В этом отчете ответы на вечные вопросы: за что я ненавижу «Покорении Марса», почему не зашел «Иниш», чем хорош «Свиш», шикарна ли «Инновация» на двоих? А также миниотчет со встречи 2х семей за настольным столом.
Покорение Марса (Terraforming Mars)
На данный момент «Терраформинг» — самая востребованная и любимая у нас игра. Почему так, можно почитать в обзоре. Сыграно десятки партий — каждая это 2-2,5 часа, получен интересный и яркий игровой опыт. Но хочу рассказать не о самой игре, а о нашем отношении к ней, вернее, о том, как гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.
Если отбросить нынешние восторги и говорить начистоту, то первое впечатление от игры было не самым лучшим. Когда держишь игру в руках, первое впечатление ведь визуальное. Коробочка с видом на Марс и колонистами, пытающимися что-то посадить/исследовать — воодушевляет. Но внутри… до сих пор помню то недоумение, которое ощутил, рассматривая компоненты, а именно карты и поле. Не устану повторять — Марс в плане дизайна — это убогость, начиная с поля и заканчивая картами, где используются картинки из клипартов, местами не в тему, разного стиля, местами отвратительные по содержанию.
Да, мы привыкли к другому оформлению — завершенному, целостному, красивому — семейные игры, евро и немного америтреш, привили определенный вкус и установили планку, до которой «Марс» не то что не дотягивается, он как-будто специально отдаляется. И это при всем при том, что игра не из дешевых, то есть, предполагает, что художник не только коробку нарисует.
В общем, презентуя в своей игровой ячейке «Марс», пришлось преодолевать вполне обоснованную антипатию. Но, что самое интересное — потребовалось всего 4 поколения (4 раунда), чтобы втянуться в игру, погрузиться в геймплей и перестать концентрироваться на внешнем виде. Дальше больше — к концу партии «Марс» затянул настолько, что погрешности в оформлении отошли далеко на задний план. Фан перекрывал недочеты, давая мощную порцию удовольствия и претензии меркли на фоне восторгов от самого игрового процесса. С этого момента мы смирились с визуализацией игры.
Казалось бы, вот оно счастье, но не все так гладко. Вылезла другая проблема — абсолютно непродуманная организация индивидуального игрового планшета вкупе с пластиковыми маркерами. На личных планшетах множественная и нужная информация отмечается специальными маркерами — их скапливается в процессе игры множество. Все это рано или поздно сбивается, «выскальзывает» из рук и «скачет» по столу. Это единственная игра, в которой манипуляции на личном планшете требуют сноровки, тренировки, аккуратности и точности — часто это начинает подвыбешивать. Лечится просто — придется выложить ещё 200-300 рублей за каждую накладку на планшет.
Экономия на дизайне вызывает единственное, но сильное недоумение — поэтому и посвятил ему столько времени. У «Покорения Марса» сейчас нет конкурентов, но если идея будет подхвачена более продвинутым и опытным в плане реализации издательством, то мне будет намного приятней выбрать завершенный, а не сырой в плане оформления проект.
Что касается игрового процесса, то освоились и прониклись им, как я уже упомянул, достаточно быстро. Правда сначала сконцентрировались исключительно на картах, но, как показали результаты первой же партии, не в картах счастье. Все решает поле, где разворачивается настоящая борьба за территории. Кто оказывается в этой борьбе наилучшим тактиком и дальновидным стратегом, тот и побеждает. Грамотно размещенные города и высаженные леса приносят десятки ПО в конце партии, что может быть в 1,5-2 раза больше, чем дают сыгранные карты. По неопытности, колонизация Марса после первой партии выглядела как на фото ниже — ни о чем.
Зато в последующих шла такая уплотнительная застройка, что метеориту упасть было некуда. Фото ниже — чувствуется деловой подход опытного колониста красной планеты. Собственно, очень быстро все партии к концу игры заканчивались фатальным преобразованием ландшафта, часто потенциал карты и вовсе заканчивался на предпоследнем ходу, когда у игроков были ресурсы, но не было возможностей на карте внести изменения, всё было просто занято.
При неплохом балансе, есть в игре и некоторые спорные карты. К таким сразу отнесли «Охранный флот», особенно, если он попадался в начале игры и получалось подобрать под него нужную корпорацию. При относительно низких затратах, флот в таком случае давал гарантированно от 10 до 15 ПО. Особенно «жалко» на фоне возможностей флота смотрятся «микробы». Казалось бы близко идут «животные», но их выход ограничен условиями, которые становятся возможными с середины игры и гарантия получения большого количества ПО ставится под сомнение.
Подводя небольшой итог, хочу ещё раз подчеркнуть, что «Покорение Марса», несмотря на все свои недостатки, лучшее, что нам попадалось из евро в последнее время. Геймплей великолепен и достоин восхищения. Все претензии выдвинуты исключительно из желания поддержать развитие игры в плане дизайна. Тем более, что второе издание, прошедшее совсем недавно (и которое, мы разумеется поддержали) показало, что никаких доработок в плане дизайна/эргономики сделано не было, что не есть хорошо.
Свиш (Swish)
Необычная головоломка. Дуэлька. На прозрачных карточках есть кружочки и колечки. При стартовой раскладке поле выкладывается таким образом, как показано на фото внизу.
Задача игроков найти комбинацию карт, когда при наложении друг на друга кружочки оказались бы в колечках. Продумывать комбинации можно только в голове, примерять карты нельзя. Только после того, как нашел и уверенно выкрикнул «Свиш», можно приступать к проверке своей версии, смотри фото внизу. Если все кружочки попали в колечки и цвета при этом совпали, то карты зачитываются в качестве победных, если нет, то платишь штраф — скидываешь уже заработанные победные очки или уходишь в минус.
Сложность регулируется количеством комбинаций — 2, 3, 4, 5 карт и более. Игра необычная, интересная. Для разогрева сначала берем комбо из 3 карт, дальше по нарастающей, заканчиваем вечер набором комбо из 4 карт и больше. На этом этапе в голову лезут постоянно комбы из 3 карт, которые приходится отметать, хотя совсем недавно это казалось сложной задачей.
Игра хорошо демонстрирует, насколько быстро наш мозг обучается и приспосабливается к поставленным задачам, ищет наиболее эффективный способ перебора возможных вариантов, тренируется и автоматизирует полученные данные. Не знаю для чего это нужно, как применить, но «Свиш» очень неплохо прокачивает такие специфические навыки.
Иниш (Inis)
Как-то не зашла, хотя наш любимый ареа контроль. Не знаю, что в ней не так, или в нас, но с первого раза игру не поняли. Партия заняла минут 20 и закончилась совсем внезапно, просто сработало одно из условий.
Проблема в том, что никто за это время ничего не понял, понравилась или нет. И именно это не позволило нам вернуться к игре снова, вот уже 4 месяца мы не можем дать ей второй шанс. Ситуация необычная — вроде как игра привлекает внешне (особый контраст после «Марса»), но сам игровой процесс мимо, не зацепил.
В итоге смотрим на красивые арты, вспоминаем необычное поле и приятные миньки, но впечатления от геймплея ровные, от слова «никакие». Пока выводы делать не будем преждевременные, игра вылёживается и ждет своего часа, второй попытки.
Инновация (Innovation)
Игра, которую сложно осваивать, но к которой приятно возвращаться снова и снова. Каждая партия непредсказуема, ситуация изменчива, успех всегда ускользает из рук. Прибавим сюда многообразие тактическое — множество мелких атак и контратак, от которых зависит исход партии. Игра — настоящая дипломатическая война, полная неожиданностей, внезапных факторов и эпичного масштаба.
Каждую партию приближались, постепенно, к более технологичной эпохе, но в этот раз дошли до «потолка» — влезли наконец-то в 10-ую колоду. Ощущение странное, не покидала мысль, что игра уже сама намекает прямым текстом — «Пора заканчивать партию». Если с восьмой колоды это не так явно, то дальше уже не заслуженные деяния, а случайный набор факторов может сделать любого участника победителем. Этот момент немного расстроил.
Еще, впервые разложили её на двоих. И зашла она в таком формате отлично! Внезапно «Инновация» оказалась интересной и многогранной и в дуэльном формате. Соперничество в этом случае стало ещё жестче, хлеще и бескомпромиссней — очки влияния разлетаются в разные стороны пачками, мировые катаклизмы меняют, казалось бы, монолитный порядок в одно мгновение.
Жалею, что не упаковал в свое время карты в протекторы — издание «МХ», сами знаете, что это подразумевает. Теперь уже поздно как бы, а игра давно исчезла из магазинов.
Кубарем по галактике (Roll for the Galaxy)
№2 среди игр этого лета. Нравятся кубики, но всегда относился к играм, где все держится на них, предвзято и приятно в итоге разочаровался: «Кубарем по галактике» — это просто какое-то сказочное волшебство! Бросаем гору кубов и на их результате (!) строим серьезную стратегию, рассчитанную на дальнейшие броски и действия. Со стороны выглядит как полный рандом, но на деле рандома минимум, а математики столько, что можно в конце партии цитрамон пить, если все начинать пытаться просчитывать.
В этот раз Федос тоже с нами сел играть, по деловому так. Дали ему стакан с кубиками и он так увлеченно начал свою тему, что мы какое-то время могли спокойно погрузиться в мысли. Вот что значит пластиковый большой и прочный инвентарь в настольных играх — ребенок занят, родители играют.
Поселенцы (Imperial Settlers)
А вот с «Поселенцами» странные метаморфозы происходят. Хорошая игра перестает нравится, исчерпала себя. А мне всё не собраться и не приобрести дополнения. В итоге играли партию, весьма увлеченно, а впечатления получились смазанными — партии похожи одна на другую. Но играть в неё тянет, пока не поздно, нужно спасать допом.
Пэчворк (Patchwork)
Вот уж, что вечно без всяких допов — бесконечная реиграбельность. Хотя, чего уж тут, партии тоже сливаются все одна к другой. Разнообразие только в полученном результате.
Идеальное одеяло всего с 5-ю пустыми клетками. Почти совершенство.
Бонанза (Bohnanza)
«Бонанза» проверена временем. Неоднократно возвращались к ней после долгих перерывов и всегда находили что-то интересное. А как может быть иначе? Игру, где есть место дипломатии, вытягивает отнюдь не скованный рамками математических просчетов геймплей, а живое и всегда неожиданное общение.
По этой причине «Бонанза» всегда наполнена какими-то новыми нотками и эмоциями. Никогда не знаешь точно, какое поле и когда взрастет, когда и сколько продашь. Все зависит от того, насколько ты умеешь договориться с соседями, а для этого надо быть в курсе того, что происходит в их огороде, жить их проблемами и догадываться о ближайших планах. Это вам не какое-то скучное евро, где нужно копаться в своем планшетике, ни разу не взглянув даже в сторону соседа, «Бонанза» — это общение: главное, чтобы весело было.
А ещё нам удалось сыграть с нашими друзьями и читателями, замечательной семьей в лице: Алексея aka Machairod, его жены Натальи и их славных дочек Алины и Ксюши. Ребята посетили Питер и уделили, несмотря на свою плотную экскурсионную программу, время для совместного хобби. Спасибо за классный вечер! А играли мы в следующие игры:
Бонанза
В качестве разогрева начали с неё. Не скажу, что игра вызвала восторг, но нужное настроение задала.
Camel Up! По верблюдам!
Затем прокатились на верблюдах. Игра зашла, семейный формат как-никак, да и сам игровой процесс построен таким образом, что не оставит равнодушным. Всё-таки игра основана на здоровом чувстве азарта, желании блефовать и иллюзии, что непредсказуемых верблюдов можно контролировать. В эту игру, как правило, все втягиваются быстро, а финиш всегда выявляет неожиданные результаты во время открытия ставок. Так же было и в этот раз.
7 чудес (7 Wonders)
С недавнего времени полюбили «7 чудес» большим составом. Именно в таком случае она раскрывается во всей красе. Принципиальное отличие от игры на 3-5 человек:
- Ресурсы ограничены. Можно надеяться только на соседей, соответственно, нельзя допускать ситуации, когда исключается возможность покупки нужных ресурсов. Попасть в такую блокаду означает проиграть.
- Возрастает роль красных карт (войны). В таком составе красные карты достаточно быстро уходят, а лидерство по ним дает хорошие бонусы, особенно если соседи сосредоточились на других сетах и имеют брешь в обороне.
- Выбрать карту можно только один раз. Одни и те же карты не ходят по несколько кругов по рукам, как это часто бывает при игре втроем, они могут прийти только раз, соответственно, возможности добрать нужную карту с той или иной вероятностью повторно, уже нет.
Концепт
Весьма неплохая игра на ассоциации, которая, к сожалению, не зашла в тот вечер.
Маленький мир (Small World)
Без сомнения фаворит вечера. Игра на захват территорий, которую достаем редко, но которая великолепна, как по реализации, так и геймплею. Простая механика, но настолько элегантно и ярко реализованная, что время за ней пролетает незаметно. И все это на фоне необходимости анализировать постоянно меняющуюся ситуацию на игровом поле и принимать максимально эффективное тактическое решение.
Самый острый момент — это решить наконец-то, когда делать свою расу угасающей и какую теперь выбрать новую расу. Шикарная игра!
Мнение
- Terraforming Mars — за гадкой внешностью шедевральный геймплей. 10/10
- Swish — необычная головоломка, неординарный мозговой тренажер. 10/10
- Inis — не зашла с первого раза, но оформление шикарное. 3/10
- 7 Wonders — на семерых великолепна. 10/10
- Bohnanza — под настроение и компанию. Игра основана на умении и желании общаться. 7/10
- Innovation — старая, но очень крутая карточная игра. Испробовали на двоих, зачет! 10/10
- Roll for the Galaxy — просчет, основанный на кубах. Необычно и удивительно математично. 10/10
- Camel Up — семейная. Ставки и азарт. Кажется, универсальна в любых ситуациях. 10/10
- Small World — снова подтвердила, что это одна из лучших тактических игр на захват территорий. 10/10
- Imperial Settlers — устали от игры, возможно дополнение может реанимировать интерес к ней. 6/10
- Patchwork — ничего особенного в ней, такой привычной кажется, но сам процесс настолько созерцательный, что просто достаточно начать, а дальше на автомате шьешь свое одеялко. 8/10
Спасибо, прочитал с удовольствием!!!
Тоже хочу поделиться своими впечатлениями! Прошу учесть, что все игры в которые играли в тот вечер (кроме 7 чудес) , играли впервые, а не все игры раскрываются с первого раза.
Бонанза, очень понравилась мне и Ксюше. С одной стороны легкая и азартная, с другой стороны есть над чем подумать! Наталье и Алине понравилась меньше. Общесемейная оценка 7/10 (Хорошо).
По верблюдам. Ожидал от игры совсем другого, даже представить не мог, что она настолько интересная! Есть подозрение, что со временем игра покажется простоватой, потому как доступных действий не так много… однако, первые партии — это дикий восторг. Я бы поставил ее в тройку лучших игр для начинающих (гейтвеев) наряду с билетом на поезд и лоскутным королевством. Жене и детям тоже очень понравилось. (9/10) (Великолепно)
7 чудес. До этого 7 чудес играли только на 4-ых. Игра на 7-ых намного кризиснее!! Ресурсов не хватает постоянно, и взять их порой неоткуда, потому что у соседей их тоже может не быть. В связи с этим даже не смог построить свои чудеса света… попросту не было нужных ресурсов (пришлось идти в войну и синие карты). Показалось, что сеты науки собирать сложнее.
В целом все очень понравилось (8,5/10 Восьми с половиной Чудесно)
Концепт. Весь Концепт мы проиграли с Федей, поэтому оценить не могу. Спросил мнение у старшей дочери — сказала, как Диксит, только Диксит интересней. Спросил мнения младшей — сказал огонь, надо брать (младшая вообще обожает игры разговорных жанров, можно даже без игр — просто разговоры)
Маленький мир. Игра удивительно простая и одновременно глубокая. Научиться играть можно очень быстро, научиться выигрывать — придется попотеть. К середине игры понял, что атаковать надо не того кого легче победить и вытеснить, а того кто самый богатый (лидера). Лидер умело скрывался и убеждал, что атаковать необходимо других. Только финальный подсчет очков дал мне понять кто же на самом деле победил (думал лидирует Юля, а это оказался Алексей 🙂 Я занял последнее место. Первая наша игра на контроль территории. Очень веселая, довольно стратегичная, с долей тактичности, каплей конфликтности игра! Наряду с потрясающими верблюдами стала для меня игрой вечера. (9/10 Сказочно).
Спасибо большое ребята Вам за приятно проведенное время! В нашем городе почти никто не увлекается настольными играми и тем ценнее для нас этот вечер! Конечно, мы ранее не собирались на такие мини настолкэмпы и может быть что-то делали неправильно.. Не слушали, когда надо было слушать.. отвлекались, когда этого делать было нельзя, не запоминали правила, когда они были простыми и очевидными.. Но все равно надеюсь, что мы не доставили Вам хлопот! Нам все очень понравилось! Без сомнения — одно из самих ярких впечатлений от поездки в Санкт-Петербург. (Наряду с Эрмитажем, Петергофом и так далее) 10/10.
Привет. Алаверды)))) Всё отлично прошло!)
«Верблюды» по-разному играются в разных компаниях — тем они и интересны. Да, гетвей немного, но бьет сразу в яблочко — такую не стыдно и опытным предложить — вам же понравилась)))
«Концепт» игра специфическая, весьма сильно зависит от настроения. Никогда не знаешь зайдет или нет По этой причине, я не рекомендую её обычно, а ведь тоже патигейм и вроде как на широкую аудиторию и почти гетвей, но она нестабильная. Это «Верблюдов» можно достать в любой момент — и все через 10 минут на одной волне, с «Концептом» не выйдет так легко и быстро. Может, вообще, ничего не получиться.
В «Маленьком мире» дипломатия важна — не как способность одной из рас, а как умение создавать вокруг «туман войны» и умело скрываться в нем))))) Игра действительно отличная, но мы в неё почти не играем — единственная возможность — играть в гостях!))))
ИНИШ. После пары первых партий впечатления были схожи с вашими. Не понятно было, как в это играть. Кажется, что на поле творится полный хаос и и ты бессилен с ним справиться. Но затем, после N-го количество партий, пришло понимание. Суть в том, что это далеко не семейная игра. Здесь постоянно нужно следить за тем какие карты выбирают соперники, какие действия они совершают. Причем нужно обязательно ЗАПОМИНАТЬ кто какие карты оставляет на драфте, СЧИТАТЬ вышедшие карты, СЛЕДИТЬ за возможностью выполнения победных условий всеми игроками. В противном случае игрок становится чистым статистом. Иниш — это игра, в которой нужно постоянно считать. Если первые партии, без понимания сути процесса, у нас занимали около 1 часа, то последняя длилась более 2-х часов.
Спасибо, очень своевременно ваш комментарий пришелся, так как игра осела на полке и подумал уже про барахолку. Останавливало только, что игра на захват и контроль территорий, а это нам последнее время очень нравится. Теперь понятно почему не зацепила и как к ней подойти, чтобы исправить впечатление. То, что она не семейная, это нас с недавних пор не пугает, наоборот.
Поддержу по поводу Иниша. Раскрыли эту игру для себя только после 3-4 партии. И она и правда великолепна. Да, считать в ней надо, но без фанатизма, ибо остальные игроки в тех же условиях. Пусть эффект внезапности остается до конца игры. Очень приятная, классная и в меру сложная игра. Не спешите с продажей — дайте ей еще шанс и сыграйте, как минимум, еще партии две.
Спасибо, всем неравнодушным. Уболтали, будем пробовать снова)