Из новоосвоенного: Spyfall, Iliad, Tiny Epic Kingdoms, Gatenkaas. Встречались с друзьями на майских праздниках. По этому случаю была взята икеевская сумка с настольными играми, всего около 20 наименований. Причем, перед встречей как студент просидел пол ночи, повторяя правила и рассовывая карты по протекторам. Забавнее всего, что времени хватило всего на три игры: одна из которых провалилась, зато две новинки зашли на отлично.
Находка для шпиона (Spyfall)
Лучше всего в нашей компании идут патигеймы (Нечто, Сопротивление, Avalon, Бэнг! и подобные). Причина в следующем: можно играть большим составом (от 8 человек), простота освоения и быстрота партий. В этот раз выбор пал на «Находку для шпиона».
Зная об особенностях изданий от «МХ» приготовил протекторы заранее. Также распечатал подсказки с имеющимися локациями для участников. Все играют первый раз, шпион локации не изучал, значит его пристальные взгляды на разворот в правилах с подсказкой будет палевом. Да еще и разворот этот малоинформативен — одна локация перекрывает другую, и если участники начнут задавать вопросы по деталям, изображенным на карточках, то шпиона ждет провал. По этой причине просил всех участников не привязываться к картинкам, а строить вопросы и отвечать на них исключительно полагаясь на ассоциации.
Результат оказался полной неожиданностью! Взрослые фактически не поддержали игру, слишком много импровизации, а вот игроки помладше ее приняли (играли первые партии смешанным составом). В итоге, игру отложили в сторону, но ее тут же взяли дети и унесли к себе, где в составе 4-6 игроков продолжили знакомство самостоятельно. В какой-то момент я тоже присоединился к ним, так как игра зацепила.
Дети играли с искренним интересом — свободно, весело, азартно. Потребовалось время, чтобы понять важность двояких вопросов и таких же неоднозначных, но ни в коем случае не общих или поверхностных ответов. В итоге игра стала фановой для тех, кто был готов к импровизации и веселью; для тех же, кто был серьезным в этот день, «Шпион» прошел мимо.
Эту игру оценят те, кто не боится спрашивать и отвечать, выдавая себя не за того, кем являешься. Замечательно идет в компании от 5 до 8 человек, при меньшем числе игроков шпион слишком легко вычисляется.
Iliad
Хотелось закрепить успех, когда удалось переключиться с патигеймов на что-то серьезное, как это получилось на последней встрече с игрой «7 чудес». Пришлось пойти на рискованный шаг — взять настолку, в которую сам не играл, то есть кота в мешке. Почему Iliad?
- партия от 30 минут (в реальности оказалось около 1, 5 часов);
- в меру сложная в освоении (читается и понимается за 30 минут с листа, объясняется за 15, суть улавливается после первой осады — 5-10 минут игрового времени);
- красивая, с античным сеттингом, хотел, чтобы игра ассоциировалась с «7 чудесами» (арт отличный, качество карт посредственное — протекторы нужны);
- можно играть командами 3х2, задействовав, соответственно, 6 игроков (решающий фактор при выборе).
Игра состоит из нескольких фаз-осад, которые включают подготовку и саму осаду в финале фазы. Во время подготовки формируем свой отряд и нападаем на соседние отряды, стараясь их ослабить. В конце финальная осада — сильные армии по порядку получают плюшки, самая слабая — штраф.
Игровой процесс незамысловат. С руки выкладываем солдат (фото наверху) и технику (фото внизу). В сочетаниях они дают разные возможности и обладают различной силой. Например, из гоплитов можно выстроить фалангу, где значения карт суммируются и умножаются на число воинов в фаланге — мощь получается колоссальной и соседи начинают уничтожать конкурентные фаланги, выбивая из них воинов. Либо можно разместить гоплита на слона — мощь так себе, зато он недосягаем для простых воинов и вероятность, что доживет до финальной осады высока, но и слона можно убить баллистой, а баталисту разрушить катапультой, а… ну, вы поняли, принцип — на каждую хитрую гайку, найдется свой болт с резьбой.
Ещё в игре есть 2 режима сражений:
- Когда карта оракула открыта изображением «Танатос». Чьи армии будет сильнее к концу осады, те и победили. В таких условиях есть время подготовить армию не спеша: повоевать с соседями, сколотить баллисты, частокол, вывести слонов, вооружить их, между делом разрушить подозрительного троянского коня соседа и посмеяться над выпавшими из него воинами.
- Когда открыта карта «Горгоны». Начинается своеобразный аукцион, кто к началу своего хода сумеет выложить самую мощную армию, тот и победил. Маневры в такие моменты рискованны, все, как правило, лупят с плеча самыми сильными картами, но под шумок можно рискнуть и слоника вывести на травку, чтобы успеть усадить на него лучника и вовремя начать выносить лидеров в фалангах, а потом создать свой победоносный отряд и оставить всех с носом.
Соответственно, при игре командой — 3 команды по 2 игрока — интерес возрастает, так как союзники действуют сообща, при этом победа в локальном сражении присуждается индивидуально, а вот победа в игре только команде.
Игра понравилась — простая, интересная, динамичная, яркая и атмосферная. Карточная игра на комбы с возможностью нападать и защищаться. Все участники античного похода требовали продолжения войны!
Тайное послание (Love Letter)
Забыл уже какая попытка понять эту игру. И в этот раз она оказалась тщетной. Я уже писал в дневниках, что игра не цепляет, но мы тогда играли ее исключительно на троих, на что в комментариях прозвучала конструктивная мысль о том, что «Тайное послание» раскрывается на четверых. Хорошо, попробуем.
Ждать пришлось долго. И вот настал момент, когда сыграли ее вчетвером. Все, что увидел — Стражницей теперь стало маловероятно угадать жертву, в остальном,такая же скука, где правит случай или дается выбор из минимального набора возможностей. В чем феномен этого хита, что мы пропустили?
И снова об освоенных играх.
Tiny Epic Kingdoms (Крошечные Эпические Королевства)
Сыграли одну партию, четкого мнения об игре пока нет. То есть, она весьма интересна по правилам, легка в освоении, но так чтобы захватила — такого не наблюдалось. Первая игра прошла слишком ровно для того, чтобы делать выводы.
Мнения разделились — Ире с Юлей понравилась, мне показалась пустоватой, чего-то в ней не хватает… может обещанной эпичности? Что привлекло безоговорочно, так это миниатюрность (при этом все удобно двигается, хватается и передвигается) и манипуляция с ресурсами, так как нравится, любая форма миплплейсмента.
Gatenkaas (Скажите: «Сыр!»)
Детская игра подманила меня своей отдаленной схожестью с логической настолкой «Свиш», там надо с помощью прозрачных карт построить «бутерброд», где контрольные точки накладываются друг на друга. Но данная игра оказалась совершенно другой — нужно закрывать картами мышей соседей и оставлять своих мышек как можно более видимыми. У кого мышей в процессе игры и к концу будет видно на поле больше всех, тот и молодец.
Простенькие правила и интересное оформление — то, что отличает игру. Карточки с дырочками, как на сыре, но «ломтики» слишком тонкие — когда на поле много карт, то они легко сбиваются даже от самого легкого прикосновения.
В целом, идея интересная — развивает пространственное мышление — надо сообразить, где по правилам можно положить карту, да еще и не задеть своих мышей при этом.
Единственный момент, который смутил: игра детская и рассчитана на возраст достаточно юный, при этом карты настолько легкие и «скользкие», что в их сторону буквально не стоит лишний раз дышать — может все «съехать» и тогда могут возникнуть нешуточные споры среди игроков — где, что было.
Сыграно 2 партии — обе не заняли более 5 минут, опять же большой плюс для детской игры.
Patchwork (Пэчворк)
«Пэчвворк» всегда, «Пэчворк» везде. Как оказалось, весьма удачный формат для игры на природе. Хорошая возможность сыграть и погреться на первом майском солнце. Впрочем, играли исключительно Ира с Юлей — для них эта игра представляет особую ценность, где главное не выигрыш, а красота.
Мое замечание: — Сами будете писать в отчете, — так и осталось без ответа, поэтому просто предлагаю посмотреть фото.
Robinson Crusoe: Adventures on the Cursed Island (Робинзон Крузо: Приключения на таинственном острове)
Как же мы раньше любили кооперативы -«Андор» вспоминается с такой ностальгией, а «Запретный остров» заигран раз 40. Тем более удивительно, как теперь тяжело и избирательно идут игры подобного жанра. Исключения: «Мертвый сезон» и «Робинзон Крузо». «МР» особенно пришелся по душе Ире, благодаря атмосфере и особому характеру игры из-за предателя, а «Робинзон» — Юле, тоже благодаря атмосфере и более сложному игровому процессу.
«РБ» действительно запутан в правилах и сложен в рамках игрового процесса. Чтобы хоть как-то внести ясность, Юля специально сделала шпаргалку на 2 листах (фото вверху и внизу). Шпаргалка помогала играть, но не помогла выиграть. Смешно сказать, но мы переигрывали 2 раза первую миссию и оба провалили. Почти развели костер, но не смогли уберечь здоровье — замерзли в достаточно хлипком лагере как-то ночью. А каким еще этот лагерь может быть, если все дерево уходит на костер?
В любом случае, удовольствие от игры мы получили и хочется снова вернуться на остров и попробовать выжить. Игра хороша своей серьезностью и сложностью, при этом как-будто дразнит и издевается. Собственно, в этом и смысл кооператива — прожить совместную боль и получить радость от ее преодоления и победы. В этот раз не получилось, значит будущая победа приобрела еще большую ценность.
Еще поняли, что к игре обязательно нужен органайзер, а дома лежат 2 листа пенокартона, до которого так и не дошли руки. Было время активно приобретались для этой цели пластиковые и фанерные органайзеры, но по экономическим соображениям отказался — лучше взять еще одну игру с барахолки, чем органайзер к имеющейся.
Camel Up (По верблюдам!)
Фаворит среди «интересных и быстрых». Правда, игра в каждой фазе начинается после третьего броска кубиков, до этого никакой определенности, кто как пробежит. Главное в Camel Up понять момент, когда начать рисковать. Собственно именно это понимание и дает тот фан, которым так богата эта красивая игра.
Saint Petersburg (Санкт-Петербург)
Очень давно ее не доставали — поднадоела; в общем-то игра однообразная, но слишком много приятных эмоций с ней связано, поэтому иногда возвращаемся к ней.
К сожалению, в этот раз случилось то, чего мы старались всячески избегать ранее. После второго круга появился лидер — самый богатый. При этом мы прекрасно знаем, что в «С-Пб» нельзя такого допускать — у всех должен быть примерно одинаковый доход. Разница даже в 6 рублей, получаемая в фазе «мастеровых», уже критична и решает итог. Здесь же разница перевалила за 10, что объективно игру испортило — догнать лидера с таким отрывом нереально.
Причина в грубейших ошибках, когда игроки не оставили никаких денег к фазе мастеровых и тем самым обрекли себя на безденежье, а кого-то на успех, но играть-то от этого не стало радостнее всем. По сути, можно было свернуть партию на половине и не доигрывать — это весьма жесткий облом, из-за этого «Санкт-Петербург», несмотря на всю к ней нашу любовь, так и осталась игрой весьма специфической.
Хоббит. Нежданное путешествие (Der Hobbit: Eine unerwartete Reise)
И снова любимица, которую считаем одной из лучших детских семейных кооперативок. Но, тем не менее, которую мы «100 лет в обед» не доставали — тоже переиграли. Оказались за ней совершенно случайно — заехали в гости к родственникам и племянница 8-ми лет пригласила нас с Юлей составить компанию — заодно и напомнить правила. От такого предложения отказаться не могли и с нескрываемым удовольствием засели за знакомую карту.
Быстро освежили в памяти правила, нюансы (достаточно много для такой простой игры спорных моментов) и в путь. За час преодолели все препятствия, оставив в плену 2 гномов, но в самом конце были настигнуты орками — просто не успели добраться до финиша.
Ошибка оказалась в том, что слишком далеко ушел основной отряд, не обратив внимание на Бильбо, который плелся в конце и был захвачен в плен. Пока вернулись, пока освободили, замешали колоду из сброса три (!) раза, а это значит, что карты «Угроза» вскрывались слишком часто. Вывод очевиден — опасно растягивать отряд по тропе, нужно идти плотной группой, но при этом избегать толчеи, а то можно попасть в плен, из которого уже не выберешься.
Итого:
- Находка для шпион — шедевральный патигейм 10/10
- Iliad — отличная командная карточная игра на комбы с возможностью минисражений на 6 человек. Просто, быстро и интересно 10/10
- Скажите: Сыр — детская игра на пространственное мышление 5/10
- Tiny Epic Kingdoms — интересная лаконичная стратегия, но с первого раза не впечатлила 7/10
- Тайное послание — так и не проникся фаном 1/10
- Patchwork — протестировали на природе, стала еще лучше 10/10
- Робинзон Крузо — захватывающе и многообещающе проиграли 7/10
- Camel Up — как всегда классная игра 8/10
- Saint Petersburg — неудачная партия, вылез главный косяк игры, связанный с лидером и деньгами 4/10
- Хоббит. Нежданное путешествие — отличный детский кооператив на фан 8/10
«Верблюды» забавная игра, особенно момент бросания кубика с перевернутой пирамидой! Видел видеообзор и игра понравилась динамикой и азартом! «Мир Хобби» обещает чуть ли не в этом году выпустить к ней дополнения! Интересно, какой станет игра с ними?
«Верблюды» — игра уникальная и выпускать под нее допы решение правильное в плане коммерции, но нет необходимости с точки зрения игрового процесса. То есть сама по себе она состоявшаяся и допы ей не нужны (в отдельной коробке). По этой причинение доп должен быть какой-то действительно необычный, иначе непонятно зачем его покупать.
Что-то Робинзон не такой сложный оказался, как все обещали. Сложность, скорее, представляют правила.
Скорее с правил начинаются все сложности, а если что-то кажется легко, то нужно подробнее их изучить, где-то была игра «вне правил» ))))
А если серьезно, то какую миссию взяли и как прошли? На мой взгляд «Робинзон» «сложен» именно тем, что над любым самым продуманным планом всегда весит угроза нелепой случайности. Хорошо это или плохо для игры — не решил, но, безусловно, нервы щекочет. Собственно, ради этого «РБ» и играется. Разве нет?