Отношения с кооперативами у нас сложные – мы с них начинали, прошли долгий путь от лютой любви до трепетной ненависти. Но, как и везде, есть исключения – таким исключением стал «Бастион» (Bastion). Игра Евгения Никитина и Николая Пегасова издана «Миром Хобби». О плюсах и минусах этой настолки подробно изложено в обзоре.
Сюжет и задача
Будем играть за светлых магов, которые защищают замок от орды монстров. Магический сеанс рассчитан на 1-1,5 часа игрового времени, за который необходимо поразить 3-4 десятка злобных существ разного уровня: от легкой пехоты до могучих драконов.
Враги двигаются вдоль стены к воротам замка, выстраиваясь в очередь. Задача игроков успеть ликвидировать всех супостатов прежде, чем они проломят ворота.
Приятные особенности игры
Майнинг ресурсов
Цель – убить всех монстров. Для этого нужно добыть ману из источников внутри замка и потратить её на заклинания против монстров. Источники разных цветов, монстры тоже, чтобы победить в битве с конкретным врагом, нужно сбросить полученные кубики маны, равные силе и цвету соперника. Мана — это единственный ресурс в игре. Источники маны разбросаны по всему замку, чтобы майнить успешно, героям предстоит активно передвигаться от одного к другому.
Особая «фишка» «Бастиона» в механике по сбору маны. Источники маны работают круглосуточно, но с перебоями, постоянно «засоряются» — их нужно чистить. Происходит это в три этапа:
- Сначала можно взять по три кубика за ход из источника на площадях, при этом, надо всякий раз класть на источник кубик любого цвета из своего запаса. Таким образом, источник блокируется на время.
Потом, когда на источниках появятся кубики, можно будет «почистить» их, сняв лежащие кубики и положив при этом 1 кубик на площадь — тем самым, вы блокируете возможность «чистить» источники на этой площади.
Теперь, когда на площадях появились кубики, их можно будет снять, переместившись в цитадель.
Таким образом, в начале игры вам предоставляется полная свобода действий – все источники открыты. Но в процессе, когда игроки начинают активно добывать и расходовать ману, появляется ряд ограничений — большая часть колодцев временно блокируется.
Кроме этого, свойства некоторых монстров позволяют проникать внутрь замка и их нахождение на площадях или в цитадели полностью лишают вас доступа к мане до того момента, пока не ликвидируете лазутчика.
Кризисность
В начале игры свободны все колодцы с маной, а перед воротами несколько врагов – ничто не предвещает беды. Но каждый новый ход из колоды будут появляться новые монстры и очередь из них начнет расти с тревожной быстротой. Затем, после победы над первыми 3-4 монстрами, начнется самое интересное – дефицит маны, который заставляет тщательнее обдумывать каждый последующий шаг.
Регулируемая сложность
Победить тяжело – как и должно быть в хорошем кооперативе. Игра причиняет боль – мы совместно её преодолеваем. Чем сильнее боль, тем выше награда в конце. Другой случай, когда нет возможности победить, а игра не дает шанс снизить сложность. В «Бастионе» в этом отношении все продумано, в конце правил есть страница со сценариями и даже целая таблица, по которой можно приготовить колоду с индивидуально сбалансированным злом.
Динамика
Напор монстров таков, что до конца игры нет возможности ни отсидеться на одном месте, ни набрать толком сил для удара – только скопил минимум маны , тут же надо с кем-то биться. Победил одного и с ужасом понимаешь, что теперь надо где-то раздобыть маны ещё на десяток более сильных врагов.
Кроме того, если вначале монстры выстраиваются на первых участках стены, то в процессе они окружают весь замок, что ставит дополнительную задачу — организовать перемещение по кварталам внутри замка в условиях круговой обороны. Чем выше паника, тем больше лишних действий тратят игроки. Во время первых партий панику сдерживали с трудом — в разгар партии появляется ощущение, что монстры повсюду и их невозможно остановить.
К концу же игры, когда колода заканчивается, монстры словно ускоряются и, начиная с конца очереди, перескакивают друг через друга на свободные места ближе к воротам, что заставляет сломя голову непрерывно следовать за ними.
Партия в «Бастион» проходит на одном дыхании.
Первый игрок
«Бастион» из тех редких кооперативов, где не столь очевидно влияние «альфа-игрока», то есть игрока, который бы вёл игру, указывая остальным, что делать. Формально, никаких ограничений для желающего стать лидером нет, но фактически в этом нет необходимости. Все как-то сами весьма неплохо организуются, Более того, начинают воспринимать игровое поле как единое пространство без идентификации со своим персонажем. То есть, это аналогично решению совместной головоломки. В этом отношении игра больше похожа на коллективный абстракт, где интересней не выполнение локальных, индивидуальных миссий, а решение единой задачи совместным «мозговым штурмом».
Реиграбельность
Высокая. Обеспечивается 2 моментами:
- Составным полем – оно двухстороннее из 7 частей, которые позволяют собрать всякий раз что-то непредсказуемое.
- Разнообразием монстров и возможностью их комбинировать. Монстры отличаются как по силе , так и по способностям: некоторые могут летать и перемещаются сразу в замок, другие защищают соседних врагов, третьи, блокируют источники маны определенного цвета по всему замку и тд. Кроме этого, монстры вступают в игру рандомно, поэтому их комбинация всегда будет сюрпризом для игроков.
Борьба с монстрами также мотивируется получаемыми трофеями, которые можно использовать в будущих битвах или в качестве дополнительного действия.
Сетап и простота правил
Подготовка к игре простая. Все, что требуется, это собрать поле и колоду монстров. По времени это занимает 5-7 минут. Правила достаточно легкие.
Арт
Красив, продуман, при всей абстрактности самой игры, арты очень органично дополняют её, придают краски, позволяют включить воображение, отойти от цифр, с которыми постоянно приходится иметь дело, к образам.
Атмосфера
Не малую роль берет на себя арт, но и сама игра очень умело подпитывает воображение. Простая задача, очевидная — наглядная внешняя угроза и необходимость сплоченной решительности, создают над игровым столом определенную и ощутимую атмосферу приключения и противостояния. Удивительно, но то, что в других играх требуется воспроизводить с помощью художественного текста, здесь само и незримо появляется вокруг, и ты начинаешь реально чувствовать опасность и сопереживать. Для меня это самая большая загадка игры, как по сути такой абстракт, как «Бастион», вообще способен творить подобные чудеса с воображением и создавать атмосферу только лишь действием? Но это факт.
Неприятные особенности игры
Ритуалы
Это бонус, который можно получить, победив монстра. Проблема в том, что ритуалы однообразны и не сбалансированы, а в какой-то момент становятся даже вредны.
Есть 2 вида ритуалов: артефакты и сооружения.
Артефакты:
- Накопитель – дает возможность попросить ману у других игроков. Полезен.
- Преобразователь – дает возможность поменять 1 свою ману на ману другого цвета. Несколько преобразователей перестают мотивировать игроков взаимодействовать между собой.
Сооружения:
- Источник – устанавливаем дополнительный источник на любой площади. Полезен, особенно, когда играем на сложном уровне.
- Обелиск — увеличивает производительность источника соответствующего цвета. Полезен.
- Орудие – дает дополнительный урон на 1 по врагам того же цвета. Польза сомнительная. Сколько ни пытались, но эффект срабатывает 1-2 раза за игру, в остальных случаях, не получается «поднести» монстров под огонь пушки.
Взаимодействие
Игра по взаимодействию получилась для своего кооперативного жанра специфическая – оно как-бы есть, но его как бы нет. Есть общие враги и задача, но в свой ход ты остаешься с проблемами один на один. Конечно, тебе помогут дельным советом, но, что касается ресурсов, то их обмен и передача затруднены, а карты ритуалов, только дистанцируют игроков. Лечится хоумрульными правилами от автора.
Качество карт
Поле замечательно сделано – картон плотный. Фигурки игроков на подставках тоже хороши. Личные планшеты тоненькие, как и в большинстве подобных игр. Но это памятка для первых партий. В ходе игры в них нет необходимости.
А вот карты… качеством не отличаются, протекторы им очень нужны.
Мнение
«Бастион» — отличный, добротный и сильный кооператив. Один из лучших в своем жанре. Подойдет как начинающим, так и опытным игрокам. Это действительно классная, динамичная и затягивающая настольная игра. Хорошо сбалансированная, математически выверенная, но в тоже время обладающая своей атмосферой, очарованием и волнительной непредсказуемостью.
Плюсы
- Интересная механика получения ресурсов
- Кризисность
- Регулируемый уровень сложности
- Динамика
- Реиграбельность
- Нет «первого игрока»
- Сетап (быстрая подготовка к игре)
- Арт
- Атмосфера
Минусы
- Однообразные карты ритуалов, среди которых «орудие» мало применимо, «преобразователь» вреден
- Небольшое взаимодействие игроков (исправлено хоумрулом)
- Качество карт (нужны протекторы)
Оценка: 9/10
Сложность правил | Хорошо изложены и иллюстрированы. Сложностей не вызывают. | |
Сложность игры | Регулируется составом колоды монстров. В конце правил есть удобная таблица-подсказка, как сделать. | |
Конфликтность | Кооператив же — её нет. | |
Оформление | Красивые арты впечатляют. | |
Атмосфера | Игра атмосферная, держит своим действием, даже без художественного текста. | |
Реиграбельность | Высокая | |
Впечатление | Крепкий кооператив. Играется интересно и динамично. | |
Время игры, мин | На троих 60-80, включая подготовку и сборы. | |
Компания, чел. | 1-4. Играем втроём — отлично идет! | |
Сколько места | Достаточно компактная для среднего по размеру стола. |
Игра предоставлена магазином «Мир Хобби«.
Алексей привет! Мы тоже как-то отошли от кооперативов (запретная пустыня и пандемия даже не достаем) Исключение — Мертвый сезон (хоть и не часто) — все-таки возможное наличие предателя, подталкивает никому не доверять и игра не воспринимается как чистый кооператив.
Но как же у тебя захватывающе про Бастион написано… аж прям самому захотелось попробовать.. пойду погуглю продается ли игра )
Привет. Попробовать всегда стоит. Нам «Бастион». заметь, достался, когда и «МС» были заиграны и «Андор», и «Запретный остров». Но, даже при таких условиях он сумел впечатлить. Сейчас МХ собирает на делюксовое издание, там неплохие дополнения и исправления, но я бы все-таки посоветовал начать с простого, мало ли не зайдет.