Любовь к настольным играм не возникает на пустом месте. Отвечая самому себе на вопрос: как все началось? — я сам того не замечая потянул за ниточки памяти, которые привели (как в фильмах, где есть старые и забытые вещи на чердаках) в детство. Да, мое нынешнее хобби родом оттуда. Настольных игр тогда было немного, по нынешним меркам они просты, но эмоции, которые они дарили не сравнимы. Этот обзор посвящен не только игре, но и детству 🙂
Моя коллекция тогда насчитывала 2-3 десятка игр. Большая часть головоломки и «кинь-двинь», но были среди них и те, что и по сей день заслуживают внимания. Одна из таких игр, которая заложила любовь к настолкам, называлась «Сувенир-головоломка ТАКТИКА». Эта игра сильно выделялась из общего ряда головоломок.
Как это выглядело?
Это была не просто игра, а еще и сувенир, поэтому внешнее оформление по советским меркам выглядело весьма презентабельно: толстый картонный чехол (к сожалению, утрачен со временем), плотная клеенка и продуманная конструкция игрового поля с фишками из пластика.
В советские времена люди больше проводили время у книжных полок, нежели у холодильника, и сувениры хранили рядом. Книги были гордостью, их не только читали, но и показывали гостям, поэтому не было ничего удивительного в том, что игра была стилизована под книгу и органично занимала свое место. Холодильник в то время ещё не использовался в качестве места под сувениры.
Кстати, городу Ленинграду не принадлежало монопольное право на внешний вид этого «сувенира». Например, встречался вариант родом из братской Белорусской ССР под именем «Сувенир головоломка «ПОДУМАЙ» (фото внизу). Вместо кораблика на шпиле Адмиралтейства, на этом экземпляре была изображена Каменецкая башня, расположенная в городке Каменец (Брестская область, Белоруссия). Содержание внутри идентичное с «ленинградцем» и даже цена одинаковая — 2 рубля 50 копеек. Возможно, что есть коробки и из других городов.
Обратите внимание, что информация о содержании коробочки указана только с торца, на лицевой стороне главное место отводится рисунку. Цветовое решение обложки имело несколько вариантов, но материал, как правило, всегда похожий — клеенка.
С обратной стороны информация еще более лаконичная: цена 2 р. 50 к. (обязательная информация на всех советских товарах), артикул и штамп (не разобрать чего).
Коробочка раскрывалась как книга, но чтобы она не открылась на полке произвольно, был предусмотрен простой металлический замочек. Первое время он достаточно надежно фиксировал крышку и для того, чтобы ее открыть нужно было нажать на рычажок внизу. Но со временем «крючок» разогнулся. Металл здесь «честный», без инструмента и сноровки придать ему прежнее положение сложно.
Внутри игровое поле с отделением для фишек и сами фишки.
Это не просто органайзер — это самый, что ни на есть игронайзер. Здесь не только хранились фишки, но и складывались во время игры, когда они «уходили» с игрового поля. Кстати, именно это и помогло, по прошествии стольких лет, сохранить полную комплектацию.
Перед началом игры нужно было разместить фишки на игровом поле в специальные отверстия. Фишки вставали неплотно, имели небольшой люфт, поэтому играть приходилось очень осторожно, чтобы не сбить их неловким движением со своих мест.
Игровое поле имело специфическую конструкцию — снизу подпиралось достаточно мощными пружинами. Мне в детстве это не давало покоя и я мучился вопросом для чего?
И вот однажды, соизмерив высоту фишек и глубину «погружения» поля, решился на эксперимент. Установив все фишки на поле, осторожно надавил на него. Потребовалось усилие, терпение и сноровка для того чтобы закрыть крышку, получилось это не с первого раза. «Вот она разгадка!» — думал я — «как все просто — подготовил игру заранее и сыграл, когда стало удобно.»
И вот такой момент настал. В предвкушении раскрываю игру и, вместо ожидаемого результата, поле под действием мощных пружин поднимается вверх, ударяется об ограничители и все фишки шумно «взрываются» перед моим лицом. Это было буквально «как черт из табакерки» — внезапно, шумно, а потом еще и ищи разлетевшиеся по комнате фишки.
Сейчас пружины ослабли, но даже в таких условиях удачно завершить эксперимент не получилось — теперь другая проблема — фишки прилипают к клеенке. Подвижное дно оказалось интеллектуальной ловушкой — никакой дополнительной функции оно не несет.
Как играть?
«Тактика» — одиночная игра. Для начала нужно подготовить поле как на фото ниже, чтобы в середине оставалось одно отверстие.
Во время хода нужно «перескакивать» фишкой через соседнюю на свободное место. Ходить можно только по горизонтали и вертикали. Фишка, через которую «переступили», считается сбитой и убирается с поля.
Активной фишкой можно перескакивать через одну или несколько фишек. На фото внизу показан небольшой пример. Здесь возможен ход только фишками 1 или 2, но от того, какую фишку мы выберем и где её остановим, будут зависеть дальнейшие варианты ходов.
Цель — убрать все фишки, кроме одной. С первого раза сделать это не получится, нужна тренировка. Но, как и со всеми головоломками, после нескольких попыток вычисляется правильная последовательность ходов. В таком случае, чтобы продлить интерес к игре, помогало повышение уровня сложности:
- Победить используя минимальное количество ходов (засчитывая двойные и более за один)
- Закончить игру с фишкой в центре
- Закончить игру с фишкой в центре с минимальным количеством ходов
Вместо «мнения»
Вот такая игра. Сложное начинается с простого. Она привела меня к тому, что через много лет прикоснувшись снова к настолкам уже в их современном исполнении я сразу понял, что это моё, родное.
Но это еще не все. Изучив весьма скудную по ней информацию в Интернете я с удивлением узнал, что игра называется «Солитёр» и имеет интересную документальную историю, уходящую корнями аж в 17 век, она встречается в живописи, её изучению посвящено несколько книг. Вот, что сообщает Википедия:
Солитёр — это настольная игра для одного игрока, в которой переставляются колышки на доске с отверстиями. Некоторые комплекты используют шарики и доски с выемками. В США игра имеет название Peg Solitaire (колышковый солитёр), а название Солитёр относится к пасьянсу. В Великобритании игра известна под именем Solitaire (солитёр), а карточная игра называется Patience (пасьянс). В некоторых местах, в частности, в Индии, игра носит название Brainvita.
Первое упоминание об игре можно выявить во дворе Людовика XIV в 1697. Этим годом помечена гравюра Клода Огюста Берея «Анна де Роан Шабо, принцесса де Субиз», на которой изображена принцесса, играющая в солитёр. В августе 1697 во французском литературном журнале Mercure galant было напечатано описание доски, правила и примеры задач. Это первое известное упоминание игры в печати.
Как вы можете заметить принцесса Анна играет на другой доске. Оказывается, что есть европейский и английский вариант игры (фото внизу).
А еще в эту игру можно играть вдвоем. Для этого нужны разноцветные фишки. Более того, в СССР такой вариант издавался в 1980 году и назывался «Йога».
PS. Изображение машинки «ЗИС — 110 В» это уже мое «украшательство». Из примечательного — это не наклейка (тогда они были большой редкостью), а переводная картинка. Технология нанесения была связана с водой. Нужно было взять купленную картинку — как и сейчас с наклейками их и тогда часто размещали сразу несколько на одном листочке — вырезать и положить на пару минут в воду. Подождать, когда картинка размокнет и ее можно будет отделить от бумажной основы. Затем аккуратно перенести на ровную поверхность и ждать пока высохнет.
Отличный обзор! Повеяло восьмидесятыми-девяностыми годами прошлого века… Ностальгия и приятное послевкусие! Спасибо огромное!
Круто!!! Куда тут лайк ставить? 😉
Лучший лайк — это коммент) Все правильно сделал!