Вечеринка с Нечто из глубокой бездны: обзор игры Stay Away

Настольная игра Нечто Нечто

Как поклонника фильмов «Нечто»(1982, 2011) и любителя командных патигеймов, меня интриговал уже сам факт существования одноименной игры. Однако собрать нужную компанию долгое время не получалось. И когда наконец-то знакомство с игрой состоялось, возникли противоречивые чувства. Этот обзор содержит восторг и разочарования, связанные с настольной игрой «Нечто из глубокой бездны» (Stay Away).

Настольная игра Нечто
Маленькая коробка. Удобно брать в гости.

Как играть и о чем игра?

В коробке 108 карт и правила. Правила просты. Противостояние разворачивается между двумя командами:

  1. Команда зараженных во главе с Нечто. В начале игры Нечто всегда один, но в ходе партии он заражает других игроков, которые не выбывают из игры, а становятся его помощниками – таким зараженным для победы нужно, чтобы Нечто выжил и заразил всех.
  2. Команда людей. В начале игры все кроме Нечто – люди. Задача людей вычислить Нечто и уничтожить его. В процессе часть людей станет зараженными (см. пункт выше), и их цель поменяется.
Настольная игра Нечто
Содержимое коробки

Игра рассчитана на компанию  4-12 человек, но оптимальный состав 6-10. При меньшем количестве Нечто будет очевиден, при большем тяжело играть – приходится долго ожидать своего хода, сложнее меняться местами, много лишней суеты. Играют с помощью карт, количество которых в колоде зависит от числа участников.

Настольная игра Нечто
События берутся в руку, Паника разыгрывается сразу

Типы карт:

  1. Паника. Эти карты не берутся на руку, а разыгрываются сразу, заставляя сделать что-то непредвиденное: обменяться картами, поменяться местами, убрать выстроенные баррикады и прочее. Они вносят в игру остроту и непредсказуемость, ставя под сомнение реализацию любого, даже самого продуманного плана, нагнетая тем самым состояние настоящего психоза.
  2. События. Эти карты игрок использует по своему усмотрению. Как правило, это либо нужные предметы-действия (огнемет, карты дающие возможность отказаться от обмена и пр.), либо карты ролей (Заражение), которыми Нечто (и только лично он – см. ФАК ниже) заражает людей.
Настольная игра Нечто
Карта Событий с действиями

Лимит на руке всегда составляет 4-е карты. В свой ход игрок выполняет последовательно 3 шага.

  1. Берет карту из колоды.
  2. Если это «Паника», то тут же играет ее. Если «Событие», то есть 2 варианта: сбросить любую карту или сыграть любую карту.
  3. Выбирает любую карту с руки и предлагает в закрытую ее на обмен соседнему игроку. Сосед либо отказывается (если имеет карты, позволяющие это сделать), либо также в закрытую меняется, выбирая для обмена карту из своей руки.
Настольная игра Нечто
Карты Событий с ролями

Собственно и все, но в большой компании неизбежно возникают вопросы, поэтому небольшой FAQ:

  • На руке к концу любого действия должно быть строго 4 карты (ни больше, ни меньше).
  • «Паника» всегда играется первой и сразу. Чтобы не перепутать – не берите ее в руку, сразу открыли, сразу зачитали и сразу разыграли.
  • Если взяли из колоды карту «Заражения» это не означает, что вы с этого момента заражены. Заражает только лично Нечто.
  • Карты «Заражения» может сбросить любой игрок, но передавать их может только Нечто (это считается заражением) или уже зараженный игрок при обмене только с Нечто (это обычный обмен).
  • Если вас заразил Нечто, то карту «Заражения», которую он вам передал, нельзя сбросить или передать другому игроку – это теперь на всю игру ваша метка принадлежности к зараженным.
  • Если вам предлагают обмен, и у вас нет возможности отклонить его с помощью карт действий, вы обязаны согласиться.
  • Если применили карты действия вне своего хода (частая ситуация при обмене), то сбросьте эту карту и возьмите сразу же новое «Событие» из колоды на руку (карты «Паники» при этом сбрасывайте не зачитывая).
  • Внимательно читайте описание карт под их названием. Не знаю почему, но многие игроки не обращают должного внимания на пояснительный текст, читают его не до конца, а между тем, там есть нюансы, которые приводят к неожиданному эффекту. Например, карты «Мимо!» и «Нет уж, спасибо!» имеют разные последствия, хотя результат один – отказ от обмена.
Настольная игра Нечто
Обратите внимание на текст карт под названием. Оба отказа, но каким разным может быть результат

Впечатления

Сначала о хорошем.

Атмосфера

В «Нечто» наличие атмосферы — это самое ценное. При этом не имеет значения, знакомы ли вы с фильмом, нравится ли он вам – все это не важно, так как сама механика приведет вас в состояние волнения, паники, подозрений, удивления, даст приятный игровой опыт. Именно эмоциональная составляющая настолько хороша, что получаемый фан перекрывает все ее недостатки. Ну, а если вы еще и поклонник фильма, то повезло вдвойне, так как дух и напряжение переданы достоверно.

Настольная игра Нечто
Как в кино

Как избежать депрессии при заражении?

В случае заражения вы остаетесь в игре, меняется только цель и союзники. Другой момент – смена команд может вызывать некоторое замешательство в голове. Допустим, вы играли за людей, вот он Нечто рядом с вами, вот в ваших руках огнемет, который в надежде отдал товарищ, но все пошло не так и теперь вы за Нечто и разворачиваете огнемет в обратную сторону – в глазах бывшего товарища ужас, отчаяние и досада. Со стороны выглядит не очень, но если брать игровую ситуацию, то все в порядке – риски и последствия осознавали все – и кто отдавал огнемет и кто взял его, сидя рядом с Нечто.

Но есть одна ситуация, когда вам придется выйти из игры, если случится самое страшное – вы погибнете в результате сыгранного на вас огнемета. Огнеметов в колоде мало, да и защита есть, поэтому «жертвы» наблюдаются, как правило, к концу игры и основная часть партии проходит полным составом. Для патигейма это огромный плюс.

Настольная игра Нечто
Решительность и страх

Порог вхождения и интерес

«Нечто» в плане освоения и понимания происходящего игра простая, не сложнее «Мафии», но при этом намного ее интересе – надо думать, планировать, действовать, а не приспосабливаться к ситуации. Это позволяет легко «запустить» игру как в компании знакомых исключительно с «Мафией», так и с искушенными игроками, кто, к примеру, уже успел оценить «Бэнг!», Сопротивление, Avalon и пр. Игра в равной степени увлекает и тех, и тех.

Реиграбельность

Меньше чем за 30 минут партию пройти не удавалось, максимум 60. За вечер играется 3-4 партии, желание продолжить остается. Сыграно суммарно больше 10 разным составом и количеством, каждая игра не похожа на предыдущую, то есть, могу предположить, что реиграбельность высока. Но как и в любом патигейме, многое зависит от настроения и компании. У нас «Нечто» сворачивалась раньше времени только в одном случае — надо было расходиться — игра действительно затягивает.

Теперь о плохом.

Качество локализации

Карты более ужасного качества мне не попадались. Мало того, что краска с них слезает, так после 2х партий начинают расслаиваться – впервые увидел такое. Судя по отзывам — случай не первый. Считаю, что это брак, который издатель допустил к продаже без попытки его исправить. Очевидна в таком случае рекомендация использовать протекторы, в противном случае карты развалятся в руках.

Нечто из глубокой бездны (Stay Away)
Расслоение карты

Брешь в механике

Ликвидировать Нечто можно только одним способом – сжечь огнеметом. Огнеметов в игре мало, поэтому, если зараженные держат на руках все огнеметы (не вводя их в игру), то Нечто в этот момент безопасно для себя приближается к людям и заражает их. И даже принудительный сброс (из-за разыгранных эффектов) карт с руки здесь не поможет, так как сброс еще не сразу попадет в колоду и не факт, что огнемет вытянет человек. Скорее всего, Нечто всех заразит прежде, чем сброс успеют замешать, не говоря уже о высокой вероятности того, что огнемет снова попадет к зараженным.

Сразу скажу, что у нас ситуации, когда зараженные намеренно «зажали» огнеметы не было, но при сговоре она возможна, поэтому лишний раз подумайте, а стоит ли оповещать компанию об этой дыре, сломав игру или все-таки получить фан в этот вечер?

Есть несколько менее критичных моментов, которые не оговорены в правилах, но которые ставят игроков в положение, где их роль будет раскрыта. Например у зараженного в результате добора карт (3 штуки согласно эффекту «Забывчивость» )  оказывается 4 карты «Заражения», что противоречит правилам. Или, когда зараженный передает карту «Заражения» Нечто, а тот картой «Мимо!» отправляет ее следующему игроку.

Так ли тяжело быть Нечто?

Нечто обладает колоссальной живучестью (все как в фильме). Две партии было такое, что со второго-третьего хода выводили его на чистую воду, но убить… не получалось! Даже при открытой по сути игре, когда все знают, кто Нечто, достать его огнеметом, ой, как сложно. То он пересядет в другой конец стола к безоружным и перезаражает их всех, то в последний момент увернется от огнемета скинув карту защиты.

Настольная игра Нечто
Рубашки карт после нескольких партий

Гонки вокруг стола

В игре очень часто надо пересаживаться. С одной стороны неплохо, с другой – нужно предусмотреть эту возможность заранее.

Плюсы:

  • + атмосфера
  • + отличный фан, интересные смены состояния: подозрение, паника, азарт, паранойя, страх
  • + универсальна: легко затягивает как тех, кто любит «Мафию», так и равнодушных и ненавидящих ее
  • + простота в освоении
  • + реиграбельна
  • + при заражении игрок продолжает партию
  • + игра по времени от 30 до 60 минут (при 6-11 чел.)

Минусы:

  • — качество карт русской локализации (протекторы необходимы!)
  • — оптимальный состав от 6 до 10 человек (на коробке написано от 4 до 12)
  • — требуется много пространства (надо часто пересаживаться)
  • — есть лазейки в механике, которые могут испортить партию

Мнение

Нечто из глубокой бездны (Stay Away) — отличный патигейм, простой, умный, атмосферный. Легко осваивается и хорошо играется в разных компаниях. Эмоциональная и напряженная игра, где нужно анализировать ситуацию и планировать действия. В то же время, в игре присутствуют сильная эмоциональная составляющая и напряженная атмосфера, которые вместе с необходимостью решать командную и индивидуальную задачи дают огромнейший фан. Любителям умных и атмосферных патигеймов с ролями рекомендуется.

Оценка: 10/10

Сложность правилСложность правилЛегкие
Сложность игрыСложность игрыНе сложнее Мафии
КонфликтностьКонфликтностьОна тут главная
ОформлениеОформлениеНа любителя
АтмосфераАтмосфераКак в фильме!
РеиграбельностьРеиграбельностьХочется повторить
Общее впечатлениеВпечатлениеКласс!
Время игрыВремя игры, мин30-60
КомпанияКомпания, чел.4-12. Оптимальная на 6-11
Место для игрыСколько местаСвободное помещение. Надо часто пересаживаться
Читать еще? Выбирайте по названию игры:
К
Каркассон Carcassonne
Каркассон — обзор
Правила Каркассон
Каркассон — правила
Каркассон, Колонизаторы, Билет на поезд — сравнение
Настольная игра Картахена
Картахена — обзор
Правила Картахена Cartagena
Картахена — правила
Настольная игра Кингсбург
Кингсбург — обзор
Правила игры Кингсбург
Кингсбург — правила
Правила настольной игры Cluedo (Клуедо)
Клуедо — правила
Настольная игра Cluedo
Клуэдо — видео
Настольная игра Клюэдо
Клюэдо — обзор
Настольная игра Код фараона
Код фараона — обзор
Код фараона правила
Код фараона — правила
Настольная игра Codenames Кодовые имена
Кодовые имена — обзор
Правила настольной игры Кодовые имена
Кодовые имена — правила
Настольная игра Codenames Кодовые имена
Кодовые имена — распакуй
Кодовые имена дуэль
Кодовые имена. Дуэт — обзор
Настолки на Полке
Коллекционировние — Сколько настолок держать доме?
Корова 006
Корова 006 — обзор
Правила Корова 006
Корова 006 — правила
Королевская почта
Королевская почта — обзор
Правила настольной игры Королевская почта
Королевская почта — правила
Игра Королевская почта
Королевская почта — фотообзор
Настольная игра Королевские товары
Королевские Товары — обзор
Настолки на полке
Королевский Замок — обзор
Настольная игра Королевский Замок
Королевский Замок — правила
Настольная игра Коронация
Коронация — обзор
Правила настольной игры Коронация
Коронация — правила
Eminent Domain Космическая Эра
Космическая Эра — обзор
Eminent Domain (Космическая Эра)
Космическая Эра — правила
Настольная игра Красная шапочка
Красная Шапочка — обзор
Красный ноябрь
Красный ноябрь — обзор
Правила Красный ноябрь Red november
Красный ноябрь — правила
Настольная игра Blood Rage Кровь и ярость
Кровь и ярость — обзор
Правила Blood Rage. Кровь и ярость
Кровь и ярость — правила
Крошечные Эпические Королевства
Крошечные Эпические Королевства — обзор
Tiny Epic Kingdoms
Крошечные Эпические Королевства — правила
Tiny Epic Kingdoms
Крошечные эпические королевства — фотовскрытие
Оцените статью
( 9 оценок, среднее 5 из 5 )
Настолки на Полке
Добавить комментарий

  1. Иван Клюцев

    ИМХО, играть от 4 игроков возможно, хоть и менее интересно. Для этого надо замешать НЕЧТО в колоду, и дождаться, когда кто-то вытянет… А про зажатые огнемёты — кто ж мешает незаражённым придерживать карты заражения на руках, тем самым придерживая НЕЧТО за гонады?! В восторге от игры!!!

    Ответить
  2. Станислав

    Играем несколько месяце, но возникло два проблемных вопросов:

    Вопрос первый:
    играли вшестером по стандартным правилам, заражённому выпала паника «Забывчивость», он сбросил 3 карты, кроме заражения, а набрал 3 карты заражения, следующая фаза — обмен. Как быть? Совет «надо лучше тусовать» не годится, всегда тусовали одинаково, случай произошёл единый раз за много месяцев игры.

    Вопрос второй, над которым тоже голову ломаем. Заражённый передаёт карту «Заражение» игроку «Нечто». Но «Нечто» в момент передачи, не зная о содержании передаваемой карты, кидает «Мимо» и «Заражение» уходит к другому игроку. Получается ли так, что игрок становится заражённым вопреки правилам или «Нечто» не может использовать карту «Мимо»?

    Ответить
    1. ProninZet

      Привет.

      Ничего проблемного.

      1. В приведенной случае игроку придется оповестить всех, что «ситуация противоречит правилам», может добавить при этом — «нельзя держать на руке больше 3 карт заражения — стр 8 правил» (но я бы не стал «разжёвывать» — будет больше повода для подозрений. Игрок при этом скидывает не показывая взятые (и только их) карты и добирает новые.

      2. Игрок в таком случае не станет зараженным, так как заражать может лично нечно — в данном случае, карта получена не от него. Но и взять он её не сможет, так как существует только два способа получить карту заражения — от нечто, из колоды. Значит снова нужно оповестить, что ситуация противоречит правилам (не показывая карту остальным при этом — публичное открытие карт при передаче запрещено правилами).

      Оба случая «палево» для Нечто и его команды, страшного в этом ничего нет — игра только выигрывает от таких «поворотов». Вероятность таких ситуаций всегда повышает градус игры, подчеркивает риск и опасность разоблачения. Важно, как вы отреагируете на это, как обыграете, какую информацию предоставите «людям» и насколько они будут догадливы.

      Ответить
      1. Alex Alex

        Насчет первого ответа:
        Если игрок скидывает карты, не показывая их, то так можно читить, скидывая все что угодно. Иногда даже не ради карт, а что бы панику скинуть в отбой.

        Ответить
        1. ProninZet

          От компании зависит. В настолках всегда есть место и для читерства и для прямого обмана, все в руках играющих и их понимания сути — ради чего играют.

          Ответить
          1. Alex Alex

            Да. Но вот, к сожалению, это серьезная дыра в механике этой, очень понравившейся мне, игры.

  3. Valeriel Makhanik

    Что делать, если у меня 108 карт как и писано в инструкции. НО! есть карты с номерами 4,5,6,7,8,9,10,11. Карт с номером 12 нет. Как в таком случае играть в 10-ром?

    Ответить
    1. ProninZet

      Так и должно быть — карт с номером 12 нет. При подготовке нужно отложить в коробку только те карты, числа на которых больше числа игроков. Максимальный состав 12 человек, значит используется вся колода, ничего не надо убирать и цифры 12, соответственно нет, а при составе в 10 человек убираются карты с цифрой 11 и только. При 11 тоже ничего не убираем.

      Ответить
  4. Лена Каушлы

    Привет! Чуть не передрались из-за карты паники «время признаний»- игрок сам решает показывать ему карты или нет, либо все обязаны показать до появления карты «заражение»?

    Ответить
    1. ProninZet

      Привет. Сам решает, то есть может и не показывать. В таком случае действие переходит к следующему игроку. Важно! Чтобы остановить действие карты достаточно показать Заражение не показывая остальные свои карты.

      «Время признаний» интересная карта — зараженные стараются увести подозрения с нечто на себя, а незараженным тоже стремно — особенно, когда они рядом с нечто, либо не хотят светить огнеметами, мимо и тп.

      Ответить
  5. Alex Alex

    Вопрос по поводу зараженных.
    По правилам, если нечто заразило всех игроков, то выигрывает только нечто.
    Так вот, могут ли зараженные, во избежании такого проигрыша, играть против воли нечто, пытаясь именно сжечь последнего не зараженного игрока?

    Ответить
    1. ProninZet

      Это если никто из игроков не был уничтожен в ходе партии. Тогда, да, побеждает только нечто, но если есть хотя бы одна жертва, то победа делится и между зараженными.

      В этом плане зараженным выгодно уничтожить последнюю жертву и это не будет противоречить правилам. В правилах четко прописана цель нечто — «избавиться от всех людей: либо превратив их в подконтрольных ему зараженных, либо уничтожив». Цель зараженных — «не допустить, чтобы люди догадались. кто нечто, отводя от него любые подозрения и стараясь внести раздор в лагерь самих людей». То есть, они не обязаны выполнять команды нечто, следовать его хотелкам и желаниям заразить всех без единой жертвы.

      Более того, правила не запрещают зараженному сжечь нечто. То есть, у зараженных есть возможность влиять на нечто, заставив его «поделиться» победой — либо мы тебя сами сожжем и все проиграем, либо ты сжигаешь, а не заражаешь последнего.

      Ответить
      1. Alex Alex

        Спасибо.
        Полностью согласен. Так и играли. И я приводил как аргумент те же строчки правил.
        Но вот нечто очень сильно обиделось. И заявило, что в эту игру больше никогда играть не будет))

        Ответить
  6. Олег

    Толковый обзор. Спасибо. Обожаю фильм, играл в компании, но с правилами возникли проблемы и не зашла. Решил разобраться и вы здорово помогли, прояснили многие моменты!!!!

    Ответить
  7. Елена

    Ситуация:игрок берет карту паники, по условиям которой должен поменяться местами с третьим игроком слева или справа по выбору. Если этот игрок на карантин, смены мест не происходит. Вопрос: выбирается игрок слева, он на карантиине. В таком случае не происходит смена мест или надо выбрать третьего игрока справа и с ним поменяться местами? Возник спор что первично: или игрок, которому попалась эта карта паники выбирает игрока с кем меняться (при игре вшестером при выборе слева и справа этим человеком оказывается один и тот же игрок, а если играет другое количество человек, то третий игрок слева или справа разные люди и если один из них на каарантине, значит ли это отсутствие возможности выбора и смена мест идёт с тем игроком, который не на карантин?

    Ответить
    1. ProninZet автор

      Здравствуйте, Елена. Интересную ситуацию вы описали. Я бы исходил из условий игры, а именно: «Карты паники… это случайные происшествия, вносящие в игровой процесс толику неопределенности» (цитата из правил). То есть паника, в отличие от карт предметов или действий не дают игроку развивать свой план, а наоборот, рушат стратегию, диктуя свои условия. То есть, логично предположить, что выполнение карт паники приоритетно и игрок не может создавать условия для их невыполнения, если обмен местами невозможен с одним игроком, то он выполняется с другим, если условия подходят.

      Ответить