«Пустошь Смауга» (Der Hobbit: Smaugs Einöde) — вторая часть кооперативной игры «Хоббит», выпущена специально к выходу фильма Питера Джексона по произведению Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». В свое время первая часть игры «Хоббит: Нежданное путешествие» зацепила нас весьма сильно, и мы провели за ней несколько десятков великолепных вечеров. В предыдущем обзоре подробно расписано, чем она нам так приглянулась.
Русское издание вышло в конце 2013 года, но, несмотря на всю любовь, который мы пылали к первой части, вторую покупать не спешили. На такое решение повлияло 2 момента:
- Изрядно наигравшись в первую часть желания сразу же перейти ко второй не было. Как следовало из описаний, которые попадались в Сети, игра являлась клоном первой части (что, забегая вперед, оказалось верно лишь частично).
- Завышенная цена. По моему скромному мнению стоимость неадекватна, не стоит она таких денег, если убрать 40% от ее нынешней рыночной цены, было бы еще приемлемо для настолки такого уровня. Здесь я сужу только на основе сравнения с другими играми, которые нам интересны. Располагая определенным бюджетом покупка «Пустоши Смауга» всегда откладывалась. Подразумеваю, что использование в оформлении киноперсонажей исчисляется суммами соответствующего масштаба, но меня, как настольщика, а не как поклонника книги и фильма, это никоим образом не склоняет к решению о покупке.
И вот прошло почти 1,5 года и звезды сошлись: магазины и частники стали избавляться от запылившихся на полках коробок, а у нас возникло желание поностальгировать по былым приключениям в новых декорациях.
Что понравилось
Идеальная кооперативная игра семейного формата
В плане семейной кооперативки взято лучшее, что было в «Нежданном путешествии»: простота освоения, минимальный порог вхождения, отсутствие очевидного лидерства, уникальный тимбилдинг, отличная атмосфера. Чтобы не повторяться в рамках данной статьи, можно ознакомится с деталями из предыдущего обзора.
Но не все так гладко со второй частью, поскольку она имеет свои отличия, которые изменили игру не в лучшую сторону, лишив ее колорита и не добавив ничего стоящего при этом.
Отличия «Пустоши Смауга» от «Нежданного Путешествия»
- Меняется суть игры и степень ее напряжения
Если в двух словах, то в первой части надо быстро проскочить по тропе, во второй сдерживать Смауга, который движется навстречу гномам.
На деле вторая часть оказалась слабее по многим пунктам. Если в первой приключения (карты опасностей) в Трольих холмах и Мглистых горах были взаимодополняющими и весьма успешно развивали игру, плавно увеличивая ее сложность, то во второй части приключения в Лихолесье используются только для того, чтобы тянуть время и дать возможность Смаугу подобраться ближе к гномам. Если без прохождения в «Нежданном путешествии» Трольих Холмов и его сильных карт, набранных в руку, невозможно было пройти Мглистые горы, то во второй части Лихолесье служит в большей степени для того, чтобы гномы «споткнулись» и их темп прохождения по тропе был остановлен, в то время, как Смауг, покинув свою пещеру, начал путь им навстречу.
Карты приключений в следующей зоне (Эреборе) лишь усиливают мощь Смауга, других врагов там уже нет.
На впечатления от игры это повлияло не в лучшую сторону. Когда проходили первую часть, было ощущение, что опасность повсюду и она возрастает; чтобы ее преодолеть нужно успеть до определенного момента, пока угроза орков не достигнет предела.
Во второй части Смауг — главная опасность и сдерживать его при согласованности действий не представляет особого труда. Получается своеобразное перетягивание каната – Смауг наступает — гномы отступают, гномы наступают — Смауг отступает. В первой игре таких качелей не было, и события воспринимались более остро, угроза со стороны орков имела усиливающийся характер и была неотвратима.
- Игра лишилась 1 дополнительной задачи, альтернатив не предложено
В первой части были дополнительные квесты, которые вносили разнообразие. Во-первых, нужно было найти кольцо для Бильбо, во-вторых, умело договориться с Гендальфом о помощи. В «Пустоши Смауга» Бильбо уже начинает с кольцом, правда, он может его потерять. Гендальф по-прежнему сам себе на уме и может покинуть локацию в ответственный момент. Получается, что 1 дополнительное задание игра по сравнению с первой частью утратила. Не лучшее решение для продолжения, логичней было бы наоборот, дополнять задания, а не убирать их.
- Гномы могут погибнуть
И в первой части были ситуации, когда гномы «выходили» из игры (например, 2 гнома были пленены на одном делении), но это случалось редко, да и летального исхода это не вызывало – фигурки все-равно оставались на поле. В «Пустоши Смауга» гном, на делении которого останавливается при своей атаке дракон, убит и покидает игру. И это обычное явление: так, при игре втроем, из 6 гномов до финиша доходит 4.
Во-первых, обидно, а, во-вторых, в игре задействовано много карт, эффект которых может быть применим только на напарника, а не на активного гнома. Получается, что после смерти одного из них «рука» заполняется бесполезными картами, которые уже не применить.
PS. «Хоббит: Пустошь Смауга» игра самостоятельная, то есть играется без первой части, но есть и специальные правила Большое путешествие, где расписано, как объединить 2 игры.
Мнение
«Пустошь Смауга» логическое продолжение первой части «Хоббит: Нежданное Путешествие», которую мы очень любим и считаем отличным примером семейной кооперативной игры – простой, доброй и атмосферной. Механика в «Пустошь Смауга» сохранена, но игровой процесс видоизменен. Разнообразие и ожидаемые дополнения отсутствуют, скорее наоборот, некоторые второстепенные сцены (поиск кольца) были убраны при монтаже, альтернатив и дополнений не предложено. Нам эта игра нравится только в качестве «ностальгирующей», когда первая часть поднадоела. Ожидания на развитие игрового процесса не оправдались, но и негатива как такового нет – играть хоть и не так, как в первую часть, но интересно. Любопытно, что если бы мы сначала играли в «Пустошь Смауга», а потом освоили «Нежданное Путешествие», то, возможно, они бы как раз и дополнили другу друга.
Оценка: 5/10
- Сравнить рейтинг игры в нашем ТОПе
- Правила игры Хоббит: Пустошь Смауга на русском языке
- Специальные правила для совмещения «Нежданного путешествия» и «Пустоши Смауга»
Сложность правил | Простые на 4 страницах | |
Сложность игры | Минимальный порог вхождения | |
Конфликтность | Нет. Кооператив же. | |
Оформление | Красивое и качественное | |
Атмосфера | Как в кино | |
Реиграбельность | Средняя | |
Впечатление | Первая часть была разнообразней | |
Время игры, мин | 40 на троих | |
Компания, чел. | 2-4 | |
Сколько места | Средний стол |
Спасибо, очень понравился ваш обзор!
Спасибо, что читаете блог)