В настольной игре Eminent Domain (Космическая Эра) нам предстоит покорять космос, осваивать планеты и совершенствовать технологии. Примечательно, что оппоненты-космонавты будут нам помогать время от времени, что само по себе нечастый случай в настолках, а в колодостроении и подавно. О плюсах и минусах игры подробно читайте в обзоре.
Инструктаж перед экспансией
Тема — космос. Задача в максимально сжатый срок освоить несколько планет, собрать с них ресурсы и, по возможности, прокачать технологии. Игра быстрая, конкурентная, действовать надо в темпе. Игра прямо дает понять — космос безграничен, а время, отпущенное нам, так ничтожно.
Механика – колодострой. Все начинают с одинаковой стартовой колодой. Ход состоит из трех фаз:
- Выбор действия – необязательно выполнять, но, как показывает опыт, желательно. Это личный бонус, который в ход можно исполнить единолично, не подыграв никому из оппонентов.
- Выбор роли – обязательное действие. Тут уже надо просчитывать выгоду с оглядкой по сторонам. Роль дает преимущество активному игроку и это единственный способ пополнить свою колоду новыми картами. Но в тоже время – роли могут повторять соперники, а это значит, что вы даете кому-то шанс «прокачаться» вне очереди.
- Сброс и добор карт – активный игрок (и только он) может сбросить любое количество карт с руки и добрать до максимума.
Получить ПО можно тремя способами:
- Завоевывать или колонизировать планеты. Чтобы осуществить военный захват нужно собрать флот в требуемом количестве. Чтобы мирно прибрать к рукам планету, нужно сыграть под неё требуемое число карт «Колонизация».
Продать ресурсы и получить за это ПО. Планеты помимо финальной награды дают некоторые бонусы в процессе, среди которых возможность производить ресурсы, которые затем конвертируются в ПО.
Развивать технологии. Это «апгрейд», который дает бонусы, направленные на усиление ролей и мощные действия. Чем дороже карта технологий, тем больше шанс получить не только плюшки, но и ПО.
Личная колода пополняется только в свой ход. Игрок для этого выбирает роль, берет карту, играет её и может усилить её эффект картами с руки. Усиление сводится к повтору эффекта. То есть, разыгрывая сет, вы просто многократно повторяете конкретное действие. Поскольку это обязательная фаза и взятая карта остается у вас, колоды в игре постепенно тают, подгоняя игроков к решительным действиям. Опустевшие стопки сигнализируют об окончании игры.
Стопок на поле 5, а вот ролей в них 6:
- Поиск – ищем новые миры для завоеваний или колонизации. Усиление эффекта позволяет расширить выборку.
- Завоевание – приумножаем флот или молниеносно захватываем планету.
- Колонизация – постепенное заселение , мирный путь требует времени и расчета.
- Наука – получаем доступ к апгрейдам. Чем сильнее «технология», тем больше условий требуется для выполнения.
- Производство и продажа – 1 карта, но 2 роли. Активному игроку надо выбрать одно из двух — у остальных игроков выбора нет, либо они копируют роль, либо отказываются. В случае, если активный игрок выбрал «продажу», «производством» заняться нельзя.
Впечатления
Понятные правила, быстрые партии
Игра достаточно легко осваивается, правила грамотно изложены, содержат хорошие иллюстрации, многое интуитивно понятно. Кроме этого, на картах есть текст с подсказками и отдельная памятка по фазам, к которым всегда можно обратиться, не залезая в правила.
Проблема у нас возникала только в момент выбора ролей, особенно, когда этому предшествовало действие. Приходилось часто переспрашивать: «Ты сейчас что сыграл: действие или роль?» Со временем сами уже стали громко озвучивать: «Играю действие!», «Играю роль!». После этого вопросы исчезли.
Партия укладывается на троих в пол часа. Как и принято в правильных настольных играх, заканчивается на самом интересном месте, поэтому после хочется сразу повторить.
Отличное сочетание стратегии и тактики
Eminent Domain (Космическая Эра) — гармонично сочетает в себе эти универсальные инструменты для достижения победы. Тот редкий случай в настолках, когда чаша весов посередине, когда нужно одинаково взвешенно подходить как к подбору колоды (выбор ролей — это стратегии), так и к копированию ролей – это пример тактики. Если в игре складывается перевес на одну из сторон, например, вы преждевременно использовали карты и лишили себя возможности усилить эффект роли, то игра очень скоро сама укажет на фатальную ошибку.
В этом жестком балансе, как мне кажется, весь секрет игры, по крайней мере, анализируя свои провальные партии приходил к выводу, что либо увлекался стратегией и упускал возможности развиваться вне своего хода, либо наоборот, переоценил маржу от копирования и к своему ходу пришел уже со слабой рукой – нужно роль усилить, а нечем.
Взаимодействие и отсутствие конфликта
«Рука руку моет» — применительно к Eminent Domain это крылатое выражение можно воспринимать буквально. То, что играют соперники в фазу «выбора ролей» может быть использовано любым участником, если у него есть в руке соответствующая карта. В свой ход вы тоже кому-то поможете.
В плане взаимодействия это достаточно редкий колодострой, и основывается он при этом не на соперничестве, а на бонусах.
Вариативность
Локализованной базы хватает на несколько десятков партий. С допом, говорят, веселее идет и вариативность возрастает, но острой потребности на старте в дополнении нет. Стратегий изначально немного, но вместе с постоянно изменчивыми тактическими задачами, игра предоставляет разнообразные варианты достижения победы.
Оформление и реализация
Оформление мрачновато, но это космос, тут есть свои традиции. Арты местами колоритные.
Дизайн карт удобный – все видно и понятно.
Единственная претензия к жетонам флота: слишком темные и разные по размерам, что должно означать номиналы, но на деле жетоны малоотличимы. Мы сперва путались, потом договорились, что на размер не обращаем внимание, а используем любой жетон как 1 единицу, стало проще, «кораблей» достаточное количество, дефицита нет.
Карты нужно сразу в протекторы, картон плохой.
Коробка хорошая, небольшого размера с разделителем внутри.
Мнение
Eminent Domain (Космическая Эра) – интересная колодостроительнавя игра на тему космоса. Необычно и интересно сочетает в себе тактику и стратегию, основанную на взаимодействии, при этом, исключая прямой конфликт.
Плюсы
- Нет конфликтов
- Колодострой с интересной механикой создания колоды через выбор ролей
- Тесное взаимодействие – возможность копировать роли вне своего хода
- Баланс тактики и стратегии — нужно не упускать возможность копировать роли, но сохранять силы для эффективного выбора в свой ход
- Простые правила
- Быстрая партия
- Хочется повторить
Минусы
- Средняя для колодостроя реиграбельность из-за отсутствия локализованного дополнения
- Жетоны флота неудобно использовать по назначению (размер трудно различим)
- Карты требуют протекторов
Оценка: 8/10
![]() | Сложность правил | Простые. Хорошо иллюстрированы. Подсказки есть. |
![]() | Сложность игры | Чтобы не было путаницы лучше озвучивать, что делаешь в свой ход. |
![]() | Конфликтность | Здесь её нет. Наоборот, взаимовыручка прям. |
![]() | Оформление | Мрачноватое, но стильное. |
![]() | Атмосфера | Немного есть. |
![]() | Реиграбельность | Средняя. |
![]() | Впечатление | Необычный колодострой на основе взаимодействия игроков. |
![]() | Время игры, мин | На троих 30. Подготовка быстрая. |
![]() | Компания, чел. | 2-4. Играем втроём. Дуэльный вариант, скорее всего, не очень хорош. |
![]() | Сколько места | Нужен небольшой стол. |
Игра предоставлена издательством «Мир Хобби«.
Хотелось бы сыграть в «Eminent Domain», но пока не покупаю из-за сомнительной перспективы увидеть локализованное дополнение. Возможно, успех со сбором средств на дополнение к «Брюгге» сподвигнет «Crowd Republic» заняться и допом к «ED». По крайней мере, шансы на это выросли.
Попробовать при возможности стоит, а вот надеяться на доп не нужно… «Брюгге» это исключение — во-первых, игра выдающаяся, во-вторых, многие просили доп и даже конкуренты по этому поводу зашевелились одно время.
«Брюгге» многие ждали, так как игра уникальная для своего жанра — её не заменить ничем, а вот «Космическая эра» просто удачный вариант, но стандартный колодострой при этом, который легко заменяется другим удачным колодостроем. МХ стратегически просчитались отложив допы как в случае с «Брюгге», так и с «КЭ». только с «Брюгге» удалось кое как исправить ситуацию «вторым дыханием», так как не появилось альтернатив, а с «КЭ» это уже невозможно.