С настольной игрой «Санкт-Петербург» наблюдается явление удивительное: вроде бы и игра так себе, а ведь тянет к ней неотвратимо. Попробуем разобраться, в чем дело
Что понравилось?
Быстро и по существу
Партия длится на троих около 30 минут. Для еврогейма весьма и весьма неплохо. Подготовка занимает минимум, а все телодвижения происходят по существу и сводятся к открытию новых карт, суммарное число которых на поле не превышает 8 штук. Единственный ресурс – это деньги, которые можно отчасти отнести к рутине – покупка, размен, получение прибыли и прочее, но такими пустяками нас не запугаешь.
Аукцион
«Санкт-Петербург» — евро, которое основано на аукционе, причем он организован весьма органично и тонко. Органично, потому что карты привязаны к стоимости, чем лучше (прибыльнее карта), тем дороже она стоит и, даже если ваш ход первый, то взять дорогую может оказаться не по карману. Тонко, потому что не сразу и поймешь, что суть игры — аукцион, открытых торгов нет, только в момент, когда говоришь «пас» и соперники разбирают карты, на которые у тебя не хватает средств, понимаешь, что это оно самое – аукцион, который ты проиграл.
Внятная идея
Хотел написать «атмосфера», но это было бы неправильно, атмосферное евро — явление редкое и «Санкт-Петербург» к нему не относится. Но что в игре есть, так это целостность идеи, которая и дает ощущение завершенности. Задача игры — строить город, как архитектурно, так и административно. Для решения нужны средства и грамотное их вложение.
Построить сразу дорогое здание невыгодно, так как денег уже не хватит на все остальное. Для планового развития придется найти источники доходов (мастеровых), постепенно подтянуть административный ресурс (чиновников) и уже в конце строить дорогие здания, собственно, именно они покажут ваш успех как хозяйственника.
Без реформ (улучшений) также не обойтись, но это уже более тонкие настройки. При этом надо помнить о конечной цели: получении престижа (ПО), а не денег, то есть если вы увлеклись заработком или погрязли в коррупции, наняв множество чиновников, то вряд ли сможете оставить свой след в истории строительства «Санкт-Петербурга».
Деньги нужны для решения текущих задач и превратятся в ничто к концу игры, победные очки, которые за них дают смехотворны. В целом хоть и схематично, но в общих чертах близко к реальности.
Все это прекрасно, но в том и парадокс «Санкт-Петербурга», что его плюсы являются одновременно и минусами.
Оформление
На любителя. Мне лубок понравился, в живую он смотрится гораздо интересней, чем на фото в Интернете и вызывает симпатию, когда играешь, по крайней мере, не отвлекает. Карточки небольшие и это тоже хорошо, так как игра колодостроительная и приходится выкладывать перед собой много карт, которые занимают минимум места благодаря своим миниатюрным размерам, при этом все обозначения видны и понятны. Поле и карты контрастны, что тоже хорошо.
Единственный минус исполнения — это кривое поле русской локализации, сколько ни выгибали, но нормальную форму ему так и не удалось придать. Скорее всего, дело в неправильной склейке.
Что не понравилось?
Без денег никуда
В игре нет другого способа получения карт, кроме как их покупка за деньги, доход также зависит от вложений (покупки). Единственная стратегия в итоге — это увеличение доходов в первые 3-4 раунда (скупка зеленых карт мастеровых за любые деньги), постепенная закупка чиновников (розовых карт), после 3-4 раунда закупка дорогих зданий (синих карт) и, по возможности, внедрение реформ (апгрейд карт своей колоды). Собственно, и все, далее уже тактическая задача, как заполучить самую доходную карту по минимальной стоимости или сделать это первым.
Слабый баланс
Если уровень игроков одинаков, то этого можно и не заметить. Но если кто-то допустит ошибку, а самая распространенная — это отставание от конкурентов по доходам, обычно такое происходит, когда к началу фазы мастеровых кто-то оказывается без денег (потратив все на реформы), то в игре появляется лидер, благосостояние которого и уровень престижа растет в геометрической прогрессии. При этом игра со своей стороны не дает никаких шансов отстающим, например, как это мудро реализовано в «Кингсбурге». Богатые становятся богаче, а бедные остаются бедными. Одна роковая ошибка, и шансов все исправить уже не будет. Несправедливо и неинтересно.
Коррупция побеждает
Также была замечена интересная особенность, связанная с использованием чиновников — дело в том, что в конце игры они дают просто огромнейшее число ПО (рекорд 65) за собранный сет, плюс некоторые карты реформ предоставляют за них вознаграждение или льготную цену на покупку. На практике, начиная от 7 карт чиновников уже чувствуется, что поперло, а когда таких карт набирается 10, то дело в шляпе. При этом некоторые из них (касается тех, которые дают и деньги, и ПО) вовсе можно отнести к читерским, что в целом только расшатывает и без того хрупкий баланс.
Мнение
Интересная и быстрая экономическая игра с комбинациями карт. Простая в освоении, обладающая логичным и понятным игровым процессом. Нам она поверхностно напоминает Энергосеть и Доминион. Партии проходят динамично, ожидание хода фактически отсутствует, скучать не приходится. Если бы не дыры в балансе (критичность к допущенным ошибкам и главенствующая роль денег), то «Санкт-Петербург» был бы отличным семейным евро. А так приходится строго следить за уровнем доходов всех игроков (часто указывая, что неплохо было бы оставить денег на покупку мастеровых), иначе появится лидер и играть станет неинтересно. Стратегия однообразна и не представляет интереса, а вот тактическая часть (получение конкретных карт) поддерживает реиграбельность на неплохом уровне, но только при условии, что все игроки имеют равный доход. Игра своеобразная, не без недостатков, но классная.
Оценка: 9/10
- Посмотреть место игры в нашем семейном ТОПе настолок
- Правила к игре на русском языке
Сложность правил | Простые, наглядные, понятные | |
Сложность игры | Минимальный порог вхождения | |
Конфликтность | Только расчет, ничего личного | |
Оформление | На любителя, но приятное | |
Атмосфера | Увы и ах | |
Реиграбельность | При общем уровне игроков высокая | |
Впечатление | Нам нравится | |
Время игры, мин | 40 на троих | |
Компания, чел. | 2-4 | |
Сколько места | Средний стол |
Скажите, а «дыры в балансе» возможно залатать? Ну придумать например правила — исключения или еще чего? Мы, например, даже монополию так правим выдавая более крупную сумму вначале, и урезая «зарплату» в конце, для динамичности) Таких примеров массы… Лабиринт зеркал — лучшая в этом плане, ну и Метро 2033/
Мы не пробовали латать, просто следим за примерным равенством в доходах — этого достаточно. Кстати, при игре на двоих появляется проблема, что игра становится затянутой и скапливаются излишки денег, которые некуда тратить.