В далеком 2002 году о настольных играх я еще не думал, более того, даже не подозревал об их существовании. По этой причине «Пуэрто-Рико» спокойно жила в параллельном мире больше десятка лет, успев стать классикой, вдохновить своей механикой геймодизайнеров на создание «подобно-отдаленных» игр, с коими пришлось ознакомиться раньше оригинала (что, кстати, оказалось к лучшему). И вот относительно недавно выпала возможность обратиться к истокам – Puerto Rico заняла свое место и на нашей полке.

Качество локализации
Начнем с самого больного вопроса: чем же можно навредить проверенной временем игре? Разве что ее локализацией. Версия от «Мира Хобби» оказалась весьма достойного качества: плотный картон, хорошая вырубка, деревянные фишки колонистов, фигурные кораблики – все сделано добротно. Акцентирую на этом внимание не случайно, так как локализации «МХ» всегда открываю с тревогой, но с «Пуэрто-Рико» все хорошо: качество гуд, брак отсутствует. Игра у нас часто путешествует на дачу и ничего с ней не случилось — ни с коробкой, ни с компонентами. Внутри два дополнения. Коробка компактная, с картонной вставкой «а ля» органайзер, компоненты (которых немалое количество) утрамбовываются плотненько.

Правила
В коробочке весомый буклет на 20 страниц – для евроигр объем в рамках привычного. Основные правила с начальной раскладкой изложены на 8-ми страницах, все остальное — это описание карточек зданий и дополнений. С карточками можно освоиться в процессе, а дополнения использовать не сразу, а по мере «погружения». В правилах все доходчиво разжевано, да и сверстаны они удобно и при необходимости можно оперативно найти ответы на спонтанные вопросы уже в процессе. Если браться за игру без дополнений, то осваивается быстро. Допы — отдельная история и лучше их оставить на сладкое.

О чем игра и как играть?
Будем обустраиваться в Новом Свете: засеивать поля и строить здания на своем игровом планшете. Урожай, который получаем с полей продаем за дублоны на местной бирже или отправляем на корабле в Старый Свет за ПО. Из Старого Света на кораблике приплывают колонисты (рабочие), которые охотно батрачат на плантациях и в зданиях – без них не собрать урожай (кроме кукурузы) и не активировать здания.

Чтобы строить, приобретать поля, собирать урожай, продавать и нанимать рабочих, игроки используют жетоны ролей, причем действие активированного персонажа (Капитана, Торговца, Поселенца и пр.) распространяется на всех игроков, но тот, кто выбрал роль первым в текущем раунде, получает привилегии (дополнительный бонус(ы)).
Наглядно «круговорот мипло-ресурсов» показан на блок-схеме (можно увеличить кликнув на нее), приведенной выше (составил Adam Snelding, перевел ivan111) . Обратите внимание, что для победы нужны только Победные Очки, в то время как рабочие, деньги и товары (главный ресурс, востребованный в процессе самой игры) никакой ценности в конце не представляют.

Впечатления
Сколько вешать в граммах?
У игры выверенный баланс, приходится очень вдумчиво планировать свои действия. Лишних ресурсов не будет: поэтому не стоит «из вежливости» упускать возможность «отжать» дублон, товар, колониста сверх нормы или построить здание со скидкой. Рандом отсутствует, единственное место, где есть случайность — это открытие новых плантаций из общего запаса, но и тут прихоть фортуны условна, так как плантации лежат в открытую и есть выбор, брать их на руку или нет. В остальном все жестко, при этом в игре редко бывает, что невозможно выполнить какое-то действие (например, продать, отгрузить или построить), но, чтобы сделать это эффективно, из расчета собственных интересов, а не потому, что пропадает действие, для этого надо внимательно следить не только за своими успехами, но и вникать в планы соседей.
В этом скрыты как достоинства, так и недостатки Puerto Rico.

Достоинства – в ее математической выверенности и сбалансированной механике. Жестко лимитированы ресурсы и стартовые условия, скрупулезно подобраны эффекты зданий, и, что не менее важно, отсутствуют случайности. И все это на фоне эффективного взаимодействия игроков — как с игрой, так и между собой (любое действие имеет прямое следствие на всех участников). То есть, математическая модель и механика в «Пуэрто-Рико» реализованы идеально.

Недостатки – серьёзное евро для подготовленных. Возраст игры, простые правила и умещающаяся на страницу схема еще не повод приглашать новичков. Конечно, она не столь «мозгодробительна» как Замки Бургундии, но сильно далека по интересности для разноуровневых игроков. На самом деле, именно это расстраивает более всего – при всем уважении – «Пуэрто-Рико» скорее игра для гиков, так как есть более доступные и привлекательные еврогеймы, которые могут собрать за столом разных по уровню и вовлеченности в настольное хобби людей. В таких ситуациях предпочту У ворот Лояна, Каменый век или Летопись, но никак не Puerto Rico.

Пуэрто-Рико
И тут как раз дело не в людях, а в самой игре – в ее основе жесткий конфликт интересов и чем он напряженней, тем ярче партия. Например, правильное и своевременное использование «Капитана» способно прославить одного и разорить всех. У опытного игрока в вопросе как и когда реализовать подобную задачу будет многократное преимущество. Игра на взаимодействие и, в отличие от тех же «Замков Бургундии», где каждый спокойно обустраивает свою вотчину, в «Пуэрто-Рико» все «грызутся» вокруг общих рынков сбыта. Интересно? Бесспорно. По-семейному? Под настроение.
Мнение
Игра отличная, откалиброванное по всем параметрам евро, но с достаточно жестким и агрессивным норовом. В основе тесное взаимодействие и конкуренция в условиях ограниченных ресурсов. Смесь получается хоть и добротная, но на любителя. По этой причине — это не самая наша частая игра, но знакомство с ней оказалось приятным сюрпризом.
Оценка: 8/10
Игра Puerto Rico предоставлена магазином настольных игр Изюмка.
- Правила настольной игры Пуэрто-Рико на русском
- Посмотреть рейтинг игры в нашем ТОПе
![]() | Сложность правил | Легкие |
![]() | Сложность игры | Глубока и широка) |
![]() | Конфликтность | Основа игры |
![]() | Оформление | Приятное |
![]() | Атмосфера | Очень натянутая |
![]() | Реиграбельность | Высокая |
![]() | Впечатление | Жесткая |
![]() | Время игры, мин | 60 на троих |
![]() | Компания, чел. | 3-5 |
![]() | Сколько места | Средний стол |
«У ворот Лояна» и «Летопись» никак не проще «Пуэрто»)
А, возможно, и сложнее. Здесь выбрал роль — сыграл. В «Летописи» нужно планировать на всю игру, в «Воротах» драфт требует серьезного напряжения мозгов. Все эти игры не для новичков, но они недалеко ушли от семейных. С детьми во все играли (и в «Замки Бургундии» — шедевр! — тоже).
Если замерять по секундомеру время хода, то возможно))) Взял роль и быстро отыграл) Но в «Летописи» и в «Воротах Лояна» нет столько агрессии, которая «вшита» в «Пуэрто» — это вызывает сложность. Нужно думать не только за себя, но и за всех игроков, потому что они могут и вправе навязать вам свою волю. Отгрузка товара — это приказ. В «Пуэрто» надо держать инициативу в своих руках иначе победы не видать. В указанных играх зависимость от участников не столь сильная, а обязательные действия, которые распространяются на других игроков (помощники в «Воротах») не столь фатальны. В «Летописи», кстати, можно на середине игры сменить стратегию в зависимости от ситуации, например, подготовить мастерские для путешествий, в «Пуэрто-Рико» подобный шаг маловероятен — стартовое производство определяет всю игру. В «Воротах» кстати похожая ситуация, засеянные поля и выбранная кухня ограничивают игрока, но опять же, никто не угрожает вашей самостоятельности, а значит задача упрощается.
И Летопись и Лоян по ощущениям 4 игроков нашей игровой компании гораздо сложнее Пуэрто-Рико. Сложнее для понимания, сложнее (и разнообразнее) игровой процесс. Пуэрто-Рико для 2002 года, возможно, революция в мире настолок. Сейчас неплохая, но пресноватая игра.
Пресновата — но больше от того, что за игрой нет ничего, чтобы давало бы ей атмосферу. В «Летописи» есть деревенская жизнь со сменой поколений и предпочтениями семьи, в «Воротах» индивидуальная кухня и отношения с клиентами, в «Пуэрто-Рико» только товар-деньги/ПО. По многообразию игрового процесса к «П-Р» приближается только «Летопись», а вот с «Воротами» все проще, там всего 2 линии — постоянные и случайные клиенты и 3 источника ресурсов — поля, рынки и помощники. Оптимальное соотношение подбирается достаточно быстро. Сложность только из-за рандомности карт, но выбор сводится к нахождению оптимальной комбинации из того, что есть.
Схему получения победных очков я в прошлом году перевёл на русский — лежит на Тесере и на БГГ.
В нашей семье ПР, к сожалению, лежит на полке, проиграв конкуренцию «Агриколе» и «Энергосети». Надо бы дать ей ещё один шанс.
За перевод схемы отдельное спасибо! Брал ее как раз с Тесеры. Автор и переводчик заслуживают упоминания в статье 🙂 — мне подобная инфографика очень нравится, здорово помогает.
Я предполагаю, что у многих «ПР» так же лежит на полках в ожидание чего-то, а может быть ради того чтобы была))) А то, что она конкуренцию проиграла, так ничего удивительного. «Агрикола» для меня тоже интересней. Любопытно как выглядит блок-схема к ней с учетом влияния карт заятий и улучшений? ))) Старушка «Энергосеть» у нас тоже в фаворитах и в отличие от «ПР» она не устаревает.
1) спасибо за упоминание. Я просто хотел поделиться тем, что есть, т.к. не все могут свободно читать на иностранных языках, а кратко объяснить новичку суть игры — очень непросто (знаю по себе, т.к. в нашей семье именно я отвечаю за «интродукцию» новых игр).
2) для «Агриколы» схема получается значительно сложнее и хуже читается: ресурсы нужны для строительства, покупки некоторых карт улучшений, могут приносить очки в конце игры (при наличии, например, мастерских); растения и животные перерабатываются в пищу, приносят очки. Схема пока получилась загруженной и … не «мурлыкает» )
Вот, с «Энергосетью» всё гораздо проще: деньги — ЭС — ресурсы — сеть — деньги )