Обзор на атмосферный филлер, где пиратская тематика отлично перекликается с происходящим за игровым столом: рискуем, обогащаемся, нанимаем команду головорезов, подкупаем чиновников и топим корабли. Порт-Ройал продолжает жить своей пиратской жизнью. В обзоре плюсы и минусы этой динамичной настольной игры.
Что внутри?
Игра исключительно карточная. Колода из 120 карт, которые разделены по типам: персонажи, корабли, налоги, экспедиции.
Половина колоды (60 карт) — это персонажи с помощью которых можно:
- получить ПО;
- обменять их на карты экспедиций (см. ниже);
- получить дополнительные действия или возможности (купить 2 карты, потопить корабли и т.п.);
- получить дополнительный доход.
Чуть меньше половины – корабли (50 штук):
- основной источник получения денег на покупку персонажей (см. выше).
Оставшиеся 10 карт — бонусные задания и штрафы:
- Карты налога. Типичные для многих игр карточки разыгрываемых событий (сброс превышающих лимит денег и небольшой бонус).
- Карты экспедиций. Они дают ПО и деньги, но для выполнения требуется собрать определенный набор из персонажей.
Кроме того, каждая карта может играть роль денюжки – для этого достаточно перевернуть ее рубашкой вверх, где изображена монетка.
Цель игры накопить 12 победных очков, имея на старте всего 3 монеты.
Ход игры
Игровой процесс простой: открываем карту и решаем, что с ней делать – покупать, продавать или сбрасывать. По ходу «прокачиваем» свои возможности и тем самым расширяем выбор.
Теперь чуть подробнее, что можно сделать в свой ход. Вариантов немного:
- Можем купить карту, если хватает денег. Цены колеблются от 3 до 9 монет. В начале игры выгодно закупать «Торговцев» — они дают хороший бонус при продаже товаров с кораблей, либо «Матросов» и «Пиратов», чтобы топить корабли. Остальные карты хороши, но дороги и купить их сразу не получится – именно «Торговцы» и «Матросы» помогают быстро пройти стартап.
Если вытянули корабль, то можете заняться торговлей. Берете столько монет, сколько указано над названием судна.
Можно затопить корабль. Топить корабли полезно, так как содержимое их трюмов разное – где 4 монетки, а где всего одна. Чтобы отправить кораблик на дно нужно иметь в своем арсенале «Матросов» и/или «Пиратов» с достаточной силой. Вся беда в том, что если не потопить корабль или не воспользоваться торговлей, а продолжать тянуть карты дальше, то можно потерять все перечисленные выше возможности. Ход оборвется в тот момент, когда вытянете снова корабль такого же типа – открытые карты уйдут в сброс. Но риск дело благородное – несколько выложенных кораблей разного цвета дают право покупать за ход не одну, а сразу несколько карт. Остановиться вовремя очень сложно.
Если условия досрочного завершения хода не сработали (см. пункт выше), можем купить любую из уже открытых карт.
Если из открытых хоть что-то осталось – их могут приобрести после вашего хода соперники в порядке очереди. В том числе, заняться торговлей.
Купленные карты кладем перед собой – их свойства теперь активны до конца игры.
Что понравилось?
Оформление
Коробочка компактная и крепкая, весьма удобного формата – можно брать с собой в гости. Много места не займет.
Арт на пиратскую тему, выполнен стильно, ненавязчиво. На столе смотрится не только красиво, но и информативно – все «подсказки» видны и хорошо различимы.
Историческая справка:
Порт-Ройал реальный исторический город. В своё время, жизнь там кипела на всю катушку. Через него шли мореходные пути вдоль и между континентами. Торговые, государственные и пиратские интересы пересекались с размахом. В год его посещало около 200 кораблей не считая контрабанды, которая велась около. Проживало до 10000 человек (половина населения Ямайки). Сейчас исторический город покинут, в результате природных катаклизмов легендарная пиратская столица ушла под воду на глубину 14 метров.
Карточки вполне обычные – плотностью не отличаются, но выдержали без особых последствий три партии, только затем одели их в защиту.
Освоение «на ходу»
Правила на 12 страничках: простые, понятные, иллюстрированные. Подготовка за 1 минуту! Для тех в компании, кто правила не читал, объяснять лучше сразу «на ходу». Замечено, что любые вводные в данном случае только дезориентируют игроков, все начинают думать, что игра очень сложная. И наоборот, если сразу начать ход с себя и подробно комментировать действия, то суть улавливается очень быстро. «Порт Ройал» — тот редкий среди натолок случай, когда можно усадить всех за стол и произнести единственную волшебную фразу:
— Давайте играть, по ходу разберемся!
Игровой процесс – случай правит миром
«Порт Ройал» — игра на удачу и немножко на расчет. И в этом соотношении она, как мне кажется, уникальна.
Элемент случайности необходим в настольных играх для того, чтобы атмосфера за столом была живой, захватывающей, это хоть немного, но имитирует реальные жизненные переживания. Перебор со случаем тоже ни к чему хорошему не приводит – получаются монотонные игры из серии «кинь-двинь».
В нашей коллекции доминируют игры, где на долю случая отведено меньше половины: «Затерянные города», «Camel Up!», «Джайпур», «Воришки» и т.п. В «Порт Ройал» доминирует случайность, таких игр в коллекции держим мало, например, «Бонанза». Не потому что не любим, а потому что игры, которые удачно используют «случай» не так много. «Порт Ройал» ценная находка в этом плане.
В игре весьма удачно сочетается «рулетка» и тактика. Первая наполняет «Порт Роял» эмоциями, азартом, вторая дает возможность испытать не менее волнительную надежду, что ты наконец-то смог контролировать ситуацию.
Переиграли несколько партий и всякий раз после окончания было желание продолжить, особенно отыграться. Так всегда происходит, когда вы отдаетесь воле случая – мысль, которая сидит в голове после неудачи: сейчас мне точно повезет, давай еще раз во что бы то ни стало. «Порт Ройал» азартен.
В принципе, его можно рассматривать и как потенциально интересный стратегический филлер, с прокачиванием возможностей и способностью хоть как-то то влиять на ситуацию с непредсказуемым появлением карт из колоды. Например, прокачать способность топить корабли, тем самым добывая больше богатств. Выход? Ум подсказывает, что да, но на практике все стараются разбогатеть, полагаясь исключительно на удачу, и это работает эффективнее, чем расчет на стабильное будущее. При этом играть-то интересно. Вот, что удивительно)))
Также важно, что игра постоянно удерживает внимание . Даже если вы не являетесь на данный момент активным игроком, то ситуация на поле всегда затрагивает ваши прямые интересы – есть надежда, что перепадет «вкусненькое», поэтому надо быть на чеку.
Баланс
Единственный ресурс — деньги, но игра не любит богатых. Карты «Налога» забирают при превышении лимита сразу половину в казну. Таким образом «богатый» игрок всегда чувствует опасность и мотивирован не ждать нужную карту потом, а покупать выгодную сейчас. В итоге все играют с примерно одинаковыми суммами и набором карт. Кто победит не ясно до последнего момента — всё решит случай 🙂
Что не понравилось?
Куда расти, к чему стремиться?
Нет мотивации развивать игровые навыки:
- Знание колоды не имеет решающего значения – механика такова, что приход карт не просчитать.
- Умение топить корабли не имеет значения – можно полагаться на удачу и жить богато.
- Купил карту не потому, что так задумал, а потому, что получилось.
В итоге партии после 5-ой начинается дежавю – решения принимаются ситуативно, эмоции испытываются так же. Процесс затягивает, но после игры какое-то ощущение пустоты. Сошлись на мнении, что 1 партии за вечер достаточно, затем «Стоп!» и переходим к чему-то белее содержательному.
Мнение
«Порт Ройал» (Port Royal) — красивая, простая, живая и эмоциональная игра. Игровой процесс способен затянуть на вечер, но отсутствие глубины и огромная роль случая не позволяют получить от нее более полный спектр впечатлений, присущий настольным играм. Азарт — вот главный фан, который она дает участникам. Игра для настоящих пиратов — тех кто любит риск, удачу и молниеносны решения.
Плюсы
- Красиво оформлена
- Удобная коробка, качество локализации
- Простота правил, обучаемость «по ходу», непродолжительные партии
- Игроки всегда сосредоточены на игре вне зависимости от того, чей ход
- Азартная, эмоциональная
Минусы
- Рандом
Оценка: 8/10
- Правила игры
- Посмотреть рейтинг среди семейных игр
Игра предоставлена для обзора компанией «Мир Хобби».
Сложность правил | Простые | |
Сложность игры | Простая | |
Конфликтность | Редкие случаи | |
Оформление | Красиво и стильно | |
Атмосфера | Пиратский авантюризм | |
Реиграбельность | Средняя для филлера | |
Впечатление | Многое зависит от случая | |
Время игры, мин | 15. Вместе с подготовкой на троих | |
Компания, чел. | 2-5 | |
Сколько места | Средний стол |
Алексей, привет!
Хорошо описал классную игру! На ЮТубе увидел её обзор, загорелся и купил, чему очень рад! Так и есть, все плюсы и минусы подтверждаю! А вот арт тут своеобразный! Когда рассматривал в Интернете, казался ужасным, получил, распаковал, ну, вроде бы и ничего! Начал играт с коллегами, один сказал, играть не хочу, оформление не нравится, а девушка-коллега, наоборот, ой, какая красивая игра! 🙂
Прав, что злоупотреблять ей не стоит, она хороша, как разогрев перед чем-то серьёзным и как вводный курс для новичков. Правила не сложные, но когда садимся играть после длительного перерыва, не можем припомнить свойства некоторых персонажей, приходится подглядывать в правила!
Хотелось бы увидеть локализованным дополнение, но «Мир хобби» ответил, что ПОКА (а когда?) не рассматривают такую возможность!
Вот чего мне точно не хватает, так это конфликтности. Хотелось, чтобы были карты вроде Летучего голландца, Кракена, которые подбрасываешь соперникам, утаскивая их персонажей, отбирая себе деньги! Но это так, фантазии!
P.S. С началом зимы, и пусть она не будет слишком холодной!
Действительно, в живую игра смотрится приятней, чем с монитора, тоже почувствовал этот контраст.
Конфликтность не наш конек, но допы просятся — персонажей не так и много.Да и «Экспедиции» мне кажутся слишком легкими, запросто можно увеличить требования к набору — игра только лучше станет.
Тоже не очень люблю игры, где случай играет большую роль. Мне бы небольшой элемент случайности — а все остальное логика и расчет. В Брюгге, как мне кажется, идеальный баланс.
«Брюгге» хороша! но она полноценная семейка с партией на час. Здесь же филлерок-лайт на 15 минут.
Я имея негативный опыт неаккуратно обращения с картами одной из своих игр теперь сразу одеваю на них протекторы. Также поступил и с «Порт-Ройалом». Сделал примитивный органайзер из картона, теперь карты не летают по коробке, не гнут углы протекторов. Казалось бы, чего уже проще, издателю сделать его, копеечное дело, но ведь нет! За образец взял коробку украинской локализации «Цитаделей», вот в ней он есть, впрочем, там и карты под лён, а в этой игре даже при бережном обращении протекторы нужны!
О качестве игр от МХ можно спорить бесконечно. У меня есть и хорошие примеры и безобразные, но если брать объективный критерий — 590 р. (стоимость игры в розницу), то в случае с «ПР» она честно стоит своих денег.
Ложемент предполагаю, что не «залезет» в эту сумму.
590 — вся проблема в этой магической цифре. Под неё подгоняли качество, к сожалению.