В этот раз винегрет из всего: начиная от детских игр и головоломок, до ЖКИ. Такая всеядность нашего семейного хобби только радует. Более того, со временем игровой опыт позволил почти безошибочно фильтровать хорошие игры разного уровня практически исключая треш. Наверное, можно разобрать этот навык методологически, но прелесть его в том, что выбор происходит интуитивно. Кому как, а для меня интуиция всегда была наградой за опыт и знания.
A Game of Thrones LCG Игра Престолов. Карточная игра
Опробовал её скорее из любопытства. Среди всех ЖКИ она показалась наиболее доступной для быстрого знакомства по весьма прагматичным причинам:
- Локализована
- 2-ая редакция сейчас на б/у рынке стоит небольших денег, предложений на условиях «в шаговой доступности» много. На это повлиял выход 3-ей редакции и переход на неё комьюнити.
- Достаточно простые правила
- Играбельна на троих
А вот что серьезно смущало — конфликтность: игра зубастая, но всё оказалось не так страшно. Начну с правил.
Осваивается «Игра престолов» достаточно легко, игровой процесс логичен и состоит из нескольких последовательных фаз, суть которых в розыгрыше карт сначала с руки, потом из игровой области с целью нападения и защиты. Основная проблема для новичков — это изучение около 4-х десятков символов и игровых значений, встречающихся на картах. Понять их, только прочтя правила, не получилось, но после первой же партии большая часть стала ясна.
Основа игры — три типа конфликтов, с помощью которых добываются ПО и ослабляются другие дома (участники игры) — война, политика и интриги. Каждый тип имеет свои последствия — убийство героев, лишение противника карт, лишение противника ПО.
Суть игры — конфликт, но нас это не разочаровало. Всё благодаря особым условиям, как он реализован: в игру очень тонко вплетена дипломатия — собственно, именно она и придает «Играм престолов» то напряжение, за которое её, наверное, и ценят фанаты.
В фазе титулов игроки выбирают, с каким из домов они будут союзниками, с каким — врагами, а с кем в нейтральных отношениях — изменить условия можно будет только в следующем раунде. Эта игровая механика, связанная с «Титулами», уводит «Игру престолов» от прямой боевки в более интересный, стратегически и психологически насыщенный мир дипломатии, что в итоге и сглаживает негатив от неизбежных конфликтов.
Первая партия произвела хорошее впечатление. Желание повторить есть. Существенный недостаток — продолжительность — почти 3 часа. Если со временем научимся укладываться в 1,5 — игра приживется.
Бастион (Bastion)
Игра понравилась с первого знакомства, хоть мы немного отошли от кооперативов, но эта зацепила. Первый сценарий показался слишком легким — решили усложнить.
Стало интересней, напряжение возросло, стало не хватать времени и маны, регулярно приходилось балансировать на грани, не покидало ощущение, что монстры — это постоянная опасность, ни одной передышки. Игра отличная — рад, что Z-MAN взялись за переиздание, можно рассчитывать на хорошие компоненты; хотя, с другой стороны, отечественному игроку это уже не надо, многие переболели.
Что безусловно нравится, так это вариативность на уровне тактических задач. Например, ситуация на верхнем фото. Это финал, ход защитников. Было минимум 4 варианта, как и в какой последовательности убрать двух монстров, но третий все-равно пробивался за ворота. Пробовали различные схемы, но результат печальный. С другой стороны, именно такие игровые задачи и острота их решения дают искомый фан.
Следующая партия не менее напряженная — чтобы собрать 12 разноцветных кубиков и остановить «Левиафана» перед самыми воротами, пришлось планировать такую спецоперацию на 6 ходов вперед. Восторг, когда всё получилось, был огромный! «Бастион» — отличная игра!
Фэмилнастолкокэмп
Ниже, три чудесных дня, проведенных с друзьями. Можно это даже назвать семейным настолкокемпом в какой-то степени.
Диксит (Dixit)
Куда же без него? К базе были замешаны допы: «Путешествие» и «Открытие». Играли вшестером с детьми. Былого, как в начале хобби, восторга от игры уже нет, но именно в компании с детьми играть оказалось очень интересно. Ассоциации не логика, иногда возникают весьма забавные ситуации.
Картахена (Cartagena)
Исключительно в качестве разминки, но простая и безобидная в общем-то игра превратилась в жестокое соперничество. Выражалось оно в желании максимально спланировать свои действия, что растягивало даунтаймы. Пожалел, что не взял песочные часы.
Кондотьер (Condottiere)
После знакомства с ней на Лавкакемпе, решил опробовать в своей компании. Несмотря на то, что игра посерьезней «Картахены», зашла она как бравый патигейм. Блеф, на котором строили партию, оказал своё положительное воздействие — позволил относиться к серьезным вещам с легкостью.
Опять же в игре есть отличный простор для дипломатии. На создание союзов сильно влияет карта посередине стола. Посмотришь на нее и сразу становится ясно, с кем и против кого можно договориться.
Кодовые имена (Codenames) + Port Royal
В основном играли в «КИ» дети, взрослым досталась пара партий. Также у детей был популярен «Порт Ройал«. Правда последний уже поднадоел, так как есть чёткая победная схема — сначала скопить начальный капитал, а дальше — покупка дорогих карт с помощью дорогих же карт — кто быстрее и удачнее провернет, тот и победил.
Мёртвый сезон. Перекрестки Dead of Winter: A Crossroads Game
До четырёх часов утра мучил друзей «МС». Ирка разрекламировала игру, как самую любимую и вообще «ВАУ!», а потом просто ушла спать :-))) Я её, конечно, попросил на следующий день так не делать, но в тот момент выбора уже не было — либо мы играем сейчас, либо другого подходящего случая уже не будет.
Взяли один из самых лёгких и коротких сценариев для начала (по моим представлениям часа на 2), но через 2 часа прошли только 2,5 раунда, в течение которых я уже физически устал объяснять, кто, что, где, когда и как может сделать и почему. К своему разочарованию слишком поздно осознал, что если объяснять её с нуля и малоподготовленным участникам, то нюансов там столько, что жуть.
Ни о какой атмосфере в таких условиях речи быть не могло, а ведь ради неё мы в «МС» и играем. Удовольствие наступило только тогда, когда всё это закончилось… наконец-то.
Что же, игра провалилась в нашей компании, останется только для семейной коллекции. Также для себя сделал важные выводу по правильному позиционированию подобных игр. Отрицательный опыт тоже важен.
Корова 006 (Category 5)
Тут как раз всё хорошо. Игра знакома, любима и понятна. Все вовлечены и все довольны.
The aMAZEing Labyrinth (Сумасшедший лабиринт)
Играли смешанным составом с малышами. Игра всем понравилась, мне в том числе.
Лабиринт сдвигается по горизонтали и вертикали, тем самым постоянно меняясь. Каждому выдается несколько карточек со скрытыми заданиями, нужно пройти лабиринт по своим картам и вернуться на место. Игра на пространственное мышление, простая, интересная и красивая.
Весьма удачная семейная настолка, если у вас маленькие дети. Удивляет только цена на неё — совсем не детская.
Дядюшкина ферма
Это головоломка. Не глупая и красивая. На поле размещается несколько стартовых фрагментов и нужно заполнить его остальными так, чтобы не оставалось пробелов. Вариативность и сложность стартовой раскладки поистине огромна.
В принципе, ничего особенного, и я бы не писал про неё, если бы не оформление. Сделана она очень сочно и качественно. Настолько, что руки сами тянутся поиграть. Правда! Мимо пройти невозможно, не заметить её в комнате тоже, постоянно кто-то её собирал и решал. Взрослые, дети, в том числе и Федос, которому сейчас полтора года, наигрался с ней вдоволь. Кстати, детали тоже легко находятся, они прям «светятся» среди других игрушек — классная семейная головоломка.
Сопротивление (The Resistance)
В «Сопротивление» отыграли несколько партий, показалась в этот раз слишком предсказуемой. Уже настолько в неё навострились, что играть за предателей нереально — вычисляются на раз-два. Карты дополнения не исправляют, а только усугубляют ситуацию. Поэтому отодвинули «Сопротивление» в сторону и перешли к более сбалансированному «Авалону».
The Resistance: Avalon
В «Авалоне» всё намного сложнее и интереснее, благодаря ролям и необходимости для «хороших» защитить Мерлина, помимо выполнения миссий. Подробнее о механике и игре можно почитать в обзоре. На данный момент это одна из 2 лучших командных игр типа «Мафии», с которой мы знакомы и в которые с удовольствием играем.
Нечто из глубокой бездны (Stay Away)
Вторая из списка «лучше «Мафии». Чем чаще играм, тем сложнее становится играть за «Нечто». Даже поставили рекорд — сумели сжечь «Нечто» на втором круге. В отличие от «Авалона» в «Нечто» есть что-то от ужасов и триллеров — ты до последнего момента сомневаешься, кто есть кто. Особенно забавно быть в роли незараженного с единственным огнеметом — 2 «лагеря» убеждают и прессуют тебя так, что теряешь всякую логическую нить происходящего, сомневаясь до последнего момента.
Вообще, игроков с огнеметом приходится бояться больше, чем «Нечто» — после заражения останешься в игре, а после огнемета — нет.
Стальная Арена. Бои Роботов по Пятницам (Steel Arena: Friday Night Robot Fight)
Играли 2 партии на четверых — каждый сам за себя. Первая была — 2 мальчика и 2 девочки — игра не зашла.
Вторая была исключительно в мужском коллективе — игра пошла. Пожалели только об одном, что не выбрали сразу командный режим, каждый играл за себя. Так же забавно, что избегали боев, стараясь для начала обвешать роботов модулями (это само по себе тоже интересно), но игра быстро закончилась. При этом роботы были нафаршированы, а трофеев имели слишком мало.
Игра показалась очень быстрой, но тактические решения, которые она предоставляет на поле, интересные — это увлекает, вызывает даже азарт, хоть ставки делай, то есть со стороны за действием тоже интересно наблюдать.
Мнение
- A Game of Thrones LCG -просто осваивается, интересно, но долго играется. Чувствуется огромный потенциал для освоения. 9/10
- «Бастион» — отличный кооператив, сложные уровни играются на пределе, от этого удовольствия ещё больше. 10/10
- «Диксит» — хорош как всегда. 9/10
- «Картахена» — партия получалась не к месту заумной и долгой. 7/10
- «Кондотьер» — блеф создал отличное настроение, дипломатия возможность весело пообщаться. 10/10
- «Кодовые имена» — бесконечный по реиграбельности патигейм. 10/10
- «Порт Ройал» — стала надоедать. 6/10
- «Мёртвый сезон. Перекрестки» — провалилась игра в нашей компании. Жаль 🙁 3/10
- «Корова 006» — замечательная — хочешь считай, хочешь надейся на удачу. 9/10
- «Сумасшедший лабиринт» — неожиданно отличная семейная игра для родителей и малышей. 9/10
- «Дядюшкина ферма» — качественная и красивая головоломка. 8/10
- «Сопротивление» — действия предателей предсказуемы. 7/10
- Avalon — шедевральный командный патигейм. 10/10
- Нечто из глубокой бездны — играть за «Нечто» становится всё сложнее и сложнее, а участников с «Огнеметом» начинаешь бояться сильнее заражения. 9/10
- «Стальная Арена. Бои Роботов по Пятницам» — игра раскрылась при игре исключительно мужским составом. 10/10
О, и у вас FFG-шная коробочка Кондотьеров, поздравляю 🙂
Очень люблю эту игру, жаль, что играть в неё интересно только от 4 и более игроков.
Кстати, вот также советую для более интересного игрового процесса. Это фановый доп, который я нашёл на BGG и перевёл.
http://tesera.ru/images/items/805293/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D1%82%D1%8C%D0%B5%D1%80.%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%B9%20(Small).pdf
Не скажу, что он совсем обязателен, но добавляет неожиданностей и атмосферы.
Специально искал в Питере игру от FFG, она исполнена лучше, компактней и приятней локализации.
Доп интересный, по крайней мере, описание способностей персонажей заинтриговало. Взял на заметку, спасибо, но мы пока не наигрались в базу)))
Да, меня тоже очень порадовало, что авторы придумали несколько вариантов игры. Например, на очки и захват занятых областей мы вообще не играли (честно говоря, из-за того, что игра точно затянется надолго), а в скрытые карты только раз или два.
Ещё давно перед покупкой я пробовал играть в Игру престолов настольную и после Кондотьера понял, что тот на самом деле удобная по времени и компактная версия Игры (несмотря на то, что Кондотьер старше). Пусть механики разные, но суть-то одна — захват территорий. А зачем изучать все нюансы 30-страничных правил, если можно сыграть за то же время несколько партий с не меньшим удовольствием (на мой взгляд, намного большим).
«А зачем изучать все нюансы 30-страничных правил, если можно сыграть за то же время несколько партий с не меньшим удовольствием (на мой взгляд, намного большим).»
Очень спорное утверждение)))))
Странно, оставлял вчера комментарий, а он не сохранился…
Вот, держите фан-расширение для Кондотьеров. Я его взял с BGG и сделал перевод. Он необязателен, но позволяет сделать игру интереснее и менее предсказуемой (для тех, кто уверен в своей победе, конечно). http://tesera.ru/images/items/805293/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D1%82%D1%8C%D0%B5%D1%80.%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%B9%20(Small).pdf
Всё сохранилось, просто незарегистрированные в Дискусе участники проходят модерацию на каждый комментарий. Иногда у меня не получается быстро отреагировать на новые комменты((((
Спасибо за настойчивость!
PS. Зарегистрируйте аккаунт в Дискусе — ваши комментарии будут публиковаться сразу же без премодерации и вы сможете удобно следить за темой))))
Везет же! Можно купить одну игру в жанре «евро» и решить вопрос раз и навсегда. А чего? Одно и тоже ведь — выставляешь рабочих, собираешь ресурсы, получаешь дополнительные возможности, снова рабочих ставишь и т.д. Если бы всё так просто было… ))))
Вот есть у нас 2 игры одного автора и по сути своей одно и тоже — «Агрикола» и «Каверна», но играются они абсолютно по-разному, хотя механика, задумка и авторский стиль в них идентичны.
Настольные игры многогранны, каждая из них несет свой неповторимый фан — в этом, наверное, их смысл. Другой вопрос, кому, что надо? Дело личное, чем больше играешь, тем сложнее остановиться, тем интересней находить нюансы, тем тоньше удовольствие.
А вот выбор, да, всегда лучше делать тщательный, только критерии (главные аспекты), по мере погружения в хобби, неизбежно меняются. Еще год назад мы, например, не рассматривали игры с открытым конфликтом, теперь, смело выбираем и среди них.
Именно потому, что они многогранны и хочется иметь почти каждую, о которой читаешь) Но тут ввязывается сперва финансовая сторона, с которой сложно поспорить, а если она пройдена, то ей на смену приходит время — как играть во все игры, где найти время на каждую? И даже если есть время, то не всегда есть место или компания заинтересованных людей. При выборе игр, хочу я того или нет, в первую очередь задумываюсь над тем, кто и где захочет играть в это со мной. И так потихоньку отсеиваются мои запросы.
Отличается ли Каверна от Агриколы — не сомневаюсь, нужны ли мне эти игры, если они будут просто лежать на полках — точно нет. Потому я и написал про выбор по схожим параметрам. Не потому что одна игра лучше другой, а просто одна уместнее и будет точно играться.
Постепенно проснулся интерес к более сложным играм, к евро, где есть разные пути достижения цели и т.д. Рад, что и друзья постепенно углубляются, быть может, со временем придет время Агриколы или Каверны, хотя сейчас разбираться в 3 кг дерева, картона и бумаги я бы не стал)
Вот мы и подошли плавно к главному — нет плохих игр и хороших, есть те, которые интересны в данный момент конкретному игроку. Издатели и магазины в открытую живут на этом)))), а нам остаётся лишь делиться игровым опытом, чтобы правильно распределять своё время и финансы)))
Ну, тут не совсем соглашусь. Есть плохие игры, это факт. В первую очередь при отсутствии баланса или с недоработанной «дырявой» механикой. Да, бывает так, что при кривой механике игра может быть милее идеально проработанной, где дыры выступают за «душевность» в глазах почитателей против «сухости и техничности» доработанного «оппонента», но факт остается фактом — сырой продукт уже не будет хорошей игрой. Во всяком случае, я так считаю. По моему опыту, если игру хочется хоумрулить вопреки правилам, то с ней уже точно что-то не так.
У вас опыт больше моего, интересно ваше мнение на этот счёт.
А что тогда «хорошая игра»? По моим ощущениям только та, что даёт фан. Но смех в том, что фан субъективен. Есть примеры сырых, но фановых игр, например «Урбис» https://www.nastolki-na-polke.ru/obzory/urbis-rajon-na-rajon/ . Есть примеры идеальных как по внешней, так и математической реализации игр, но которые абсолютно не фановые для меня — например, «Нью-Йорк 1901».
С хоумрулами тоже не все понятно. И в хороших играх приходится правила под себя изменять, например, в «Андоре» https://www.nastolki-na-polke.ru/nastolnye-igry/andor/andor-igra/ .
Игры настольные не имеют объективной оценки по каким-то техническим критериям, важны исключительно эмоции, которые они вызывают или нет, а реакция всегда уникальна. Хотя влияние на неё можно оказывать, за примерами тоже далеко ходить не надо, достаточно массовые обмороки обладателей «Серпа» изучить на «Тесере»))))
Складывается впечатление, что говорим об одном и том же, только называем по-разному.
Знакомство с правилами не дает объективной оценки. Можно соотнести используемые механики со своим опытом и отметить для себя возможные проблемы. Полная оценка получается, к сожалению, только тогда, когда использованы все переменные, то есть, когда уже сыграешь и то не один раз — просчитать вероятности исключительно ознакомившись с правилами? Ну, не знаю, может кому это и под силу. Попробуйте оценить «Громовой камень» делая выводы исключительно из правил. Скорее всего будет так: — О! Колодострой! Знакомо! Ух ты! С монстрами еще надо биться! Интересненько.
Это при условии, что с декбилдингом уже знакомы и есть с чем сравнить, а если механика уникальная, например, которая встречается в «Бонанза»? Чего тогда делать? Там же правила по сравнению с традиционными играми, где нужно собирать и «отжимать» у соседей полный бред — как это — предлагать в дар?! )))) WTF!? А на деле играется весьма замечательно.
И, конечно же, есть игры, которые приобретаются из-за темы исключительно, сам неравнодушен к играм про Египет, например.
Но всё это лишний раз доказывает, что ищем мы фан в играх, а вся «объективность» только лишь наше внутренний настрой на его получение. Со временем «настройки» меняются, иногда «сбрасываются» чуть ли не до заводских))), но цель неизменная — найти не самую объективно крутую, но ту самую, которая принесет удовольствие, от которой «вшторит» именно тебя.
Да, я полностью с вами согласен 🙂
Просто я считаю, что плохие игры существуют вне зависимости от того, как их воспринимают сами игроки. То есть объективно игра может быть выполнена на коленке и работать только с кучей костылей (чем Кикстартер и славится, судя по славе подобных проектов), но субъективно у неё найдутся поклонники, которые души в ней чаять не будут. Это моё понимание понятий)
Как воспринимается «Кондотьер» женской половиной компании, ведь арт в этой игре далёк от мимишности? Кстати, сама игра заинтересовала, хотя прочитав правила, показалось, что она проще простого!
Никто в обморок не падает. В сравнении с «Мёртвым сезоном» оформление весьма мимимишное))) . Да и это не главное. Игра нравится, арт соответствует тематике.Правила простые, но сложность ей придаёт дипломатия, общение между игроками. В этом, к сожалению, её слабость — если компания необщительная подберётся, то не зайдёт.
Аналогичная ситуация произошла у меня с «МС». Дома сыграли с женой — чудесно. Попробовали в компании и не зашла. Я думаю причина в том что компания была настроена играть в игры с евро уклоном, где надо просчитывать ходы, собирать сеты и т.п. Все таки в «МС» много нюансов в правилах и пока в них неподготовленный игрок разберется, он не успевает почувствовать вкус игры, ее события, отыграть роль. Когда я зачитывал карты перекрестков, игрокам явно было не интересно. Позже попробую дать еще один шанс игре.
Любопытно, но карты «Перекрестков» тоже не вызвали никакого волнения, то есть, читаешь их проникновенно и видишь, что никому не интересно. Вернее, никто не понимает для чего это? А между тем, текст важен ни менее, чем все движения на поле. И да, деталей слишком много в правилах — это сильно отвлекает новичков — сложно требовать в таких условиях соблюдения атмосферы и погружения в художественный текст на картах(((
Но закончить игру после прочтения первой карты перекрестки, не увидев интереса в глазах играющих, тоже нельзя! У меня тоже был аналогичный случай.. с домашними заходит на ура. Приехли гости и с объяснениями = она им показалась скучной… не получилось атмосферы.. Еще как «назло» в тот раз все перемещались без укусов никто не погибал все шло ровно и гладко.. Выпавшая мне роль предателя не позволила колонии выжить, но все равно в целом атмосферы не получилось..
К МС надо быть готовым