Чтобы в дальнейшем не спотыкаться о название, уйти от шаблонного восприятия и связанных с этим разочарований, сразу определимся с терминологией. Слово «эпический» в этой игре не имеет никакого отношения к «грандиозному». При этом вполне четко определяет суть: просто используется изначальное значение, связанное с «эпосом».
И в этом контексте «Крошечные Эпические Королевства» (Tiny Epic Kingdoms) соответствует действительности – мы играем за маленькие расы со своими яркими особенностями, которые изучаем (исследуем) и без знания которых нам не понять путь к победе.
Так что оставим грандиозные планы в стороне и приготовимся изучать и применять умения уникальных рас — их ни много ни мало 13 (!) штук. Не эпичных деяний требует игра, а прагматичного понимания того, как например, родившись Тритоном, выжить в суровом мире среди Валькирий и Нежити. Поможет только изучение способностей, прописанных на планшете игрока – это и есть эпос.
Как это выглядит?
Вся игра уменьшается в небольшую коробку, буквально карманный вариант. Локализованная версия Tiny Epic Kingdoms изданная GaGa, отличного качества. Детально с компонентами можно ознакомится, заглянув в отдельную статью, посвященную фотовскрытию игры.
Как играть?
Перед нами миниигра про захват земель и получение ресурсов.
Для начала каждый игрок выбирает расу с уникальными способностями и карточку территорий, выставляя стартовую армию из своего запаса. Дальше из серии «дали пистолет и крутись, как хочешь». Можешь у себя новые территории осваивать, можешь устроить экспансию за счет соседей. Задачи весьма приземленные – захватывать новые земли, получать ресурсы, развивать способности, не давать конкурентам спокойно жить.
Решается все это с помощью нескольких действий реализованных по принципу выбора ролей:
- Патрулирование – перемещаемся внутри одной карточки с землей.
- Поход – перемещаемся между карточками с землей.
- Строительство – строим башню — чем выше, тем больше ПО.
- Исследование – та самая «книга» с эпосом, где изучаем способности своей расы.
- Мобилизация – чтобы исследовать, нужно больше армий, этим действием призываем на поле бойцов из резерва.
- Торговля – в игре три типа ресурсов: еда, мана, руда. При выборе этого действия меняем одно на другое по выгодному курсу 1:1.
- Сбор ресурсов – в зависимости от типа местности, занятой своими войсками, получаем доступный ресурс.
По мере всех этих действий периодически происходят войны, когда две армии игроков встречаются вместе в результате похода или патрулирования. Войны между игроками также ничего грандиозного не представляют – это скрытый аукцион с помощью кубиков, где сила определяется количеством нажитого имущества. Кто готов скинуть больше маны или руды, тот и становится хозяином земли. Также можно заключить перемирие, если оба игрока выберут на кубиках символ «флаг».
На деле война, хоть и занятие неизбежное, но приносит горькую выгоду, а иногда просто разорительна для атакующего и, что самое обидное, для защищающегося – содержать боеспособную армию дорогое удовольствие.
Впечатления
Что понравилось?
Арт, дизайн и качество
Оформление на любителя и я среди них. Картинки приятные, цветовая гамма не отвлекает внимание от игрового процесса, пользоваться планшетом удобно – количество ресурсов отмечается на специальном треке. С точки зрения эргономики игра продумана и удачно реализована – начиная от маленькой коробки с органайзером с зип-пакетами, до самих манипуляций на игровом столе – все по делу, ничего лишнего.
Взаимодействие
«Крошечные Эпические Королевства», напомню, настольная игра на захват территорий. Игровое поле здесь как бы «разорвано» на несколько планшетов, которые лежат перед игроками. Сначала может показаться, что это ваша личная вотчина, но это не так. В процессе можете уйти с нее добровольно или вас вытеснят на другой планшет, при этом как раса вы не исчезнете.
Все это дает возможность, во-первых, не привязываться к однообразной статичной карте (движение во время похода возможно на любые земли, граничащие между планшетами), во вторых, нет «укромного уголка», то есть, игра вынуждает вас следить так же за соседями, соизмеряя их силу, возможности и планы – а это уже сложнее и интересней, чем сидеть в своей песочнице, игнорируя окружающих. При всем при этом, акты агрессии (набеги соседей) нечастые, а из-за высокой стоимости войны еще и утомительны для самого зачинщика. Выгоднее всего не начинать «крестовый поход», а вовремя отхватить кусок у ослабевшего от такого похода соперника. Подобные ситуации возникают часто и служат причиной весьма эмоциональных, но в тоже время веселых обсуждений, взаимных, но шуточных упреков, что, в целом только способствует получению фана.
Простота правил, короткие партии и вариативность
Правила объясняются за 5 минут, волокиты с подсчетом ресурсов и выставлением рабочих (армий) нет. Можно играть в режиме нон-стоп в течении вечера, средняя продолжительность партии на троих 20-30 минут. Вариативность обеспечена за счет взаимодействия планшетов территорий, но, самое главное, благодаря особенностям рас. В игре присутствуют 13 рас, каждая неповторима и определяет стратегически-тактические шаги к победе. Каждая раса сильна в чем-то своем, кому-то выгодно строить, кому-то захватывать, используя ресурсы или конкретную игровую ситуацию.
Русская версия издана с дополнением, в которое входят 9 типов жетонов находок (включая пустые), размещаемые в закрытую на незанятых территориях. Жетоны дают бонусы или штрафы тому, кто откроет их.
Что не понравилось?
Слишком мало для стратегии, слишком много для филлера
По сути «Крошечные Эпические Королевства» это выжимка из стратегий на захват территорий и получение ресурсов – остов, где убраны все декоративные и дополнительные элементы. Из-за этого игра кажется сухой, что в итоге и подрывает интерес к ней. В какой-то степени игру оживляют особенности рас, но весьма условно, а в случае если ориентироваться на филлер, то мешают, повышая сложность.
Мнение
Добротная стратегическая миниигра, основанная на свойствах рас, захвате территорий и добыче ресурсов. Хорошо подобранный и сбалансированный микс. Легко осваивается, партии быстрые и динамичные. Конфликтность уравновешенная, лбами игра не сталкивает, более выгодно избегать частых войн. Русская локализация качественная. Tiny Epic Kingdoms будет интересна как начинающим, так и опытным игрокам.
Оценка: 7/10
Сложность правил | Все просто | |
Сложность игры | Не напрягает | |
Конфликтность | Война это дорого, случается не часто | |
Оформление | Арт на любителя, компоненты высокого качества | |
Атмосфера | Нет | |
Реиграбельность | Высокая за счет сочетания рас и территорий | |
Впечатление | Для филлера долго, для стратегии сухо | |
Время игры, мин | 30 вместе с подготовкой на троих. | |
Компания, чел. | 2-5. | |
Сколько места | Маленький стол. |
Как всегда интересно!
На твой взгляд — как она в качестве дуэльной?
И наоборот — , если играть максимальным составом (5) — не превратится ли она из филера в нудную с большим даунтайом?
В дуэльном варианте не пробовали ее. Объясню почему. В правилах есть условия для игры вдвоем — в игре используется дополнительный планшет (Затерянное королевство) с выставленными нейтральными армиями. Захват земель на этом планшете приносит дополнительные ПО. При этом игроки не могут заключать союзы. На мой взгляд это чистой воды «костыль». Игра предсказуема — сначала идет распил нейтрального планшета, затем все будет зависеть от способностей расы — у кого хорошо прокачивается «война» тот и победит. Скучно.
А вот вариант на 5-ых мне кажется интересным, более динамичный. Даунтаймы не должны обременять, так как во время ожидания хода на тебя запросто могут напасть и ты будешь снова участником сражения. Да и ситуация меняется на поле с каждым ходом оппонентов, поэтому скучать не придется, плюс появится возможность заключать сложные союзы (при игре втроем автоматически союз получается 2 против 1). От большего числа участников игра должна только выиграть.