую, но места нужно реально очень много.
Удивило, что памятка для подсчета очков только одна. Мелочь, но у нас она часто нарасхват. Всем хочется посмотреть, что почем будет в итоге.
Ну и самая главная претензия — даунтаймы. В нашем случае они чудовищны. И уложиться в заявленные 45 минут не удалось ни разу. И знание карт тут не помогает. Но, возможно, это наша индивидуально-семейная особенность, и для не таких тугодумов игра пролетит как один прекрасный миг длиною в маленькую фермерскую 45-ти минутную жизнь.
Мнение
«Зеленые просторы» — милая умиротворяющая градостроительная игра с неплохой вариативностью, в которой каждый создает свою реальность. А уж насколько она будет эффективной и слаженно работающей зависит от расчетливости, умения планировать, от вашей практичности и хозяйственной сметки. Подойдет для опытных игроков и детей старшего школьного возраста, для тех, кто любит созидательные игры со средним по сложности взаимодействием между игровыми компонентами. Игра поможет скоротать не один вечер в кругу семьи и друзей, наполняя покоем и безмятежностью в рамках сосредоточенного и созидательного интеллектуального процесса.
Плюсы
- семейная игра с низкой конфликтностью для взрослых и детей старше 12 лет
- хорошее качество издания
- милое тематическое оформление с массой забавных подробностей
- просто и понятно написанные правила
- оригинальная механика взаимодействия компонентов игры
- высокая вариативность
- глубина и сложность игрового процесса, есть возможность развивать свои навыки от партии к партии
- будет интересна продвинутым игрокам
Минусы
- требует много пространства на столе
- много воздуха в коробке
- памятка для подсчета очков только одна
- даунтаймы (индивидуально)
Оценка: 8/10
Сложность правил | Простые | |
Сложность игры | Средняя | |
Конфликтность | Низкая | |
Оформление | Реалистичное, но в то же время милое и забавное | |
Атмосфера | Условная | |
Реиграбельность | Высокая за счет создания различных комбинаций | |
Впечатление | Экономическая игра со сложным взаимодействием между отдельными компонентами | |
Время игры, мин | от 45 до 90 минут | |
Компания, чел. | 2-4 человек | |
Сколько места | Большой игровой стол |
Спасибо Вам за обзоры!!
Как же я люблю Ваш уютный семейный блог!!!
Можно ли эту игру сравнить с Мачи Коро? Что из них интереснеена Ваш взгляд?
На Мачи Коро совсем не похожа. Там всем управляет рандом: кинул кубик — получил либо не получил бонусы. Здесь все зависит от тебя — как спланируешь, что построишь, то и получишь. Если система эффективна — молодец, нет — сам виноват)))
Сравнивать их трудно, каждая игра хороша по-своему. Мне лично больше Зеленые просторы нравятся. Они как-то вдумчивее и созидательнее.