Игровой дневник №99 (1-31 августа 2017): Terraforming Mars, Swish, Inis, 7 Wonders, Bohnanza, Innovation, Roll for the Galaxy, Camel Up, Small World, Imperial Settlers, Patchwork
Содержание:
- 1 Покорение Марса (Terraforming Mars)
- 2 Свиш (Swish)
- 3 Иниш (Inis)
- 4 Инновация (Innovation)
- 5 Кубарем по галактике (Roll for the Galaxy)
- 6 Поселенцы (Imperial Settlers)
- 7 Пэчворк (Patchwork)
- 8 Бонанза (Bohnanza)
- 9 Бонанза
- 10 Camel Up! По верблюдам!
- 11 7 чудес (7 Wonders)
- 12 Концепт
- 13 Маленький мир (Small World)
- 14 Мнение
В этом отчете ответы на вечные вопросы: за что я ненавижу «Покорении Марса», почему не зашел «Иниш», чем хорош «Свиш», шикарна ли «Инновация» на двоих? А также миниотчет со встречи 2х семей за настольным столом.
Покорение Марса (Terraforming Mars)
На данный момент «Терраформинг» — самая востребованная и любимая у нас игра. Почему так, можно почитать в обзоре. Сыграно десятки партий — каждая это 2-2,5 часа, получен интересный и яркий игровой опыт. Но хочу рассказать не о самой игре, а о нашем отношении к ней, вернее, о том, как гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.
Если отбросить нынешние восторги и говорить начистоту, то первое впечатление от игры было не самым лучшим. Когда держишь игру в руках, первое впечатление ведь визуальное. Коробочка с видом на Марс и колонистами, пытающимися что-то посадить/исследовать — воодушевляет. Но внутри… до сих пор помню то недоумение, которое ощутил, рассматривая компоненты, а именно карты и поле. Не устану повторять — Марс в плане дизайна — это убогость, начиная с поля и заканчивая картами, где используются картинки из клипартов, местами не в тему, разного стиля, местами отвратительные по содержанию.
Да, мы привыкли к другому оформлению — завершенному, целостному, красивому — семейные игры, евро и немного америтреш, привили определенный вкус и установили планку, до которой «Марс» не то что не дотягивается, он как-будто специально отдаляется. И это при всем при том, что игра не из дешевых, то есть, предполагает, что художник не только коробку нарисует.
В общем, презентуя в своей игровой ячейке «Марс», пришлось преодолевать вполне обоснованную антипатию. Но, что самое интересное — потребовалось всего 4 поколения (4 раунда), чтобы втянуться в игру, погрузиться в геймплей и перестать концентрироваться на внешнем виде. Дальше больше — к концу партии «Марс» затянул настолько, что погрешности в оформлении отошли далеко на задний план. Фан перекрывал недочеты, давая мощную порцию удовольствия и претензии меркли на фоне восторгов от самого игрового процесса. С этого момента мы смирились с визуализацией игры.
Казалось бы, вот оно счастье, но не все так гладко. Вылезла другая проблема — абсолютно непродуманная организация индивидуального игрового планшета вкупе с пластиковыми маркерами. На личных планшетах множественная и нужная информация отмечается специальными маркерами — их скапливается в процессе игры множество. Все это рано или поздно сбивается, «выскальзывает» из рук и «скачет» по столу. Это единственная игра, в которой манипуляции на личном планшете требуют сноровки, тренировки, аккуратности и точности — часто это начинает подвыбешивать. Лечится просто — придется выложить ещё 200-300 рублей за каждую накладку на планшет.
Экономия на дизайне вызывает единственное, но сильное недоумение — поэтому и посвятил ему столько времени. У «Покорения Марса» сейчас нет конкурентов, но если идея будет подхвачена более продвинутым и опытным в плане реализации издательством, то мне будет намного приятней выбрать завершенный, а не сырой в плане оформления проект.
Что касается игрового процесса, то освоились и прониклись им, как я уже упомянул, достаточно быстро. Правда сначала сконцентрировались исключительно на картах, но, как показали результаты первой же партии, не в картах счастье. Все решает поле, где разворачивается настоящая борьба за территории. Кто оказывается в этой борьбе наилучшим тактиком и дальновидным стратегом, тот и побеждает. Грамотно размещенные города и высаженные леса приносят десятки ПО в конце партии, что может быть в 1,5-2 раза больше, чем дают сыгранные карты. По неопытности, колонизация Марса после первой партии выглядела как на фото ниже — ни о чем.
Зато в последующих шла такая уплотнительная застройка, что метеориту упасть было некуда. Фото ниже — чувствуется деловой подход опытного колониста красной планеты. Собственно, очень быстро все партии к концу игры заканчивались фатальным преобразованием ландшафта, часто потенциал карты и вовсе заканчивался на предпоследнем ходу, когда у игроков были ресурсы, но не было возможностей на карте внести изменения, всё было просто занято.
При неплохом балансе, есть в игре и некоторые спорные карты. К таким сразу отнесли «Охранный флот», особенно, если он попадался в начале игры и получалось подобрать под него нужную корпорацию. При относительно низких затратах, флот в таком случае давал гарантированно от 10 до 15 ПО. Особенно «жалко» на фоне возможностей флота смотрятся «микробы». Казалось бы близко идут «животные», но их выход ограничен условиями, которые становятся возможными с середины игры и гарантия получения большого количества ПО ставится под сомнение.
Подводя небольшой итог, хочу ещё раз подчеркнуть, что «Покорение Марса», несмотря на все свои недостатки, лучшее, что нам попадалось из евро в последнее время. Геймплей великолепен и достоин восхищения. Все претензии выдвинуты исключительно из желания поддержать развитие игры в плане дизайна. Тем более, что второе издание, прошедшее совсем недавно (и которое, мы разумеется поддержали) показало, что никаких доработок в плане дизайна/эргономики сделано не было, что не есть хорошо.
Свиш (Swish)
Необычная головоломка. Дуэлька. На прозрачных карточках есть кружочки и колечки. При стартовой раскладке поле выкладывается таким образом, как показано на фото внизу.
Задача игроков найти комбинацию карт, когда при наложении друг на друга кружочки оказались бы в колечках. Продумывать комбинации можно только в голове, примерять карты нельзя. Только после того, как нашел и уверенно выкрикнул «Свиш», можно приступать к проверке своей версии, смотри фото внизу. Если все кружочки попали в колечки и цвета при этом совпали, то карты зачитываются в качестве победных, если нет, то платишь штраф — скидываешь уже заработанные победные очки или уходишь в минус.
Сложность регулируется количеством комбинаций — 2, 3, 4, 5 карт и более. Игра необычная, интересная. Для разогрева сначала берем комбо из 3 карт, дальше по нарастающей, заканчиваем вечер набором комбо из 4 карт и больше. На этом этапе в голову лезут постоянно комбы из 3 карт, которые приходится отметать, хотя совсем недавно это казалось сложной задачей.
Игра хорошо демонстрирует, насколько быстро наш мозг обучается и приспосабливается к поставленным задачам, ищет наиболее эффективный способ перебора возможных вариантов, тренируется и автоматизирует полученные данные. Не знаю для чего это нужно, как применить, но «Свиш» очень неплохо прокачивает такие специфические навыки.
Иниш (Inis)
Как-то не зашла, хотя наш любимый ареа контроль. Не знаю, что в ней не так, или в нас, но с первого раза игру не поняли. Партия заняла минут 20 и закончилась совсем внезапно, просто сработало одно из условий.
Проблема в том, что никто за это время ничего не понял, понравилась или нет. И именно это не позволило нам вернуться к игре снова, вот уже 4 месяца мы не можем дать ей второй шанс. Ситуация необычная — вроде как игра привлекает внешне (особый контраст после «Марса»), но сам игровой процесс мимо, не зацепил.
В итоге смотрим на красивые арты, вспоминаем необычное поле и приятные миньки, но впечатления от геймплея ровные, от слова «никакие». Пока выводы делать не будем преждевременные, игра вылёживается и ждет своего часа, второй попытки.
Инновация (Innovation)
Игра, которую сложно осваивать, но к которой приятно возвращаться снова и снова. Каждая партия непредсказуема, ситуация изменчива, успех всегда ускользает из рук. Прибавим сюда многообразие тактическое — множество мелких атак и контратак, от которых зависит исход партии. Игра — настоящая дипломатическая война, полная неожиданностей, внезапных факторов и эпичного масштаба.
Каждую партию приближались, постепенно, к более технологичной эпохе, но в этот раз дошли до «потолка» — влезли наконец-то в 10-ую колоду. Ощущение странное, не покидала мысль, что игра уже сама намекает прямым текстом — «Пора заканчивать партию». Если с восьмой колоды это не так явно, то дальше уже не заслуженные деяния, а случайный набор факторов может сделать любого участника победителем. Этот момент немного расстроил.

Внезапная, но все еще заслуженная победа. Чем выше, тем больше абсурда, игра хочет сама все прекратить и неважно, кто окажется победителем.
Еще, впервые разложили её на двоих. И зашла она в таком формате отлично! Внезапно «Инновация» оказалась интересной и многогранной и в дуэльном формате. Соперничество в этом случае стало ещё жестче, хлеще и бескомпромиссней — очки влияния разлетаются в разные стороны пачками, мировые катаклизмы меняют, казалось бы, монолитный порядок в одно мгновение.
Жалею, что не упаковал в свое время карты в протекторы — издание «МХ», сами знаете, что это подразумевает. Теперь уже поздно как бы, а игра давно исчезла из магазинов.
Кубарем по галактике (Roll for the Galaxy)
№2 среди игр этого лета. Нравятся кубики, но всегда относился к играм, где все держится на них, предвзято и приятно в итоге разочаровался: «Кубарем по галактике» — это просто какое-то сказочное волшебство! Бросаем гору кубов и на их результате (!) строим серьезную стратегию, рассчитанную на дальнейшие броски и действия. Со стороны выглядит как полный рандом, но на деле рандома минимум, а математики столько, что можно в конце партии цитрамон пить, если все начинать пытаться просчитывать.
В этот раз Федос тоже с нами сел играть, по деловому так. Дали ему стакан с кубиками и он так увлеченно начал свою тему, что мы какое-то время могли спокойно погрузиться в мысли. Вот что значит пластиковый большой и прочный инвентарь в настольных играх — ребенок занят, родители играют.
Поселенцы (Imperial Settlers)
А вот с «Поселенцами» странные метаморфозы происходят. Хорошая игра перестает нравится, исчерпала себя. А мне всё не собраться и не приобрести дополнения. В итоге играли партию, весьма увлеченно, а впечатления получились смазанными — партии похожи одна на другую. Но играть в неё тянет, пока не поздно, нужно спасать допом.
Пэчворк (Patchwork)
Вот уж, что вечно без всяких допов — бесконечная реиграбельность. Хотя, чего уж тут, партии тоже сливаются все одна к другой. Разнообразие только в полученном результате.
Идеальное одеяло всего с 5-ю пустыми клетками. Почти совершенство.
Бонанза (Bohnanza)
«Бонанза» проверена временем. Неоднократно возвращались к ней после долгих перерывов и всегда находили что-то интересное. А как может быть иначе? Игру, где есть место дипломатии, вытягивает отнюдь не скованный рамками математических просчетов геймплей, а живое и всегда неожиданное общение.
По этой причине «Бонанза» всегда наполнена какими-то новыми нотками и эмоциями. Никогда не знаешь точно, какое поле и когда взрастет, когда и сколько продашь. Все зависит от того, насколько ты умеешь договориться с соседями, а для этого надо быть в курсе того, что происходит в их огороде, жить их проблемами и догадываться о ближайших планах. Это вам не какое-то скучное евро, где нужно копаться в своем планшетике, ни разу не взглянув даже в сторону соседа, «Бонанза» — это общение: главное, чтобы весело было.
А ещё нам удалось сыграть с нашими друзьями и читателями, замечательной семьей в лице: Алексея aka Machairod, его жены Натальи и их славных дочек Алины и Ксюши. Ребята посетили Питер и уделили, несмотря на свою плотную экскурсионную программу, время для совместного хобби. Спасибо за классный вечер! А играли мы в следующие игры:
Бонанза
В качестве разогрева начали с неё. Не скажу, что игра вызвала восторг, но нужное настроение задала.
Camel Up! По верблюдам!
Затем прокатились на верблюдах. Игра зашла, семейный формат как-никак, да и сам игровой процесс построен таким образом, что не оставит равнодушным. Всё-таки игра основана на здоровом чувстве азарта, желании блефовать и иллюзии, что непредсказуемых верблюдов можно контролировать. В эту игру, как правило, все втягиваются быстро, а финиш всегда выявляет неожиданные результаты во время открытия ставок. Так же было и в этот раз.
7 чудес (7 Wonders)
С недавнего времени полюбили «7 чудес» большим составом. Именно в таком случае она раскрывается во всей красе. Принципиальное отличие от игры на 3-5 человек:
- Ресурсы ограничены. Можно надеяться только на соседей, соответственно, нельзя допускать ситуации, когда исключается возможность покупки нужных ресурсов. Попасть в такую блокаду означает проиграть.
- Возрастает роль красных карт (войны). В таком составе красные карты достаточно быстро уходят, а лидерство по ним дает хорошие бонусы, особенно если соседи сосредоточились на других сетах и имеют брешь в обороне.
- Выбрать карту можно только один раз. Одни и те же карты не ходят по несколько кругов по рукам, как это часто бывает при игре втроем, они могут прийти только раз, соответственно, возможности добрать нужную карту с той или иной вероятностью повторно, уже нет.
Концепт
Весьма неплохая игра на ассоциации, которая, к сожалению, не зашла в тот вечер.
Маленький мир (Small World)
Без сомнения фаворит вечера. Игра на захват территорий, которую достаем редко, но которая великолепна, как по реализации, так и геймплею. Простая механика, но настолько элегантно и ярко реализованная, что время за ней пролетает незаметно. И все это на фоне необходимости анализировать постоянно меняющуюся ситуацию на игровом поле и принимать максимально эффективное тактическое решение.
Самый острый момент — это решить наконец-то, когда делать свою расу угасающей и какую теперь выбрать новую расу. Шикарная игра!
Мнение
- Terraforming Mars — за гадкой внешностью шедевральный геймплей. 10/10
- Swish — необычная головоломка, неординарный мозговой тренажер. 10/10
- Inis — не зашла с первого раза, но оформление шикарное. 3/10
- 7 Wonders — на семерых великолепна. 10/10
- Bohnanza — под настроение и компанию. Игра основана на умении и желании общаться. 7/10
- Innovation — старая, но очень крутая карточная игра. Испробовали на двоих, зачет! 10/10
- Roll for the Galaxy — просчет, основанный на кубах. Необычно и удивительно математично. 10/10
- Camel Up — семейная. Ставки и азарт. Кажется, универсальна в любых ситуациях. 10/10
- Small World — снова подтвердила, что это одна из лучших тактических игр на захват территорий. 10/10
- Imperial Settlers — устали от игры, возможно дополнение может реанимировать интерес к ней. 6/10
- Patchwork — ничего особенного в ней, такой привычной кажется, но сам процесс настолько созерцательный, что просто достаточно начать, а дальше на автомате шьешь свое одеялко. 8/10