«Джентельменская сделка» (Gentleman’s Deal) — патигейм с простыми правилами, рассчитанный на большое количество участников (от 5 до 9). В игре предстоит решить нелегкую психологическую задачу – извлечь максимальную выгоду, балансируя между жадностью и необходимостью делиться. Механика работает на адской смеси из аукциона, торгов, переговоров и голосований. Автор наш соотечественник – Ян Егоров, издатель тоже наш – GaGaGames.
О чём игра
По сюжету – вы группа аферистов, которая собралась в укромном местечке, чтобы поделить добычу. Как вы получили горку денег — дело тёмное, а вот кому и сколько достанется из общака, будет решаться прямо сейчас открытым голосованием. Но поскольку априори собравшиеся нечестны на руку и не ограничены рамками совести, то можно и нужно будет использовать такие методы воздействия как шантаж, запугивание, подкуп и обман.
Несмотря на порочный набор – личные обиды игра не провоцирует, так как денежки берутся не из кармана игроков, а из общего запаса. Это важный психологический момент, который позволяет легко и весело распоряжаться имеющимся в игре ресурсами – вы в любом случае, несмотря на интриги и вымогательство (а этого, не сомневайтесь, будет достаточно), ничего не теряете, а всегда что-то приобретаете.
Что в коробке?
Компактная и презентабельная коробочка скрывает внутри: 35 карт, 9 ширм и больше сотни различных жетонов. Все богатство располагается в ложемент-органайзере.
Качество компонентов хорошее – плотный картон жетонов, присутствует текстура «под лён». Карты в меру плотные, но лучше их всё-таки упаковать в протекторы.
Дизайн противоречивый. С одной стороны, выразительные и стильные карты сделок, персонажей (фото наверху) и банд, с другой, аскетичные ширмы (фото внизу) и деньги. Контраст заметный – впечатление, что компоненты по оформлению не согласованы между собой. Впрочем, ширма на то и ширма, чтобы внимание не привлекать, а деньги — это только символ.
Как играть?
Правила несложные, есть несколько вещей, которые придется объяснять буквально на пальцах – это касается процесса голосования.
В остальном, всё традиционно. Каждому игроку выдается ширма, за которой он будет хранить заработанные деньги (чтобы не вызывать зависть подельников) и по 3 жетона аргументов, которые увеличивают вес голоса.
Посередине стола располагают 6 карт сообщников с жетонами (предмет будущих торгов), деньги (собственно, повод для сходки), карты сделок (определяют лимит денег и набор должностей для торгов), карты банд (в случае если «дружки» вам ничего не предложат, это будет утешительный приз – дополнительный аргумент (см. выше) при следующем голосовании). Еще есть карта тюрьмы – для особо жадных или несговорчивых, в случае провала голосования она лишит дилера права голоса в следующем раунде.
Всё. Можно начинать. В свой ход, не показывая подельникам, открываете карту сделки (фото внизу), смотрите, сколько денег и какие должности можете предложить остальным, не обделив себя, и начинаете торги. Что-то предлагаете остальным участникам, а остаток забираете себе, если сделку одобрят. Нельзя быть жадным – иначе за ваше предложение никто не проголосует и вы мало того, что ничего не получите, так еще и в тюрьму попадете (см. выше). Но нельзя быть и щедрым, иначе обогатите остальных, а сами подберете крохи или вовсе ничего.
Впечатления, или что понравилось
«Джентльменская сделка» игра фановая, если полноценно в ней использовать три составляющие:
Во-первых, потребуется изучить, как можно заработать с помощью карт сообщников. Это не только интересно, но еще и выгодно. Сообщники сильно оживляют игру, уводя её от примитивного шантажа к выстраиванию весьма тонких психологических и математических цепочек. Сообщники — это такой же предмет торгов, как и деньги. Такая карта может прийти к вам, а в следующий раунд уйти к другому, поэтому так важно суметь ею воспользоваться. Забавно, что большее удовольствия испытываешь от заработка своего персонажа, а не от прямого получения денег.
Каждый сообщник здесь достоин отдельной характеристики:
- Шериф – вроде сильный персонаж, заинтересован, чтобы провалить сделку и по неопытности часто требует больше 2 долларов, но даже на него находится управа. Эта роль только кажется выгодной, в процессе игры продажный коп обрастает недругами и очень быстро обесценивается до 1 доллара (чтобы не получал карту «Банды»).
Сенатор – располагает к себе, но его обаяние тает с каждым использованным аргументом.
Магнат – придется быть на чеку, всегда успевать перевешивать чашу в сторону принятия решения «за». Часто дельным советом и совместными уговорами (торгами) помогаете дилеру найти нужных союзников.
Журналист – очень заинтересован в активной позиции окружающих, особенно, когда в ход идут аргументы. Выгодно находится рядом с сенатором.
Главарь – самая спокойная и спорная роль – ненавязчиво предлагать свою лояльность дилеру. Монетизация непрямая, поэтому денег особо за это не попросишь. С другой стороны, если на руках есть уже другие роли, то можно развернуться.
Банкир – не всегда выгодная карта. Соседи банкира, как правило, требуют завышенный кэш из расчета, что придется отдавать процент, поэтому многое будет зависеть от ролей и наличия аргументов. Это всегда самый жаркий момент торгов в игре – кого проигнорировать и кому сколько дать рядом с банкиром. Случается, что банкир и вовсе остается не у дел из-за своей способности.
Во-вторых, знать себе цену. С персонажами разобрались, но есть еще и «аргументы» (красные жетоны на фото внизу), которые выдаются в количестве 3 штук в начале игры. Когда их использовать – решать по ситуации.
В голосовании имеют право принять участие все, кроме дилера и того, кто сидит в тюрьме, но вес голоса у каждого при этом будет разный. Кто-то увеличит его с помощью сообщника, кто-то с помощью «аргумента» и банды, а кто-то готов использовать несколько возможностей сразу. Заполучить нужное количество голосов, а не участников, даже если для этого достаточно 2 человек – и есть задача дилера, выгодно продать свой голос – задача остальных игроков.
Несмотря на свой легкий жанр, игра строго математична. В любой ситуации всегда найдется наиболее выгодное с точки зрения цифр решение, но не факт, что вы сможете им воспользоваться, даже если оно будет очевидным — нужно уметь договариваться…
В-третьих, нужно общаться. Да, это игра переговорного жанра, здесь нужно много и аргументированно высказываться, предлагать, уверять и обещать. Но совсем необязательно выполнять свои обещания — главное, чтобы вы могли доказать, что можете их выполнить.
Отчасти по этой причине, игра не универсальная и требует определенного настроя участников. В данном случае вопрос в том, насколько ваша компания открыта для общения. Чтобы не было неловких пауз, вы можете в крайнем случае, взять на себя роль ведущего (это не «Мафия» — инициатива не наказуема) — в игре нет недоверия, только алчность. С другой стороны, парочка «неразговорчивых» или участников «не в настроении» и всё — game over.
Партия занимает около 30 минут (на семерых), что достаточно быстро с учетом обучения. Для меня это больше гейтвей (вводная) игра, чтобы развязать язык, настроить компанию на игровую волну. После «Джентльменской сделки» не зацикливаешься, как, например, после «Кодовых имен» или «7 чудес» — после неё можно легко «шагнуть» в любой жанр. Понравилась в своей компании начинать с неё вечер – не отнимает много времени, тонизирует, располагает, настраивает. Отличная дверца в комнатку с настолками!
Что не понравилось
Кто последний — тот лох?
Игра длится один или два раунда в зависимости от числа участников. Завершающий игрок теряет преимущество связанное с раздачами должностей – в них никто не заинтересован, поскольку никто не сможет ими воспользоваться. Решили эту несправедливость просто – добавили 3 доллара к сумме на карте сделки, как-будто на ней нарисованы не символы сообщников, а 1$, 1$, 1$.
Требует активного участия в переговорах
То, о чем говорилось чуть выше. Основа игры переговоры — если по какой-то причине часть игроков игнорируют «общий чат», то веселья уже не будет. Более того, отсидеться в сторонке и фатально не испортить игру при этом не получится. Последнее выглядит весьма подло в первую очередь со стороны «Джентльменской сделки», как представителя жанра патигейм.
Мнение
«Джентельменская сделка» (Gentleman’s Deal) — игра фановая, но подойдёт далеко не каждой компании, так как требует определенного настроя, желания много и в удовольствие общаться. Отличный патигейм, если вы готовы вести жаркие переговоры, бойкие торги, не обидчивы и не брезгуете применить шантаж и обман (исключительно ради общего веселья 🙂 )
Плюсы
- Интересно, живо, динамично
- Простые правила, быстрые партии
- Борьба не только вокруг денег, но и за сообщников
- Много общения между игроками, без пауз и ожиданий хода
- Взвешенный математический баланс — нужно не только уметь общаться, но и просчитывать
- Качество компонентов, не считая отдельные моменты по дизайну
Минусы
- Хоумрул с последним игроком (заменяем должности на деньги)
- Требовательность к вовлечённости всех участников (не захотел взаимодействовать с игроками — убил партию для всех)
Оценка: 8/10
- Правила игры Джентльменская сделка (Gentleman’s Deal)
- Рейтинг игры в семейном ТОПе
Игра предоставлена магазином GaGaGames.
Сложность правил | Простые | |
Сложность игры | Простая | |
Конфликтность | Многое зависит от участников | |
Оформление | Красиво, качественно, спорно по дизайну иногда | |
Атмосфера | Весело | |
Реиграбельность | Зависит от компании | |
Впечатление | Умный и математичный патигейм | |
Время игры, мин | 30 вместе с подготовкой на семерых | |
Компания, чел. | 5-9. Обычно играем на семерых | |
Сколько места | Средний стол |