На этой неделе было красивое евростарье и отечественная новинка от «ГаГа».
Порт Пирей (Port of Piraeus)
Первое знакомство с игрой оставило странное впечатление. Тогда постоянно происходил «затык» во время 2-ой и 3-ей фазы (планирование дня, выставление товара), когда в зависимости от количества товаров, продавцов и покупателей, происходит изменение цен. Слишком часто приходилось отвлекаться на уточнения. Но и последующие партии не смогли «переключить» игру в ожидаемый режим получения удовольствия — фан не шел. Период «освоения» затянулся.
Совпало три фактора. Первое — правила изложены таким образом, что воспринимаются тяжело. Более того, присутствуют ошибки в тексте и картинках. Во-вторых, несмотря на отличное оформление, как по качеству, так и по арту, есть проблемы с восприятием некоторых компонентов, а также отсутсвуют некоторые подсказки на поле. В-третьих, на троих (наш основной режим) игра предсказуема.
По поводу правил — много текста и нет напоминалки — карты, где бы был изображен алгоритм образования цен — достаточно было сделать 1 такую карту, которую можно держать рядом с игровым полем, исключив путаницу при обращении к запутанному описанию в буклете.
В то же время на игровом поле с треками времени и цен есть важная подсказка, о наличии которой ни слова в правилах — нарисовано количество типов товаров для каждого цвета (на фото внизу). Мы заинтересовались инфографикой случайно, уже отыграв несколько партий — сопоставив наличие определенного цвета под каждым типом товаров. Выяснилось, что можно отслеживать, какими именно товарами располагает каждый игрок изначально, и что набор товаров у всех разный. Почему бы не сказать об этом сразу?
Было недопонимание и с двусторонними жетонами продавец-покупатель (на фото внизу). Не исключаю, что здесь виной исключительно субъективное восприятие, но выбор стороны, которая соответствует ситуации, не был для нас интуитивно понятным. По нашим представлениями обе стороны подходят для того, чтобы обозначить любую сделку, будь то покупка или продажа.
Непонятно, как хранить монеты — открыто или тайно, то есть в правилах про это ни слова, а между тем момент важный.
Есть и ошибки при верстке — о чем, правда, честно предупредили в магазине «Гага».
- Разные символы типов
- Перепутана последовательность на картинке и в тексте
По механике при игре втроем наблюдаются своеобразные качели-балансир. Соотношение продавцов/покупателей будет всегда 1:2 или 3:0, поэтому «выше» всех будет тот, кто сидит один.
Сделать так, чтобы единолично присутствовать (или отсутствовать) на рынке в качестве продавца или покупателя не сложно — лучше, когда это удается в первом же раунде. Идеальный вариант, в первый день начать продавать, в то время как остальные игроки выбирают роль покупателя. Тогда на второй день у вас есть много денег, а у ваших оппонентов их уже половина — качели запущены — вероятность того, что «безденежные» будут вынуждены идти продавать велика, в то время как вы начнете скупать сеты по меньшей цене. Если оказались в ситуации, где вас двое на одном конце — задача «пересадить» горе-компаньона. Для этого надо следить за финансами всех игроков, угадывая их дальнейшие действия (возвращаемся к вопросу как хранить деньги — открыто или тайно). Иногда получится, что все усядутся вместе, что хуже всего.
Игра предоставлена магазином GaGaGames.
Фелиния Felinia
Мы любим еврогеймы — потому что они классные, а уж еврогейм с котятками — это вообще «ми-ми-ми» 🙂
Если более серьезно, то не все еврогеймы так милы, как кажутся на первый взгляд. И «Фелиния» не самый лучший их представитель, если быть хоть немного объективным.
Главная претензия к механике подсчете очков. Есть 3 основных типа евро по этому критерию:
- Подсчет очков в процессе игры. Самое, на мой взгляд, верное и интересное решение, когда виден результат сразу, в процессе, но таких евро крайне мало. Пример: У ворот Лояна, Istanbul.
- Частично подсчет ПО происходит в процессе игры, но финальный результат можно узнать только в конце партии. Таких евро большинство, примеры повсеместно: 100 000 лет до н.э, Летопись, Замки Бургундии и многие, многие другие. Не худший вариант, конечно, но результат может быть неожиданный, хотя не ради результата в евро играют.
- Подсчет очков исключительно в финале. Тоже немного таких, но как-то больше, чем игр первой категории. Пример: Нюрнберг, Рококо.
Felinia как раз из последней категории. Чем плохо? Правила рассказывать — отдельная история, так как надо начинать с цели, потом сами правила, потом снова цели и только после этого можно приступать к игре. С играми первой и второй категории все проще, можно изучать правила в процессе игры, так как видны причинно-следственные связи. Здесь же понять, что к чему, получится только после занавеса, часто с эффектом «гром среди ясного неба», так как в евро логика действий притянута за уши. В итоге уши как правило отрываются и остаются в руках, а победа убегает к соседу слева, потому что 2 страницы подсчета ПО надо было знать, а не собирать никому ненужный хлам.
Что-то я отвлекся, извините, наболело… 🙂 На самом деле «Фелиния» игра хоть и с недостатком, о котором писал выше, но сделанная необычно — чего стоят одни кораблики, на которых купцы отправляются в новые земли (на фото вверху), и расшитый мешочек для товаров (фото внизу) — из таких мелочей создается атмосфера семейных игр, которая хоть как-то помогает справиться с нелогичностью всего происходящего на поле… вот, опять 🙂
Asara
Приятно играть в красивые игры, тем более, если это евро. «Асара» — игра яркая и эффектная, хотя игровой процесс не так выразителен, как «одежка», но тоже соответствует уровню. В нашем случае это даже наилучший формат — играть просто, а глаз радуется красоте и полученному результату: изящные башенки растут ввысь, стройка идет своим чередом, не напрягая голову и не отвлекая внимания.
Игровое поле огромно, но так завораживающе красиво, что буквально растворяешься в ярких восточных красках.
Asara лежит у нас давно и мы играли в нее в ознакомительном варианте, сейчас же захотелось разложить в версии для опытных игроков. Отличие от стартового расклада в дополнительных 2 секциях, которые существенно улучшают игру, делая ее динамичной и интересной.
В первом случае появляется действие, где можно получить открытые окна (фото внизу), которые, во-первых, дают дополнительные очки при подсчете в конце каждого года (как элементы с орнаментом), во-вторых, награждают обладателя привилегиями при финальном подсчете, когда на место претендуют 2 игрока, предпочтение отдается тому, у кого есть открытые окна. Если учесть, что спорных ситуаций в финале достаточно много, то наличие окон весьма кстати, но и цена за них немалая.
Во втором случае можно получить дополнительные карты посредников (фото внизу) — здесь даже спорить не о чем — лишние действия решают исход игры.
У нас каждый год начинался с того, что все стремились сначала получить посредников, затем деньги в банке, и после этого начиналась закупка всего необходимого для строительства.
Кстати, окна в башнях — это не новый элемент, а замена старого, то есть поверх закрытого окна выкладываем открытое (фото внизу) — башня не становится выше, но престиж ее повышается.
А еще в «Асару» легко играть, передавая ребенка с рук на руки — можно отвлечься, понянчиться и все это без ущерба для игрового процесса 🙂