Из новоосвоенного: Cuba и дополнение El Presidente. Замечательное, глубокое и интересное евро. Великолепна как база, так и дополнение. То, чего так не хватало в «Пуэрто-Рико» — атмосферы, нашлось в «Кубе», где возможность влиять на внутреннюю политику острова с помощью законов придает «Кубе» интригу и содержательность.
Cuba (Куба)
Знакомство с «Кубой» было как случайным, так и закономерным. Случайным, так как на барахолке Игроведа появилась английская версия по символической цене; закономерным, так как после «Пуэрто-Рико» засвербило непреодолимое желание испробовать всякое разное евростарье. Можно было отыграть и в локализацию (быстрее и дешевле), но качество локализаций, как правило, уступает, поэтому пришлось немного потомиться, ожидая предложения оригинальной «Кубы» вместе с допом. Ведь в забугорной версии это 2 коробки, в отличие от русской локализации, где «все в одном», что, безусловно, правильнее. Забегая вперед, скажу, что дополнение для «Эль президенте» очень важное и без него базовая игра выглядит сильно урезанной.
А еще есть замечательная игра «Сантьяго Де Куба«, которая вроде как по мотивам «Кубы» и даже по оформлению похожа, но после знакомства с оригиналом выглядит настолько лайт-версией, где «порезано» процентов 90% тактических возможностей, что партия в нее теперь кажется постыдным примитивом.
Но вернемся к «Кубе». Начали мы ее изучать с базы, отложив доп на второй заход, что было абсолютно верным решением. Во-первых, базу быстрее осваивать и играть в нее (меньше раундов и меньше действий) — для освоения игры это важное требование — тут главное не потерять интерес. Во-вторых, доп прибавляет ко всему прочему несколько тактических и стратегических решений, что делает вариативность и просчет безусловно интересней, но на начальном уровне весьма сложным. По этим причинам доп лучше не рассматривать при первом знакомстве. Это вам не «Кингсбург«, где можно (и нужно) сразу начинать с дополнениями, так как они исправляют многие проблемы. В «Кубе», наоборот, база самодостаточна.
Если брать игровой процесс, то база («Куба») весьма сильно похожа на «Пуэрто-Рико»:
- получение ресурсов «завязано» на производстве, которое строится на личном планшете;
- товары и ресурсы отгружаются на корабли для получения ПО;
- основа действий — выбор ролей.
Но это только общее сходство, так как все перечисленные пункты отыгрываются в «Кубе» своим, отличным от «ПР» способом.
- здания и поля на личном планшете активизируются достаточно сложным способом, требующим не просто наличия нужных зданий и земель с ресурсами, но и достаточно тонкого просчета нахождения фишки работника в нужном месте в зависимости от разыгранных карт ролей.
- в «Кубе» игроки выбирают роли из своей руки, а не то, что выбирает активный игрок.
Есть и свои «фишки». Пожалуй, самая интересная — это законопроекты, когда отдавая или покупая голоса в парламенте (такое происходит в конце каждого раунда), можно принять 2 из 4 законов в своих интересах, которые будут действовать на всех игроков в следующий ход. Причем законы могут касаться всех сфер деятельности на острове, другими словами, как бы не складывалась игровая ситуация, у вас всегда есть возможность «надавить» где надо и на кого надо, чтобы изменить игру в свою пользу. Например, у вас мало денег, но есть эксклюзивные товары — можно лоббировать законы, согласно которым ПО будет даваться только за эти товары, и, одновременно, поднять их стоимость на рынке. Законопроекты очень сильно оживляют игру, делая соперничество интересным и умным.
Cuba: El Presidente (Куба: Эль Президенте)
От первой партии впечатления были позитивными, появилось желание играть снова. Вторую разложили уже с дополнением. Не маленькая на игровом столе «Куба» стала еще больше — вверху появилась часть острова, скрытая в базе.
Из нового:
- Игровое поле стало больше.
- Появились новые здания.
- Появились новые действия. Причем весьма элегантно реализованные. Во-первых, теперь можно выбирать карту роли не только с руки, но и с поля. Во-вторых, действий на 1 больше, чем игроков, таким образом 1 карта остается и на это место подъезжает автомобиль президента (вспоминаем про машинку в «Сантьяго де Куба»), который активирует дополнительные действия, изображенные под карточкой. В итоге получаем весьма глубокую по своим последствиям цепочку, связанную с выбором персонажей.
- Ну, и конечно, сами действия стали разнообразней — дополнительная активация зданий или их перестройка в ходе игры, не говоря уже о более простых вещах — получение денег, карты первого игрока или ПО.
- Появились новые законы — содержательно не столь революционные, но зато позволяющие увеличить игру с 6 раундов до 8-ми. А это наряду с упомянутыми новыми ролями (действиями) увеличивает продолжительность игры с 1,5 до 2 часов (на троих). С учетом того, что в игре отсутствует «проблема лидера» и интерес к партии не угасает, то растягиваем удовольствие еще на пол часа. Но тут есть и негативная сторона — игра мозгодробильная, считать надо много, продумывать на несколько шагов вперед тоже, поэтому выдерживать все 8 раундов приходится стоически — на любителя и под настроение. В таком режиме «Куба» игра одного вечера — браться после нее за что-то серьезное уже нет сил.
Игра с допом понравилась — глубокая, интересная и, что немаловажно, есть в ней атмосфера. Для евро это скорее роскошь, чем необходимость. Почему в «Кубе» она присутствует?
Этому, во-первых, способствует весьма детализированное, душевное и красочное оформление — остров с его зданиями, выразительные персонажи, тактильно приятные компоненты. Если вы уже имели опыт знакомства с «Сантьяго де Куба», то «Куба» в плане визуализации намного круче. Однако красивое оформление — это только часть, хоть и важная для воображения, но чтобы все сложилось в образ нужно нечто большее.
Во-вторых, жизнь на острове сильно зависит от законов, которые вы утверждаете, таким образом каждая партия приобретает какой-то свой характер — сегодня на острове правит коммерция, завтра — все внимание уделено какому-то конкретному производству. Если сравнивать с «Пуэрто-Рико», то «Куба» как бразильский карнавал на фоне военного парада. Собственно, сама возможность поменять идеологию в зависимости от ситуации делают игру живой и заставляют дорисовывать содержательную «картинку» в голове, чего так не хватает в том же «Пуэрто-Рико».
Рекомендуем как с допом, так и без!
Агрикола (Agricola)
Самая душевная из душевных игр, с каким трепетом мы затеваем ее и как молниеносно проходит партия! А какое после нее приятное послевкусие! «Агрикола» — это маленькая жизнь.
Единственный негативный момент — это подготовка. Нет, не раскладывания компонентов — этот вопрос решен давным давно с помощью толкового пластикового огранайзера.
Много времени и сил «убивает» драфт с картами Занятий и Улучшений. У нас на это уходит 20 скучнейших и тянущихся во времени минут, в то время как сама полуторачасовая игра пролетает незаметно. Кстати, такая же несправедливая тягомотина царит и во «Временах года». Хоть рандомно раздавай карты, но ведь тогда придется упростить игру, а это тоже непозволительно.
Победу в игре определяет грамотное сочетание и своевременный ввод в актив карт Занятий и Улучшений. И это тоже негативная сторона «Агриколы». 20 минут описанного выше драфта — это фундамент победы, но тут, в отличие от «Времен года», победу еще надо завоевать, по сути, правильно рассчитав приход и расход ресурсов.
Но все-равно, фан от «Агриколы» перекрывает даже горечь поражения, потому что за эти полтора часа проживаешь эту условную жизнь с маленькими, но такими приятными радостями.
Пэчворк (Patchwork)
Меня незаметно отстранили от «Пэчворк» — теперь это исключительно женская игра в нашем семейном кругу. Что ж, я не против, но с условием, что пусть теперь сами и пишут. Слово — Ире 🙂
Чем нам нравится эта игра — это в первую очередь быстрота процесса. Всего за двадцать минут можно получить сразу столько приятных моментов: отвлечься от рутины; переключить или разгрузить мозги; посоперничать в удачливости; созидать красоту и гармонию в реальном месте и в реальном времени — на лежащем перед тобой игровом планшете.
О красоте и качестве оформления говорить не буду, оно выше всяких похвал. А вот игровой процесс каждый раз непредсказуем — очень многое зависит от удачи. Удалось тебе в первые же ходы купить «лоскутки» с пуговичками — успех тебе обеспечен; нет — туго тебе придется. Партии складываются каждый раз совершенно по-разному, причем только однажды нам удалось закончить игру с приблизительно одинаковым количеством очков, чаще один игрок уходит в глубокий минус, а второй с огромным отрывом выигрывает. И тут скоротечность партии снова приходит на помощь — есть возможность быстренько отыграться. Второй-то раз наверняка повезет!
Есть что-то завораживающее в самом процессе игры — медитативное выкладывание «лоскутков», подбор цветовой гаммы, получение пуговок, борьба за маленькие «кусочки кожи»… Просто невыразимо приятно, поэтому раскладываем часто и не меньше 2х раз подряд. Чтобы никому не обидно:)
Мнение
- Cuba — отличное и умное евро — 10/10
- El Presidente — шикарное дополнение к шикарной игре — 10/10
- Агрикола — душевная и как прежде приятная игра, несмотря на утомительный драфт в начале — 8/10
- Пэчворк — невероятно популярна среди женского состава — 9/10
После Вашего обзора «Кубы», с коллегой сыграл в «Сантьяго» и показалась она мне простенькой! Старшая впечатляет размерами поля, количеством компонентов, разнообразием стратегий! Удивительно, почему она не популярна, как к примеру, Агрикола или Пуэто-Рико? Рад, что Вам она понравилась, это всегда приятно, когда ожидания оправдываются!!!
«Сантьяго» так и замышлялась и реализована вполне умпешно, но контраст после «Кубы» действительно разительный.
Почему «Куба» не столь популярна как «Агрикола» понять еще можно — у «Агриколы» шире аудитория — эта игра, которая больше тянет на семейную. А вот почему уступает «ПР»… скорее из-за сложности, что опять же, не лучшим образом сказывается на количестве приверженцев)))
Мне кажется Куба у нас не популярна из за косяков в локализации.
А что в ней критичного?
С удовольствием сыграл бы в «Кубу», но её нет в продаже ни новой, ни б/у! Буду ждать выхода новой «Агриколы» или «Каверны»!
«Кубу» только б/у можно купить, например, на форуме Игроведа или на Тесере, иногда предложение по ней появляются.
По новой редакции «Агриколы» интересно было бы услышать впечатления. Для меня эта версия оказалась неприглядной (многое «порезали»), поэтому и отказался от участия в софинансировании — не посчитал ее лучше первой редакции, которой владею, но могу ошибаться.
С «Каверной» интересная история. Скоро будет год проекту, а игры нет((( Я уже и забыл, что участвую в проекте.
Поначалу тоже расстроился из-за «урезанности» новой «Агриколы», однако отзывы о ней вроде бы неплохие, буду ждать завершения сбора денег на Крауде, выхода самой игры и отзывов причастных к этому!
Увы, но в Украине предложения о продаже б/у «Кубы» никогда не попадались! Вот чего много, так это предложений «Ужаса Аркхэма», а серьезных еврогеймов вроде «Кубы», «Агриколы», «Пуэрто-Рико», «100000 лет до нашей эры» нет!
P.S. Вы к «Стамбулу» не присматривались?
«Стамбул» замечателен, здесь есть упоминание о нем https://www.nastolki-na-polke.ru/tag/istanbul/
Легкий, семейный, еврогейм, с шикарном оформлении, что смущает, так это цена ))) Меньше 2800 не попадалась.
За эти деньги, на мой взгляд, лучше взять Lords of Waterdeep https://www.nastolki-na-polke.ru/tag/lords-of-waterdeep/ Обладает теми же качествами, что и выше, но игра элегантная и глубокая. Не надоедает, в отличие от «Стамбула». Идеальное евро в плане оформления и реализации механики. «Мир Хобби» сейчас допродает остатки, можно уложиться в 3000 р. за базу — игра своих денег стоит.
PS. Извините, что в финансовый вопрос перевел, но в последний год приходится быть более разборчивым в выборе игр, в том числе, исходя из бюджета. «Стамбул» хорош, но мы сыграли несколько партий и нет особого стремления вернуться, а «Лорды» всегда в списке желаемых на вечер.