Настольная игра «Чужая планета» (Not Alone) предлагает попробовать свои силы в роли выживальщика на неизведанной планете (Артемии), куда вы имели неосторожность отправиться в качестве исследователя. Проблема в том, что планета готова вас принять «как родного», но только после ассимиляции в свою экосистему, что в ваши планы явно не входило. Поэтому, отправив сигнал бедствия, вы предпочитаете в ожидании спасательного шатла, прятаться в немногочисленных локациях.
Как играть?
Чужая планета (Not Alone) – карточная игра в которой один игрок противостоит команде. По сути, полукооператив, но в правилах и на коробке об этом ни слова, зато настойчиво приводится определение «асимметричная карточная игра».
На игровом поле расположено 10 локаций (каждая локация обладает своим эффектом) и трек со шкалой – с одной стороны фишка «спасения», с другой «ассимиляции». Чья первой встанет на «звезду», то и выиграл.
На старте каждому члену команды (в игре они оптимистично называются «жертвами») доступно только первые 5 локаций, в дальнейшем можно будет получить доступ к новым картам мест. Команда пытается выжить, «прячась» по локациям, игрок, который исполняет роль «существа», пытается найти «жертв».
Каждый раунд состоит из 4-ех фаз:
- Исследование. Жертвы одновременно разыгрывают по одной карте места с руки. Карты выкладываются перед игроками лицом вниз.
Охота. Существо разыгрывает жетоны охоты на карты мест, которые лежат в центре стола. У существа 3 типа таких жетонов: А) жетон существа — блокирует эффект карты и выкладывается всегда; Б) Жетон цели – можно выложить, если разыграть карту охоты; В) Жетон Артемии – можно выложить, если позволяет разыгрываемая карта охоты, или если символ «артемии» изображен на ячейке поля, где находится фишка спасения.
Расплата. Жертвы раскрывают карты, выложенные в первой фазе. Если они не были застигнуты существом, то отыгрываются эффекты локаций, которые выбрали. Если жертва оказалась застигнута, то срабатываю эффекты существа – карты локаций, как правило, не действуют, а жертва теряет «жизни», продвигается фишка ассимиляции и т.п.
Конец хода. Фишка спасения двигается на 1 деление вперед, жертвы сбрасывают разыгранные карты лицом вверх перед собой. Таким образом, существо всегда видит отыгранные каждой жертвой карты и может угадать их дальнейшее перемещение.
Иногда жертвы добирают в первой фазе карты на руку, теряя «жизни» (волю), или сдвигая фишку ассимиляции вперед из-за потери последней фишки воли.
Впечатления
Сначала о плохом
Специфический патигейм
Игра для вечеринок не обязана быть простой, и «Чужая планета» подтверждает это:
Во-первых, в правилах достаточно нюансов, которые провоцируют много вопросов. При этом каких-то сложных моментов нет, но сумма оговорок такова, что разъяснять и уточнять на первых порах приходится много и часто.
Во-вторых, игрокам нужно знакомиться с локациями и с картами снаряжения (для жертв) и охоты (для существа). Карт немного, но учитывая первый пункт – начальные партии загружены информацией.
В-третьи, новые игроки, по приведенным выше причинам, вливаются сложно, бывает даже «отваливаются», поспешив посчитать игру слишком «сложной».
В-четвертых, от жертв требуется организованность – нужно, например, держать сброс в доступном для взгляда существа месте. Как показывает практика, это порой сложно организовать.
Теперь о хорошем.
Тем, кто пройдет испытания и освоит игру, наградой будет следующее:
Игра фановая
Настольная игра «Чужая планета» (Not Alone) – гремучая смесь азарта, просчета и блефа. Пропорции меняются от раунда к раунду. Редко случается ситуация, когда существо может уверенно вычислить локацию – всегда есть вероятность, что жертва окажется в другом месте, да и некоторые карты дают возможность обхитрить «инопланетянина» — например, в «Логове» можно скопировать эффект карты места, которое заняло существо.
В любом случае, жертвам и существу придется всегда соизмерять расчет и удачу, и это очень здорово «подогревает» игру. Открытие карт игроков в третьей фазе всегда таит интригу и сопровождается взрывом эмоций – это, пожалуй, самый яркий по накалу момент игры.
Никто не выбывает
«Пойманные» жертвы лишь приближают существо к победе, но никогда не покидают игру.
Карты охоты и снаряжения
Игра является не просто «прятками» по локациям с последующим розыгрышем их свойств (если повезет), но и предоставляет возможность использовать достаточно интересные набор карт, которые можно применять с руки — карты охоты (для существа) и карт снаряжения (для жертв). Конечно, это не уровень «Доминиона», но для в общем-то простой игры реализация интересная и эффективная. Разыгранные карты снаряжения и охоты всегда неожиданность для игроков — событие, которое меняет ход игры и вызывает не меньше эмоций, чем упомянутое выше открытие выбранных игроками локаций.
Реиграбельность
Если игра «заходит», то можно посвятить ей не одну партию, каждая будет неповторима. Секрет простой – она не просчитывается целиком, всегда есть элемент случайности, а значит «Чужая планета» будет интересна ещё долгое время, даже в том случае, если играть постоянным составом.
2 в 1
Для существа и для жертв — это 2 разные игры. При этом одинаково интересно быть и в той, и в другой роли.
Жертвы хоть и играют в команде, но лично ответственны за свой выбор – нужно считать, рисковать и принимать в конечном счете свое решение, а не группы, поскольку общие обсуждения слышит существо. Особенно забавно, когда в такой ситуации существо ловит всех в одной локации, хотя жертвы и стремились сбить след всеми силами.
Для существа же игра – это противостояние на уровне хорошего триллера, но требует досконального знания правил и локаций, а также внимательности (нужно запоминать, кто какие новые карты брал).
Локализация
На карточках есть текст, по этой причине локализация предпочтительней. Локализация от GaGaGames на высшем уровне:
- коробка правильного (небольшого) размера;
- жетоны и коробка сделаны богато, «под лён»;
- внутри есть дополнение.
Стоит позаботиться лишь о протекторах (карт немного), всё-таки патигейм.
Мнение
«Чужая планета» (Not Alone) — шикарный карточный полукооператив с выбором локаций и «прятками». Играется живо, интересно и эмоционально. Кто хочет, может найти в ней возможности «рассчитать и продумать», кто желает, может довериться случаю. И те и те получат удовольствие и шанс выиграть. Рекомендую в качестве патигейма.
Плюсы
- Никто не выбывает, все в игре до конца.
- Игра фановая — смесь логики, блефа, азарта и веселья.
- Относительно небольшое время партии (до 40 минут полным составом).
- Отличное качество локализации (+ бонусом прилагается дополнение).
- 2 игры в 1. Играть интересно и за существо и за жертву.
Минусы
- Правила средней сложности, но много вопросов возникает во время первых партий.
- Ведущий (существо) обязан быть опытным игроком, внимательным и хорошо знающим правила.
- Карты сброса всех участников должны быть видны существу (казалось бы простое требование, но в условиях «патигейма» постоянно нарушаемое).
Оценка: 9/10
Сложность правил | Для патигейма достаточно сложные | |
Сложность игры | Простая | |
Конфликтность | Полукооператив | |
Оформление | Качественная локализация | |
Атмосфера | Есть | |
Реиграбельность | Достаточно высокая | |
Впечатление | Игра фановая | |
Время игры, мин | 40 минут на 7-ых | |
Компания, чел. | 2-7 | |
Сколько места | Нужен средний стол. |
База хороша, но и для допов там потенциал большой — новые карты снаряжения, охоты, новые локации. Всё это будет в тему. Но меня бы больше обрадовало, если бы число игроков увеличили до 9 хотя бы. Отвечая на твой вопрос — необходимости нет, но развивать игру есть куда, то есть, допы для неё это не костыль, это нормально, как допы к «Маленькому миру» или «Поселенцам», например.