Настольная игра «Красный ноябрь» (Red november) далека от идеала, но играю в неё с интересом. Более того, в ней есть масса минусов, но один весьма жирный плюс перекрывает все недостатки. Именно он заставляет меня возвращаться на тонущую подлодку снова и снова.
Игровая механика
Это кооперативка, то есть основной соперник сама игра. Вы действуете за команду гномов-подводников. Подводная лодка «Красный ноябрь» переживает не лучшие времена – все выходит из строя. Ваша задача, ремонтируя лодку, продержаться до подхода помощи. Перед началом гномы случайным образом разбредаются по ее отсекам (по броску кубика). Передвижение по отсекам и действия по ремонту оборудования стоят времени (в минутах) – время в игре помимо таймера является основным ресурсом. Чем больше потратите его за свой ход, тем больше нехороших событий произойдет.
«Временная» механика — самая интересная фишка игры. Таймер запускается с обратным отсчетом, по условиям для победы каждый гном должен продержаться 60 игровых минут (для сравнения, при игре за 6 гномов это уже 360 игровых минут).
На шкале времени в свой ход вы сперва производите отсчет призрачной меткой времени (белая фишка) и только затем фишкой гнома (соответствует выбранному цвету в начале игры). Также вы перемещаете фигурку гнома по самой подлодке. То есть, в свой ход вы сперва двигаете гнома (миниатюру) через отсеки, потом призрачную метку (белую фишку) на шкале времени и только после передвижения и действия начинаете «догонять» призрачную метку основной меткой гнома (цветная фишка). Это нужно для того, чтобы разыграть новые нехорошие события, которые придется исправлять вашим товарищам по несчастью.
Ход гнома состоит из четырех фаз:
- Фаза 1. Передвижение. Сначала вы перемещаетесь по подлодке, это стоит времени. Оно тратится на то, чтобы открыть люк(и) и пройти через частично затопленный отсек (и).
- Фаза 2. Действие. Когда дошли до нужного места, можно переходить к действию, в основном это ремонт. Например, чтобы починить реактор надо потратить больше минут чем выпадет на кубике (от 1 до 10). Сначала выбираем число и отмечаем его, продвигая призрачную метку времени по шкале, потом кидаем кубик – получилось – отлично, опасность временно устранена, — нет, — опасность осталась, а время уже не вернуть.
- Фаза 3. Проверка. Она применима только к пьяным гномам, которые подвергаются смертельной опасности.
- Фаза 4. Обновление. Перемещаем фишку гнома по временной шкале к призрачной метке (догоняем ее). Это самый «роковой» момент, поскольку при пересечении отмеченных особым символом делений надо брать карту событий, а события большей частью плохие: то техника подвела, то лодку тряхнуло, то пожар, то затопление, то люк заблокировало – в общем, весь свой ход с трудом исправили одну беду, а случится их теперь еще больше. Иногда нужно вытаскивать не только карточки событий, но и предметов – они помогают чинить оборудование, откачивать воду и справляться с пожарами, позволяя использовать бонусные минуты.
Пьянство побеждает огонь
Пожар на подлодке – это особая тема, причина повального пьянства среди гномов. Есть варианты тушения пожара и по трезвянке, но если вам надо зайти в отсек, охваченный огненной стихией, и нет карты с огнетушителем, то выпить придется (выпивку тоже надо уметь раздобыть).
Если приняли на грудь, то увеличиваете стадию опьянения на 1. Если выпили в текущий ход, то в фазе Проверки (3) обязаны пройти тест. Вытягиваете карту событий и если на ней значение меньше или равно вашему текущему опьянению (максимально 4) – вы упали в обморок.
В таком состоянии гномы уязвимы до начала своего следующего хода. Случись пожар или затопление в том отсеке, где валяется пьяный гном – он погибает. А если учесть, что в игре нет привычной очередности ходов — это право переходит всегда к тому игроку, чья фишка находится ближе всех к делению 60 на временной шкале, — то шансов выжить у гнома немного.
Вся игра проходит в беготне по подлодке полупьяных гномов и решения ЧП различных масштабов.
Что не понравилось
Тематика
«Красный ноябрь» не локализован и это хорошо. Популяризировать ее таким образом точно не стоит — пусть остается в тени, кто жанром интересуется, тот мимо не пройдет, а вот широкой аудитории знать про нее не надо. Причина в теме. Настолки, привязанные к трагическим событиям современности – случай особый. Это не компьютерные аналоги, где дозволено все, здесь в основе живое общение и за столом могут собираться разные игроки. Чем руководствовался Бруно Файдутти, упрямо привязав тему к трагедии на русской подлодке, догадаться несложно, но то, что его поддержало издательство FGG, свидетельствует о том, что мир настольных игр живет отнюдь не сказочными фантомами, а подвержен общим фобиям.
С другой стороны, что ждать от иностранца — и это не вызывает такого негодования, как тот факт, что испорчена хорошая кооперативная игра (которых, и так можно пересчитать по пальцам) — испорчена именно для российского рынка.
Правила: без пол литра не разобрать
Оригинальные правила запутаны и размазаны на 16 страницах. Некорректный перевод еще больше вносит путаницы, а faq от автора, где местами встречаются противоречия с основным буклетом, окончательно дезориентирует. Многие нюансы после знакомства с правила долгое время остаются спорными и выясняются только в ходе игры: например, правила распространение огня на заблокированные отсеки и переливание воды, специальные действия гномов в затопленных и горящих отсеках и прочее. Правила писал пьяный гном.
Оформление
С одной стороны оно классное: начиная от арта и заканчивая реализацией. Стильно, ярко, даже есть миниатюрки, но как только начинается игра, происходит облом, закрадывается подозрение, что игра реализована на скорую руку, пользоваться ей неудобно.
Что напрягает:
- Маленькое поле. Игрового поля хватает для комфортной игры втроем, как только за стол садится больше участников – начинается толкотня, при каких условиях в нее можно играть в ввосьмером для меня загадка. Но зато в соло варианте она идеальна по эргономике. И это вторая редакция игры — первая была еще меньше.
- Временной трек неудобен. Временных фишек много, использовать их надо постоянно и на узкой полосе времени они не помещаются, норовят «соскользнуть» с достаточно толстого игрового поля на стол. Дабы этого не произошло их придется ставить на стол за краем поля, либо смещаю к центру «в океан», чтобы они не загораживали трек. Ведь мало того, что шкала узкая, так на ней и символы карточек изображены таким образом, что их перекрывают стоящие поверх фишки. Я предпочитаю ставить метки «внутрь», поскольку когда они стоят за пределами поля, то если сдвинете его случайно, метки разлетятся.
- Карты событий и предметов имеют общий символ. На их рубашках изображены звезды. На шкале времени тоже звезды, поэтому часто возникает путаница какие карты надо сейчас открывать: событий или предметов. Возможно это особенности личного восприятия.
- Лицевая сторона карт событий оформлена одинаково. В игре есть 3 шкалы катастроф – зеленая, красная и синяя. Многие карты событий влияют на них, казалось бы напрашивается сделать их соответствующего цвета, но они отличаются только текстом и изображенной картинкой. В итоге надо каждый раз проговаривать, на какую шкалу влияет конкретная карта.
По мелочи набежало достаточно, чтобы игру занести в разряд «недоделок». Здесь надо понимать, что при таких слабых сторонах в «Красном ноябре» не то, что существует «лидер», а это обязательная должность, без неё вы не сделаете и шагу. По крайней мере, нужен знающий игрок, который бы брал на себя организационные вопросы и исключительно по причине того, что игра недооформлена. То, что отталкивает большинство в кооперативных играх, в «Красном ноябре» имеет особые предпосылки и портит тем самым впечатление. Более того, у меня эта игра «проваливается» всякий раз, как только раскладывается в компании. Единственное применение, которое она нашла — это соло режим. В таком виде большинство проблем снимается.
Что понравилось
Атмосфера катастрофы в замкнутом пространстве
Это то, что перевешивает все «не нравится», то, ради чего я в нее играю. Она атмосферная с вполне конкретным направлением – замкнутое пространство и техногенная авария. Если вы любите фильмы-катастрофы на эту тему, то «Красный ноябрь» отлично их передает. Добавим сюда фишку с обратным временным отсчетом и увеличением смертельной опасности по нарастающей. На «Красном ноябре» невозможно все починить, можно лишь на время устранить опасность. Правильный выбор приоритетных опасностей — залог успеха. При этом рандомность не носит решающего характера. Кубик рандомен только в случае появления пожара или затопления, когда дело касается ремонта, то инициатива всегда за вами, ремонт можно провести с гарантией 100% успеха даже без бонусных карт. Все остальные «случайности» вполне органично вписываются в общую атмосферу – на то она и катастрофа, никто не знает что произойдет в ближайшее время.
«Красный ноябрь» весьма кинематографичен – играть в него увлекательно, он захватывает и воспринимается как фильм-катастрофа, а в таких картинах всегда есть не стыковки, поэтому можно простить их и в игре. Возвращаясь к вопросу, а нужно ли было так навязчиво привязывать все к русской подлодке? Конечно же нет, с тем же успехом можно использовать космический корабль или ж/д поезд.
Мнение
«Красный ноябрь»зацепил своей идеей, но детали и реализация, к сожалению, остались в стороне, и за счет этого игра кажется незавершенной. И все же, несмотря на свои недостатки, она обладает самым ценным, что есть в хорошей настолке – атмосферой, такие игры доставляют удовольствие, даже в таком, сыром виде. Буду ли я играть в нее компанией? Нет, она к этому не готова. В моей коллекции она используется для соло-режима и весьма неплохо зарекомендовала себя в нем. И уж точно не стоит начинать свое знакомство с кооперативными (соло) играми с «Красного ноября» — он достаточно сложен в освоении. А вот если вы уже имеете представление о жанре, и по какой-то причине прошли мимо этой игры, то она способна дать вам новые впечатления.
Оценка: 8/10
- Правила игры
- Посмотреть позицию в нашем ТОПе
Сложность правил | Запутаны | |
Сложность игры | Не для новичка | |
Конфликтность | Кооператив | |
Оформление | Красиво, но неудобно | |
Атмосфера | Кино-катастрофа | |
Реиграбельность | Средняя | |
Впечатление | Интересно для одного, неудобно для компании | |
Время игры, мин | 50 | |
Компания, чел. | 1-8. | |
Сколько места | Минимум |