Обычно начинаю с вопроса: что понравилось? Но в случае с «ЗБ» придется сначала поговорить о негативе. Дело в том, что «Замки Бургундии» (The Castles of Burgundy) уникальны для своего жанра, и недостатки этой игры, по сути, вытекают из ее же плюсов. Чтобы было совсем понятно, вспомним пословицу – «любишь кататься – люби и саночки возить» — это про «ЗБ». Она требует к себе уважения и серьёзного подхода, но и награждает за это соизмеримым фаном.
Суть игры
Вы — французский дворянин, живущий в 15 веке. В течение полутора-двух часов вам предстоит обустраивать полученные в распоряжение земли (личный планшет). Делать это нужно, забирая с игрового поля нужные тайлы и перемещая их в свою вотчину. Каждый тайл дает определенные бонусы, которые зависят от времени, когда вы его получили, места в котором вы его расположили, и его взаимодействия с полученными ранее жетонами.
В общем, любое ваше действие в процессе игры будет тут же вносить изменения, а поскольку возникающие при этом варианты дальнейшего развития представляют навскидку дюжину возможностей, то основная игра будет вестись не на игровом поле, а в вашей голове с одной целью – в конкретный момент времени найти самое выгодное решение. В этом зло и благо «Замков Бургундии», ее альфа и омега – думать придется много, быть сосредоточенным всегда.
Что не понравилось?
Кропотливая подготовка
Подготовка и конечные сборы – это рутина настольных игр. Вопрос в том, насколько ее можно оптимизировать. В игре около 250 мелких компонентов, часть из них одинакова по форме и имеет отличие только по цвету. Прибавим к этому, что подготовка не заканчивается к началу игры, ее придется хоть и в меньшей степени, но проводить еще четыре раза, перед каждой фазой. Мы пока обходимся для ускорения и облегчения этой суеты зип-пакетами, хотя оптимальный вариант скорее за органайзером.
Но в этом недостатке кроется и свой плюс – появляется возможность отдохнуть – поделать что-то руками. Удивительно, но в данной игре именно монотонный и механический момент подготовки перед фазой позволяет отвлечься от мыслей и «перезагрузить» голову, способствуя свежему восприятию новой ситуации на игровом поле. Трудовая терапия в действии.
Освоение – серьёзный экзамен
Не стану утверждать, что в «ЗБ» есть порог вхождения, который был бы сложнее большинства еврогеймов, но определенные сложности возникают. Игра проста в объяснении правил, но глубина ее такова, что понимание требует опыта. По этой причине первые партии носят скорее ознакомительный характер. «ЗБ» — это сплошное планирование с массой вариаций. На протяжении первых 2-3 партий невозможно получить видение общей цепочки взаимодействия в результате своих действий.
На практике это означает, что если вы играете в настолки в постоянной компании и систематически, то «ЗБ» станет вашим спутником, если же от случая к случаю и составом с разным уровнем подготовки, то ее освоение будет растянуто на неопределенный период, а фан от игры будет капризен и зависеть от общей подготовки компании. Достойная конкуренция в «ЗБ» очень важна, хоть и не является очевидной.
Энергозатратна
Как-то решили сыграть после «ЗБ» во «Времена года». Ведь это нормальная практика — несколько настолок за один вечер. Сыграли, но это была какая-то странная игра и сказать, что мы получили от Сезонов хоть какое-то привычное удовольствие нельзя. Все наши умственные силы были отданы «ЗБ». Это расплата за полученное удовольствие — чем больше усилий вложили, тем больше получили. С одной стороны справедливо, с другой, сколько раз было так, что мы отказывались от «ЗБ» именно потому, что хотели сыграть за вечер не только в нее, а еще в 2-3 не менее интересных, но менее «мозголомных» игр.
Дубли – баг игры?
При всей своей предрасположенности к планированию в «ЗБ» присутствует рандом – бросок кубиков. Казалось бы, все сделано для того, чтобы свести случайности к минимуму – в хранилищах лежат несколько жетонов, на руках, как правило, есть рабочие, но все-равно наступает момент, когда в игру приходит Господин Случай.
Дубли – вот тот баг, который способен нанести самый мощный и неожиданный удар. По личным наблюдениям, до 3 дублей, которые идут не подряд, можно уверенно продолжать свое дело, используя рабочих и разбирая оставшиеся жетоны с поля, но, когда количество дублей больше (рекорд 8) и какие-то из них пришли один за другим, то ты «вылетаешь далеко и надолго». Это редкая ситуация, но если вы играете систематически, то рано или поздно она наступит, и в этой неопределенности кроется подлое коварство – подготовиться к такой ситуации заранее невозможно.
Атмосфера
В нашей игровой ячейке по поводу атмосферы свой «пунктик». Она важна, поэтому те игры, которые ею обладают, возносятся на вершину Олимпа. Наличие атмосферы объясняется не иначе, как божественным промыслом. Но сколько мы его не искали в «ЗБ», сколько не пытались воображением оживить происходящее действие – все тщетно. «Замки Бургундии» — дело рук человеческих, нет в ней мистического начала, которое бы будоражило фантазию, эта игрушка для холодного и расчетливого ума.
Пожалуй, достаточно. Положа руку на сердце, я бы все-таки отнес вышеперечисленное к трудностями, с которыми приходится считаться ради того, чтобы полученное удовольствие обладало большей ценностью. Без этих специй «ЗБ» были бы приторными.
Что понравилось?
Постоянная вовлеченность
Игра буквально поглощает, заставляя полностью сосредоточится на себе, за это, собственно, я ее и люблю, из-за этого и прощаю все ее недостатки. Вернее я их просто перестаю замечать. Для меня это 2 часа полного погружения и удовольствия. Нет отвлекающих мыслей, нет беспокойства о возможностях проигрыша или победы, есть текущее действие, которое открывает новые возможности, и так на протяжении всей игры, темп постоянен и интерес к происходящему тоже.
Реиграбельность
Каждая партия как новая, сложно что-либо добавит к этому. Вариативность большая, на момент написания этого обзора мы играем в нее уже четыре месяца и предела пока не видно (и это только с базовыми вотчинами под номером 1).
В своей песочнице
В игре исключительно мирное взаимодействие между игроками – для нас это неоспоримый плюс, так как исключены конфликты. С другой стороны, конкуренция чувствуется и не дает увязнуть в своем болотце. Можно «увести» из-под носа соперника нужный жетон, но нельзя эффектом этого жетона ему навредить. При этом жетонов на поле достаточно много и способы их получения тоже разнообразны, поэтому актов агрессии как таковых по отношению к конкурентам не происходит и это позволяет не думать о внешней опасности. В итоге каждый занят своими землями.
Оформление
Оно не блещет особенным артом и ценно совсем другим.
- Во-первых, поле сделано в цветовых тонах, которые не являются раздражителем.
- Во-вторых, толково написаны и сверстаны правила, проблем с изучением не возникало.
- В-третьих, на планшете, игровом поле и жетонах присутствует инфографика – подсказки правил в картинках. Для меня «Замки Бургундии» стала идеалом визуальной реализации — красиво, компактно и органично разместить перед глазами игроков правила – это работа за которую хочется сказать отдельное спасибо.
- В-четвертых, компактная коробка. Нет необходимости покупать, а затем хранить дома воздух (вот только отсутствие органайзера в данном случае, все же минус).
Специально не стал упоминать вначале про небрежную вырубку, которая присутствует в локализации. Так, пара жетонов серьёзно пострадали при извлечении, и, конечно же, я расстроился, но ненадолго. Как только приступил к самому игровому процессу – перестал замечать, не до них, внимание сконцентрировано совсем на других вещах.
Мнение
Отличная семейная настольная игра. По своему сложна и требовательна к выбору времени, места и участникам. Проста в освоении, при этом глубока и интересна. Всецело способна захватить ваше внимание, предоставляя 1,5-2 часа увлекательнейшего выбора многочисленных стратегий и тактик, но будьте готовы не только к эмоциональному подъему, но и к серьезной умственной работе. «ЗБ» — это не праздное времяпрепровождение, а настоящее интеллектуальное развлечение, тренажер для мозгов. Идеально подойдет как решительным новичкам, так и уже увлеченным настольщикам.
Оценка: 9/10
Сложность правил | Хорошо изложены, всегда перед глазами | |
Сложность игры | Первые партии ознакомительные | |
Конфликтность | Очень условная | |
Оформление | Приятный арт, но неприятная реализация | |
Атмосфера | Её нет | |
Реиграбельность | Высокая | |
Впечатление | Шедевр! | |
Время игры, мин | 120 на троих | |
Компания, чел. | 2-4 | |
Сколько места | Средний стол |
Спасибо за интересный обзор и качественный сайт!!!
Подскажите как ЗБ играется на 2 игроков?
И то же самое по Брюгге — как на 2?
Спасибо, что читаете! )
Игрового опыта на двоих не было, поэтому конкретно ничего сказать не могу, но смею предположить, что «Замки Бургундии» в этом плане должны быть более удачными. Причина в меньшем присутсвии у «ЗБ» рандома, то есть при равном уровне игроков эта игра будет сбалансирована.
Что не скажешь про «Брюгге» — у одного из участников запросто может быть полоса невезения, что сразу же скажется на отрыве. И это тем более плохо, что в «Брюгге» есть возможность прямого влияние на соперника и лидер может достаточно легко усугубить положение отстающего загнав его «угрозами», «воровством» и прочим на такое дно, что играть станет в итоге неинтересно обоим.
Благодарю! Буду ждать ваших занимательных обзоров)
Недавно в отзывах об игре прочитал, что народ шьёт к ней мешочки для перемешивания и вытягивания вслепую жетонов, и вроде как, это связано со смещением печати на их тыльной стороне. Действительно, имеет место такая проблема? Это критично, на это надо сразу обращать внимание при покупке игры? Думаю заказать через Интернет, не хотелось бы потом возиться с возвратом и прочими неприятными моментами!
P.S. Купил на днях локализованный «Звездой» «Лас-Вегас» и пришлось вернуть из-за пересортицы и недостачи карт!
Не связано, просто мешочки удобнее — в игре раскладка утомительная — с мешками все быстрее и проще. Но смещение действительно есть да и сами жетоны с их вырубкой не блещут качеством. Поэтому можно отчасти сказать, что мешочки скрывают технические недостатки игры. При покупке на это можно обратить внимание, но обменять не получится — в следующей коробке будет, скорее всего, так же((( Нам это смещение не мешает — идентифицировать по нему конкретный тайл теоретически возможно, но сложно.
Мешочки здесь — скорее дань уважения любимой игре)
А сколько их нужно этих мешочков? Есть возможность их прикупить, потому интересуюсь!
Семь достаточно (для шестигранных тайлов).
Тоже очень хочу ее себе в коллекцию!