Компанейская психологическая игра на ассоциации со скрытыми ролями, где один шпион и несколько гражданских. Максимум 8 человек принимает участие, минимум, как пишут на коробке 3, что сомнительно, но от четырех уже будет не так стрёмно играть за шпиона. Игра разговорного жанра на скрытое описание локаций. Гражданские знают локацию, но не знают шпиона, шпион не знает локацию. Задача первых вычислить шпиона, задавая вопросы друг другу, и не «спалить» локацию при этом. Задача шпиона догадаться, про какую локацию говорят гражданские, и не дать вычислить себя.
Механика и геймплей
Игра на ассоциации и отыгрывание ролей. Технически выглядит просто – в каждую партию замешивается колода с карточками одинаковых локаций и 1 шпионом, раздается игрокам. Дальше каждый смотрит локацию на карточке (у шпиона её не будет) и начинается перекрестный опрос. Один из игроков обращается к другому: — Скажи, Коля, часто ли ты моешь руки? По ответу Коли и его следующему вопросу (а именно он теперь будет спрашивать другого игрока) нужно определить, вдупляет Коля, где он находится или нет (гражданский или шпион).
Как только время заканчивается (рекомендуется использовать таймер), либо шпион или игроки заранее догадались кто есть где, партия заканчивается. Идет обсуждение и голосование за подозреваемых. Система победных очков премирует каждого участника индивидуально в зависимости от заслуг – особенно шпиона, если ему получается отвести подозрение от себя на не доходчиво изъясняющегося гражданского. После замешивается новая локация. Побеждает в конце игры тот, кто наберет максимум очков. Можно играть нон-стоп несколько партий (удобно), всегда есть интрига вытащить шпиона (волнительно) и никто никогда не выбывает (это плюс).
Внешний вид
Тут есть чему радоваться и из-за чего расстраиваться.
Радость:
- Коробка компактная, влезают все компоненты даже с допом, воздух таскать не придется. Для патигейма это важно. Нужно понимать, что «воздух» в коробке — зло, если коробку приходиться брать с собой в гости. Это значит, что не возьмешь ещё что-то интересное. В случае с «Находкой для шпиона» издатель отнесся с пониманием – респект.
- Правила на 8 страницах, где центральный разворот — это картинки с локациями. Изложение доходчивое — в принципе, можно изучать «на лету» уже в гостях. Хотя, лично я такие методы не приветствую, но ситуации бывают разные, а игра проста в изучении.
- Картинки на карточках интересные, сочные, насыщенные деталями, экспрессивные – помимо того, что они качественные, так еще и задают настроение. Насколько это важно? Для патигейма весьма. В этом отношении я понимаю, почему «Имаджинариум», несмотря на свою вторичность, устраивает многих больше оригинального «Диксита» со своими монотонными и минималистичными рисунками.
Горечь:
- За 240 карт и 30 зип-пакетов вы заплатите почти 900 рублей. Более того, в какой-то момент поймете, что карты вообще формальность, можно без них.
- Не хватает списка локаций — не того цветного разворота в правилах, а простого перечня в ворде (о нем ниже).
Впечатления
Игра цепляет, но не всех и не сразу. Проблема в главном – это её плюс и минус – разговорный жанр с элементами психологии. Нельзя «спрятаться» за «ритуальные» действия, которое предлагают другие настолки (голосование в «Мафии», или обмен картами в «Нечто», выбор слов в «Табу»), здесь надо подходить творчески — придумывать вопросы самому, играть роль, подыгрывая окружающим, создавать образы, декорации для локаций. Кому-то это кажется естественным и вдохновляющим, кого-то ставит в тупик, вводит в реальный ужас и ступор. Особенно, если шпиону приходится отвечать первым и он скован – это может стать катастрофой. При этом игра по нарастающей требует от участников не только психологического раскрепощения, но и творческого подхода, на каком-то этапе понимаешь, что штампы а-ля «форточка на подводной лодке» уже не работают, нужно придумывать что-то новое. В этом отношении она помогает развиваться, усложняется, обеспечивая высокую реиграбельность.
Наша игровая ячейка в этом плане проблемная. Неудивительно, что игра зашла не сразу, нужно было привыкнуть, настроиться на неё.
Гайд, как сделать «вхождение» проще:
- Не привязывайтесь к картинкам на локациях, используйте дефолтную тему из своей головы. Это исключит вопросы, типа: «какого цвета твоя нога?» (рисунок: больница, где пациент лежит в гипсе). Это критично, так как у шпиона нет картинки и он таких нюансов знать не может (по крайней мере, если играет недавно). Есть и совсем коварные моменты, например, локация «Карнавал»: действо на карточке проходит в помещении, хотя ассоциативно, это уличное мероприятие. На таких мелочах можно вычислить шпиона, если привязываться только к изображению.
- Сделайте список локаций и раздайте каждому участнику, как на фото. Это нужно всем – гражданским, чтобы запутать следы, но больше всего шпиону, чтобы не выдать себя. Просто попросите всех держать список перед собой.
- Обязательно используйте таймер во время партии из расчета 1 минута на человека. Это помогает втянуться в игру и держать темп.
Сравнение с конкурентными играми
Из того, что мы пробовали, полных аналогий не вижу, но если сравнивать с похожими, то пройдемся по списку:
Диксит (Имаджинариум) – общее: игра на ассоциации, но в случае «Шпиона» привязанные не к абстрактным понятиям, а к конкретному месту. «Диксит» больше созерцательная, Spyfall из-за интриги, где нужно вычислить шпиона, напряженнее и динамичней. Но «Диксит» позволит играть всем непринужденно, «на расслабоне», а «Находка для шпиона» потребует креатива и минимального, но погружение в образ.
Activity, Alias, «Табу» — вместо объяснения слов и рисунков, в Spyfall нужно воссоздать место, не называя его. Но задача куда деликатней и сложнее, так как смысл сказанного связывается в одну последовательность между всеми участниками. Кроме того, «Находка для шпиона» требует намеки, нужно вести по-настоящему двойную игру (для гражданских и для шпиона) – это сложнее и интересней.
«Нечто из глубокой бездны», «Сопротивление» и Avalon — механики абсолютно разные, общее — скрытые роли и команды. Если компания недостаточно раскована и креативна в этот вечер, то лучше выбрать «Нечто» — интригу и напряжение оставите, а ассоциации замените дедукцией.
«Мафия» — общее: скрытые роли, обсуждение и голосование. Эта игра в построении причинно-следственных связей сильно проигрывает перечисленным. Зато, как и в «Диксит», можно играть отстраненно, не погружаясь в процесс. Но учтите, что «Мафия» уже лет 10, как моветон среди настольщиков.
Мнение
«Находка для шпиона» Spyfall – шикарная и шедевральная настольная игра для тех, кто умеет и любит говорить. Это психологическая игра на скрытые роли, основанная на ассоциациях места – вам нужно подключить свою фантазию, выражать свои мысли так, чтобы они были логичны для большинства и в конец запутывали того, кто стремиться догадаться, о чем вы вещаете. Это творческая задача и решается она творчески. Возможно, что игра зайдет не с первого и второго раза, но не бросайте её, дайте шанс – она заслуживает внимания, по-своему глубока и полезна. Если почувствовали, что ваше – берите и не сомневайтесь. Если еще под вопросом, в обзоре перечислены достойные альтернативы для компании на вечер.
Плюсы:
- Игра на ассоциации
- Игра на скрытые роли, есть интрига
- Общительная, компанейская, веселая
- Никто не выбывает в процессе
- Простые объяснения правил и простая подготовка к игре
- Простая и оригинальная механика
Минусы:
- С первого раза может не зайти
- От участников требуется творческий подход, психологический настрой, умение говорить и способность не растеряться в сложной, противоречивой ситуации
- Придется немного «допилить» игру – сделать список локаций для каждого участника
Оценка: 9/10
Сложность правил | Легкая | |
Сложность игры | Разговорная с ролями. Некоторым сложно втянуться и разговориться | |
Конфликтность | Никакой | |
Оформление | Хорошие иллюстрации, эргономичная коробка | |
Атмосфера | Зависит от компании | |
Реиграбельность | Высокая | |
Впечатление | Если заходит в компании, то бомба! | |
Время игры, мин | 30 минут | |
Компания, чел. | 3-8 человек | |
Сколько места | Для компонентов достаточно табуретки |
Алексей привет! Выглядит очень интересно! , но игры разговорного жанра у нас плохо заходят 🙁
Хочется попробовать из патигеймов Авалон и Нечто — очень твои обзоры на них понравились.
А так мы обычно играем в кодовые имена. Недавно еще «Декрипто» появилась, говорят убийца «кодовых имен».. сомнительно, но…
вдруг и правда настолько хороша..
Привет. Авалон сложно достать. Проще Нечто попробовать и если зайдет, то и на Авалон можно нацелиться) «Шпионы», в твоем случае, лучше попробовать перед покупкой. Идеальный вариант — попасть в компанию, где с игрой уже знакомы и она зашла, все-таки есть в ней определенная волна, которую надо поймать, в противном случае, может и разочаровать.