Предыстория издания «Эволюция. Естественный отбор» весьма необычная. Изначально игра придумана сотрудником НИИ физико-химической лаборатории Дмитрием Кнорре. Издательство «Правильные игры» выпустило ее. Идея игры очень понравилась иностранным издателям и 2014 году они переиздают её, предварительно поправив механику и полностью переделав художественное оформление. И вот, теперь перед нами локализация выпущенной на западе игры, созданной на основе российской – не правда ли, уже интересно!
В коробке
Поле Водопоя, 24 планшета животных, 180 двусторонних фишек еды, 48 деревянных маркеров , 129 карт свойств, 6 мешочков для еды, 1 фигурка Первого игрока.
Качество «локализации»
Русская версия издана на хорошем уровне. Принт яркий, красивый, но не ядовитый. Планшеты игроков и жетоны из очень плотного картона.
Единственным минусом можно назвать недостаточную толщину карт, но на руках есть игры с куда более плохим качеством (привет «Master of Orion»). Протекторы желательны.
О чем игра
Название игры не взято с потолка, оно не обусловлено одним лишь наличием животных и их свойств, здесь действительно прекрасно показан механизм естественного отбора. В начале партии, получая планшеты, игроки не знают, каких существ они будут создавать, и какие свойства им придадут. Но вот карты на руках – от них и нужно отталкиваться.
Травоядные тут же начинают отращивать «Длинные шеи», вырабатывать в себе «Прожорливость», или «Плодовитость». Но стоит появиться в ареале обитания хищнику – травоядные тут же изобретают средства защиты от него – кто-то выращивает панцирь, кто-то заползает на деревья, кто-то начинает пастись стадами. Именно этот момент мне нравится в игре больше всего – на каждый внешний фактор спустя короткое время появляется контрмера, обеспечивая выживаемость вида.
Правила (как играть)
Всем игрокам раздается по планшету животного, на котором отмечается размер тела данного вида и его популяция (число особей). Далее раздается по три карты плюс по одной карте за каждый вид животного (на первом ходу всем 4, а дальше – кто как разовьется). По одной карте играется на водопой. Далее начиная с первого игрока, можно разыгрывать карты с руки (можно и не разыгрывать) по нескольким вариантам:
- За сброшенную карту взять планшет нового вида
- Наделить свойством на карте свойств вид животного, выложив перед ним данную карту (но не более 3 свойств)
- Скинуть карту и поднять на 1 уровень популяцию животного.
- Скинуть карту и поднять на 1 уровень размер тела животного.
После розыгрыша карт вскрываются карты питания – какое число на сыгранной карте указано, столько появиться еды на водопое. Далее, начиная с первого игрока, владельцы кормят своих животных, выкладывая фишки еды на планшеты видов. Еды должно хватать по размеру популяции данного вида. В случае, если животным не хватило еды, то размер популяции сокращается до размеров прокормленной популяции или вид умирает. Все фишки еды убираются в личные мешочки игроков – они и становятся основной базой победных очков. Право первого хода передается следующему игроку, и игра продолжается пока не закончится стопка карт. Подсчитываются фишки игры из мешочков, к ним прибавляются размеры популяций животных и свойства этих животных – по полученному результату определяется победитель.
Для кого игра?
Стоит отметить, что игру «Эволюция» нельзя рекомендовать абсолютно всем игровым ячейкам. В связи с наличием нескольких характерных особенностей.
- Конфликтность – хотя я бы и не отнес данную игру к очень конфликтной, но стоит признать, что не всем придется по вкусу, когда его животное съедает хищник. Поэтому, если у Вас в приоритете кооперативные приключения и непрямые воздействия на других игроков, данная игра не подойдет.
- Недостаточное число свойств животных – с одной стороны это минус: хочется свойств больше и разнообразней, чтобы можно было создавать очень, очень много жизнеспособных видов. С другой стороны – большое число свойств не позволит создать именно то животное, которое ты задумал, так как нужные карты будут попадаться реже и этим будет обусловлена большая доля случайности.
Несколько советов для начинающих
Важно! Желающим докопаться до эффективных комбинаций самостоятельно данный пункт можно пропустить.
Прокачиваем хищника
На мой взгляд, есть два основных варианта развития хищника:
- Наделить хищника «интеллектом» и «стайностью», чтобы отменять свойства травоядных, препятствующие насыщению нашей зверушки, и прибавлять к размеру тела размер популяции. Однако, этот вариант не окончателен – вполне может оказаться, что травоядное уйдет в глухую защиту и отрастит кроме «стадности» еще и «панцири», и заберется на деревья – тут уже всех свойств не отменишь.
- Наделить хищника свойствами «падальщик» и «прожорливость» — это тоже очень эффективная связка, но такой хищник будет получать кормовую базу за счет питания другого хищника. В случае, если второго хищника нет, а у других игроков все травоядные надежно защищены, можно вырастить травоядную-жертву самостоятельно.
Прокачиваем травоядное
Вариантов вырастить травоядное, которое принесет победу, больше:
- Если никто не развивает хищников, то число травоядных будет большим и, скорее всего, корма на водопое хватать будет не всем, поэтому эффективными будут связки «интеллекта» и «прожорливости» — тогда игрок, скидывая карты, сможет кормить свое животное не с водопоя, а из общей кормовой базы. Сюда же можно добавить «длинношее» или «кооперацию», чтобы усилить кормление первого или давать еду второму, третьему и т.д. виду.
- Если есть хищники, то становится важным собрать как свойства, позволяющие кормиться, так и защищаться:
- собрать «Стадность», «Прожорливость», «Длинную шею» и отрастить тело побольше, чтобы, хищник, отменяя стадность и нападая, мог насыщаться сразу и не нападал снова.
- собрать «Интеллект», «Прожорливость» и «Норность». Комбинируя: «Интеллект» + «Прожорливость» насыщаться, а используя «Норность» не позволять хищнику нападать, если сыты.
- собрать «Панцирь», «Стадность», «Лазающее». Такое травоядное окажется не по зубам хищнику, но проблему с собственным питанием решить будет тяжелее.
- собрать «Рога», «Плодовитость», что-либо для прокорма — популяция будет расти, а рога отпугнут хищника.
- вырастить несколько взаимозависимых животных, используя свойства – «Сотрудничество», «Симбиоз», «Кооперация».
- вырастить специально животное без свойств на прокорм хищникам, чтобы другие виды было накладно атаковать.
Приведены далеко не все интересные комбинации свойств животных и вы, наверняка, найдете самостоятельно ещё немало интересных!
Несколько общих рекомендаций
- В начале игры очень выгодное свойство «Плодовитость» – оно позволит поднять популяцию и сохранить много карт.
- Очень опасно оставлять животное с минимальной популяцией – при нападении хищника можно потерять вид навсегда.
- При игре за травоядного выгодно поднимать тело — чем хищник быстрее насытится, тем меньше животных он съест.
- Получаемые очки напрямую зависят от популяции – очень выгодно как можно быстрее поднимать популяции своим животным.
Мнение
«Эволюция. Естественный отбор» — несложная, красивая игра, в которой прекрасно показан механизм естественного отбора. Наряду с красивым оформлением и интересной механикой есть и некоторые особенности – конфликтность и недостаточное разнообразие свойств животных. Тем не менее, мне и детям, «Эволюция» понравилась, жена же к ней осталась равнодушна, возможно, данная тематика просто не её. При возможности пробуйте – игра заслуживает внимания и способна заинтересовать как начинающих, так и опытных игроков всех возрастов.
Оценка: 6/10
Сложность правил | Простые | |
Сложность игры | Простая | |
Конфликтность | Умеренная. Выражается в поедании хищниками травоядных животных. | |
Оформление | Хорошее (арты красивые, планшеты и жетоны ровные). | |
Атмосфера | Довольно неплохо представлена за счет свойств животных, кормления, нападения хищников и т.д. | |
Реиграбельность | Умеренная. Из-за небольшого числа способностей, уже через несколько партий хочется большего разнообразия. Обещают исправить дополнениями. | |
Впечатление | Неплохая игра с интересной тематикой и механиками. | |
Время игры, мин | В районе 60 минут. | |
Компания, чел. | 2-6 | |
Сколько места | Стол среднего размера. |
Спасибо за обзор, но «прекрасно показан механизм естественного отбора», «Травоядные тут же начинают отращивать», «травоядные тут же изобретают»
«на каждый внешний фактор спустя КОРОТКОЕ время появляется контрмера». Прямо 10 прекрасно показанных механизмов естественного отбора из 10.
У меня от этих фраз аж К. Линней прослезился. Тем не менее игрушка красивая и судя по обзору интересная.
Благодарю за критику! Совершенно очевидно, что сами животные ничего не отращивают, а естественный отбор это разновероятностная выживаемость видов, как реакция к различным враждебным факторам.
И особь, обладающая свойством, позволяющим лучше приспособиться к новой среде, передаст потомству набор этих изменений.
До первой игры пытался объяснить 8 летней дочке, что такое ЕО. Примерные фразы и перекочевали в обзор. Даже не задумался, что у людей, понимающих механизмы ЕО, от этих фраз будут слезиться глаза 🙂
В следующий раз буду более тщательно подходить к терминологии, ведь обзоры читают люди, обладающие разнообразным багажом знаний. Еще раз спасибо за замечания! Буду исправляться!