«Покорение Марса»: симулятор терраформинга в жанре Sci-Fi

Terraforming Mars Покорение Марса

Настольная игра Terraforming Mars (в локализованной версии «Покорение Марса») ставит перед игроками нелёгкую, но интересную задачу сделать мёртвую планету пригодной для жизни. В увесистой коробке скрывается научно фантастический сюжет, вшитый в симулятор терраформинга и материализованный в пластике и картоне. Остроты добавляет фактор соперничества, а также множество стратегических и тактических решений. Игра получилась крепкая и увлекательная, но не идеальная — есть чем восхищаться и разочароваться. Из обзора узнаете плюсы и минусы.

Как терраформировать?

Ключевое слово – «карта». Карты разыгрываются с руки, применяются их эффекты или действия – это основной способ получения ПО, плюшек, и возможностей для терраформирования (изменения планеты с целью сделать её пригодной для жизни).


Дисклеймер — фото компонентов и игрового процесса обязательно будут, но чуть позже. Сижу на даче, камера и фотоархив остались в городе. Сори.


Также задействовано игровое поле в виде настоящей карты Марса, на нём собственно и происходит терраформирование: выкладываем жетоны океанов и озеленения, повышаем температуру и уровень кислорода. В общем, развиваем и меняем ландшафт в тесном взаимодействии с другими участниками глобальной колонизации.

Есть ещё личные планшеты, отображающие ресурсы, которые требуются для различных покупок и активации купленного. Игроки поочерёдно разыгрывают карты с руки, применяют их действия, выкладывают гексы территорий на карту. Игра заканчивается, когда на планете появятся 9 океанов, кислород достигнет 14%, а температура +8 по Цельсию.

Краткое руководство

Большую часть времени вам предстоит взаимодействовать со своими картами: изучать их, комбинировать, всесторонне оценивать потенциал и своевременно вводить в игру. На них строится игра и они же отнимают большую часть времени.

Более 200 карт разделены на 4 типа:

  1. Карты корпораций. По легенде – освоение Марса идет с помощью могущественных корпораций, при подготовке нужно будет выбрать одну. Корпорации на деле не так могущественны, как хотелось бы, но тот маленький бонус, кроме начального капитала, который они дают, будет действовать всю игру. То есть, еще на этапе выбора корпорации нужно подумать о стратегии. Например, можно получать плюшки при розыгрыше определенных карт или событий. Получать скидку при розыгрыше меток «энергии» или финансовый бонус при строительстве городов. С другой стороны, и хорошо, что мощь корпораций не столь фатальна, это даёт возможность корректировать стратегию в любой момент.
    2. Карты событий. Обозначены красным цветом. Дорого стоят, но обладают мощным эффектом. Эти карты как «дрова», которые использовал Док для ускорения поезда в фильме «Назад в будущее». С их помощью можно моментально изменить ситуацию – разогреть планету на 2-3 градуса, выложить пару жетонов океанов. Розыгрыш событий заставляет соперников отвлечься от своих дел и оценить важные изменения на планете. И вправду, не заметить падение астероида и проигнорировать его последствия верх безрассудства.

    Terraforming Mars Покорение Марса

    Красные карты как «дрова», которые использовал Док для ускорения поезда в фильме «Назад в будущее»

    3. Технологические карты – зеленые. В чистом виде тактика. Именно они и будут двигать вашу карьеру управляющего корпорацией. Это трудовые лошадки, которые быстро устают, но дело своё знают. У зелёных карт две основные задачи: а) увеличить производство ресурсов, чтобы использовать новые карты; б) дать возможность создавать эффективные комбо. Символы на картах и эффекты взаимодействуют. При грамотном использовании казалось бы «дешёвая» карта даст стремительный результат, вызвав серию реакций, и, наоборот, «дорогая» может показаться стрельбой по воробьям из пушки.
    4. Активные карты – синие. Это особый отряд – карты стратегического назначения, именно к ним привязывается стиль игры, планы на будущее и надежда на победу. Эффекты «синих» действуют постоянно и, кроме того, также комбятся как и зеленые по символам. С их помощью либо накапливаем ПО, либо получаем различные плюшки – снижаем стоимость, получаем бонус при розыгрыше других карт и действий.

Евро

Не забываем также прокачивать личный планшет, получая различные ресурсы. Механика близка к еврогейму, вместо рабочих — карты.

Карта Марса

Карта Марса скромнее по своим игровым возможностям, чем игральные карты, но по остроте им не уступает. Здесь царствует механика контроля территорий со всеми своими прелестями – взаимодействие, тактика, острота соперничества, динамика.

Земли Марса осваиваются четырьмя типами гексов:

  1. Океаны – никому не принадлежат, но приносят ПО выложившему игроку, а также дополнительные плюшки.
  2. Города – самые дорогие и интересные в плане тактики гексы. Сам по себе город не даёт владельцу ничего, но в окружении лесов приносит 1 ПО за каждый соседний зелёный участок. При этом не важно, кто посадил леса, ПО начисляются только владельцу города. Умение в нужном месте и в нужное время отстроить город, как правило, даёт приличный бонус в финале.
  3. Озеленение (леса) – повышает уровень кислорода и влияет на финальный подсчет ПО. Выгодно создавать леса вокруг своих городов.
  4. Специальные жетоны – их позволяют выложить некоторые карты и, кроме получаемого владельцем бонуса, они занимают место на Марсе, ограничивая тем самым возможности других игроков и повышая ваш статус собственника.

Осваивается игра легко, правила изложены последовательно и позволяют быстро вникнуть в детали ещё на стадии изучения.

Позитивные впечатления

Сеттинг – научная фантастика, космос

Научная фантастика — жанр серьёзный, для создания реалистичного мира требуется рациональный подход и обширный набор знаний. К слову, автор игры — Якоб Фрюкселиус имеет кандидатскую степень в области химии, а также диплом преподавателя физики. По перечисленным причинам или нет, но игра получилась логичной и обладающей нужной для выбранного сеттинга четкостью. Почти как методическое пособие по терраформированию Марса: растительность увеличивает кислород, вырабатываемое тепло разогревает атмосферу, животные сокращают производство растений, но прибавляют доход и т.д и т.п. Игровой мир рационален, что позволяет наслаждаться им в полной мере — по крайней мере, за уши не притянуто.

Атмосфера

«Терраформинг Марс» завораживает как хороший фантастический фильм, книга или компьютерная игра. Тема и реализация вовлекают, создаётся ощущение, что вы действительно терраформируете планету, изменяете её земли, климат, развиваете флору и фауну и делаете множество усилий, чтобы она стала в итоге пригодной для жизни.

Интересные комбинации, хороший баланс

Карты дают дополнительные возможности при использовании их в различных комбинациях. Для этого на них нанесены символы. Разыгрывая карты с определенным набором символов вы получаете доступ к бонусам. Например, N накопленных символов «открытий» даст возможность ввести в игру недоступные до этого «вкусные» карты, символы «производства» позволят в какой-то момент заявить о награде и т.п. Комбинаций много и они всякий раз интересно сочетаются.

Контроль территорий

Карты отнимают львиную часть времени и может показаться, что именно от них зависит победа, но это правда лишь отчасти. Судьба Марса и ваша судьба как успешного менеджера корпорации разыгрывается не на уютненьком планшете и в личной игровой зоне, а непосредственно на планете. От вашего умения быстро сориентироваться на меняющемся ландшафте и освоить первым выгодные территории будет зависеть 60% успеха.

Например, часто зелёные участки, отстроенные другими игроками бывают так притягательны для создания городов, что выгодно отложить в сторону планируемые карты и на последние деньги отстроить поселение прям посреди живописного или потенциально интересного места. В любом случае – вкладывать в недвижимость выгодно, карта Марса не такая уж и большая и любой жетон на ней — это возможность, которую вы отнимаете у соперника. Это в идеале, конечно, а в живой игре соперники также не упустят шанса подселить рядом с вашим чистейшим лесом колонистов, используя в своих интересах ваши кровные кредиты, отданные на общее дело.

Взаимодействие между игроками, умеренная конфликтность

Тема для нас больная. Может показаться, из предыдущего абзаца, что карта Марса — место конфликтов и взаимных упреков, но спешу успокоить – ничего подобного. Безусловно, бывает порой сильно обидно, когда рядом с твоим городом, а то и двумя, по чьей-то алчной воле начинает извергаться вулкан, но, положа руку на сердце, понимаешь, что будь ты на месте недоброжелателя, сделал бы то же самое – жизнь на Марсе не сахар.

Так же важно, что вы не убираете уже терраформированные земли, а только осваиваете соседние участки. То есть, создавая красивый лесок и сеть городов под своим началом, нужно понимать, что разрушать вас, разумеется, никто не будет, но право на соседство есть у каждого. По этой банальной причине со временем начинаешь уже сам избегать провокаций и не городить такие заманчивые для посторонних места.

Ещё один важный игровой момент связан с влиянием глобальных параметров на всех игроков.Параметров всего три: 1. Температура планеты; 2. Количество океанов; 3. Количество кислорода. Многие карты доступны для розыгрыша только в тот момент, когда они соответствуют одному из требований.

Например, игра начинается с кислородом 0%, а у вас на руке выгодная карта, которая станет доступна, когда на планете кислород достигнет 2%. В таком случае вам будет приятно не только озеленять планету самостоятельно, тем самым приближаясь к нужным 2%, но и когда соперники начнут действовать  в том же направлении.

Также глобальные параметры имеют цепную реакцию: например, разогрев планету до определенного градуса вы сможете на своем планшете увеличить производство тепла или выложить на карту бесплатно жетон океана. Этот бонус нужно суметь «поймать», опередив конкурентов. В таком случае имеет смысл подкопить ресурсов или прикупить нужные карты для форсированного апгрейда вместо того, чтобы медленно подходить к столь заманчивой метке на шкале.

Возможность для коммуникации есть не только на поле, но и посредством разыгрываемых карт. Здесь 2 варианта – либо вы что-то отнимаете у соперника в свой ход, либо получаете бонус, когда соперник ходит.

В итоге, «Терраформинг Марс» оказался идеальным для нас вариантом в плане взаимодействия и конфликтности. Есть острота, присутствует конкуренция, но нет агрессии и вражды. Большую часть игрового времени проводишь в своих картах и отслеживаешь глобальные критерии, которые прокачиваются совместно. В то же время, периодически требуется участвовать в распределении территорий на карте Марса, но без сталкивания лбами — чужие земли никто не берет, терраформация только на новых.

Реиграбельность, стратегические и тактические возможности

Стратегия – это прежде всего разыгранные карты, особенно действия (синие). Тактика — зелёные и красные карты, а так же борьба за место на игровом поле.

Важно, что стратегические решения не столь фатальны, то есть можно при просчётах её достаточно гибко корректировать. Например, не привязываться к свойствам выбранной корпорации или начать прокачивать «энергию» с приходом нужных карт вместо изначально намеченной «стали». Всегда найдётся верный курс и возможность его реализовать. С учетом комбинаторики карт и возникновением последовательностей эффектов, удачная стратегия почти сразу приносит приятные плоды.

Тактика также разнообразна, особенно в связке карты + игровое поле. Казалось бы маленькие победы на карте Марса дают в итоге большие дивиденды, тем самым компенсируя допущенные стратегические просчеты. Именно карта Марса заставляет держать игру в напряжении до самого конца и не опускать руки в самой, казалось бы, безвыходной ситуации.

С базовой комплектацией играли один раз, со второй партии ввели дополнение «Эпоха Корпораций». Это расширение делает корпорации сильнее, вносит в игру больше стратегических решений, тем самым раскрывая ее.

Динамика и время партии

Партии развиваются динамично, по нарастающей, темп есть. Каждое поколение (раунд) открывает новые возможности – планета развивается, на руку приходят новые карты. Отыграно уже более десятка партий и ни разу не заметил «провала» темпа, только вперёд, каждая партия оказалась захватывающей и по-воему интересной! Впечатление от игры весьма насыщенное, много возможностей, много событий. Планета развивается стремительно, подгоняя тем самым участников к действиям. Наверное, по этой причине 2 часа игрового времени пролетают незаметно на одном вдохе и выдохе.

Варианты игры на двоих и игра с драфтом

В дуэльном варианте играется полноценно, без костылей. Сохранены все плюсы, динамика, субъективно, выигрывает (сокращается ожидание хода). Из особенностей – на руке скапливается большое число карт, обостряется конфликтность. Стремишься разыграть карты, цель которых помешать развитию оппонента.

Вариант игры с драфтом также интересен. Растет взаимодействие, появляется возможность более внимательно отслеживать планы и действия соперников. Часто выгодно не дать оппонентам некоторые карты, ввести их в оборот самому, даже ценой корректировки уже выбранной стратегии, или просто сбросив, не выкупая.

Есть ещё соло-вариант, но я пока не испробовал его.

Негатив

Ожидание хода «не лечится»

Ну просто «чудовищные даунтаймы», причем опыт не спасает. Можно натренироваться и минимизировать время ожидания, но искоренить ситуацию по-моему невозможно. Дело даже не в игроках, а в самой механике. Вы можете обдумать действия заранее, но к моменту, когда подойдёт очередь, ситуация изменится несколько раз – сдвинутся глобальные параметры, произойдёт терраформирование на планете. Предвидеть все варианты развития невозможно, поэтому сколько бы вы не подгоняли оппонентов и не винили бы их в параличе анализа, сами рано или поздно окажетесь таким же тормозом.

Дизайн и эргономика

Оформление не выдержано в едином стиле, картинки на картах в своём большинстве «из клипартов», поле не вызывает никакого воодушевления. Многообещающая коробка содержит внутри портотип в плане оформления – выглядит странно, местами нелепо и точно не соответствует потраченным на покупку деньгам.

По качеству компонентов претензий нет к гексам и полю – картон хорош, «лён» даже есть. А вот карты подкачали – тонкие, протекторы потребуются с момента «рождения», учтите это заранее. То есть, цена игры снова возрастёт (((

Пластиковые компоненты на любителя. Крашеный пластик эффектно выглядит на фото, «пуская» марсианскую пыль в глаза. В жизни же со временем краска царапается, компоненты лёгкие и «скользкие» из-за глянца, перемещать их с планшета в запас мучение – норовят выскочить их руки и разлететься по столу.

Последний «гвоздь» — это планшеты игроков: оформление, мягко говоря, скромное, но самое главное, что пользоваться ими сложно – пластиковые маркеры постоянно сбиваются с неудобных шкал. В идеале, придётся использовать накладки на планшет… и снова цена игры растёт (((

Прискорбно, но в плане тактильных ощущений и «дружелюбности интерфейса» «Терраформинг Марс» образцовый антипод, местами просто-таки вызывает раздражение (касается только момента использования личных планшетов, чтобы избежать возможный негатив, подумайте всё-таки о накладках из акрила или фанеры).

Стоимость

С учётом указанных выше косяков издания и необходимостью «доработки напильником» (протекторы, накладки) цена разочаровывает. С одной стороны, вы платите за продуманную идею и честно её получаете, но оформление не дотягивает до заявленной планки. В итоге, вы переплачиваете. Самое забавное в этой ситуации, что гик поймёт и простит, поворчит, но деньги даст, а на большую аудиторию игра и не рассчитана.

Мнение

Terraforming Mars «Покорение Марса» — отличная настольная игра. Несмотря на погрешности дизайна она шедевральна – поиск и реализация оптимальных комбинаций карт и борьба за территории на игровом поле доставляют высшее удовольствие. Глубина, баланс и динамика делают её увлекательной и дают с каждой партией новый игровой опыт и отличный фан. Сочетание стратегических и тактических возможностей при тесном, но не агрессивном взаимодействии дают ощущение симулятора по терраформированию, игра атмосферная. Если вы ещё не раскладываете её, то зря теряете время.

Плюсы:

  • Сеттинг, научная фантастика, Марс
  • Атмосфера
  • Баланс и комбинаторика карт
  • Есть элемент евроигр с «прокачкой» ресурсов на личном планшете
  • Удачна реализована механика Area Control, карты и захват территорий отлично дополняют друг друга
  • Взаимодействие между игроками без агрессии
  • Глубина стратегических и тактических возможностей
  • Реиграбельность
  • Динамика партий
  • Простота освоения

Минусы:

  • Длительность ожидания хода
  • Дизайн и реализация не проработаны
  • Стоимость высокая с учётом необходимости самостоятельной «доработки»
ПроблемыНегатив.Это общий показатель "заморочек" связанных с игрой: сложность правил, сложность игры, конфликтность0,6
Сложность правилСложность правилХорошо изложены, логичны0
Сложность игрыСложность игрыПриготовьтесь много думать1
КонфликтностьКонфликтностьБольше, чем в евро, но меньше, чем требует "захват территорий"1
Общее впечатлениеПозитивОбщий показатель радости от игры9,25
ОформлениеОформлениеСтранное7
АтмосфераАтмосфераОщутимая10
РеиграбельностьРеиграбельностьВысокая10
Общее впечатлениеВпечатлениеОгонь!10
РейтингРейтингПозитив-негатив=рейтинг8,65
Время игрыВремя игры, минНа троих, включая подготовку и сборы120
КомпанияКомпания, чел.Играли вдвоём и втроём - отлично!2-5
Место для игрыСколько местаСредний столДостаточно компактная

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
  • Machairod

    Алексей, с возвращением! Дано ждали твоих обзоров!
    Марс хорош, но он, судя по обзору, нацелен на более гиковскую аудиторию.
    Как он, на твой взгляд, в сравнении с подобными играми (Поселенцы, Битва за галактику, Нью Эра).
    Будешь ли вписываться в дополнения к Марсу — Венера и Эллизий?

    • Привет! Спасибо, что заглядываешь)

      Не то, чтобы он нацелен, просто он так реализован, что привлечь внимание может скорее увлеченных игроков. Из «Поселенцев» можно было сделать «гиковскую» игру, а сделали ведь семейную, хотя «Марс» в сравнении с ней не намного сложнее. Думаю, что вопрос скорее в маркетинге и мотивации. «Поселенцев» делали профи, которые приложили максимум усилий, чтобы увеличить аудиторию, а «Марс» любитель (Якоб Фрюкселиус организовал собственное издательство). Результат от неопытности, как мне кажется. Другой вопрос, что автора всё устраивает, да и сообщество в целом — доказательство второй тираж.

      Поп допам вписался, тут без вариантов)))))

    • Дмитрий Калинин

      По механике игра совсем не сложная, может немного сложнее Поселенцев, тематика у неё менее универсальная — это есть, не всем нравится такая научность в настолках, но если проникнуться то игра очень радует своей атмосферностью.

      Оформление спорное, не могу не согласиться, но вот лично мне очень нравиться, на многих картах используются обычные фотографии и снимки NASA, что лично мне придаёт определенный настрой ещё до начала игры. Да, в живую смотрится игра лучше чем на фото, до получения своего экземпляра тоже оформление игры не нравилось.

      • Можно только позавидовать, мне пришлось к оформлению просто привыкнуть ((( Как себя ведёт крашенный пластик? У нас серебристые «пятёрки» почти все в царапинах.

        • Дмитрий Калинин

          Если честно, то в тупик поставили вопросом, даже не обращал внимания)
          Посмотрел, после 9 партии пока всё нормально.

  • Pacificateur

    на счёт накладок на планшеты. отсутствие оных критично для неуклюжих или для размахивающих руками во время игры игроков, а таких я думаю очень мало.
    тогда и Through the Ages туда же. и Эклипс и Терра Мистику записываем.
    несерьёзная претензия.
    можно было как в серпе сделать, но это удорожило бы цену.
    и кому она нужна будет?

    а на счёт протекторов: многие и так одевают игры в протекторы независимо от качества карт.

    так что никакой доработки напильником не требуется.

    с кубиками ресурсов после 5 партий всё нормально. нужно будет присмотреться. может не заметил (играл в копию товарища). свою пока что не раскладывал, но приехали хорошими. думаю ничего с ними не случится.

    • Статистики по количеству «неуклюжих или размахивающих руками» среди настольщиков у меня нет))))), но есть опыт игры в евро с большим количеством компонентов и, поэтому, есть с чем сравнить.

      Пластик в «Покорении Марса» проигрывает традиционному дереву — он легче, мельче и скользит. В итоге, часто бывают ситуации, когда просто берешь 4-5 единичек и они разлетаются в разные стороны сбивая маркеры на планшете.

      Усугубляет ситуацию, что у нас маленький ребенок параллельно «ведёт» свою игру, соответвенно, на планшет может прилететь внезапно кубик от которого как шары в бильярде отскакивают маркеры. В Терра Мистика комоненты из дерева, массивные и шершавые, «снаряд» маленького сорванца не приносит такого разрушения (проверено).

      Не все играют с детьми, возможно, проблема чисто наша, но все задевают стол ))) Мне показалось, что компоненты слишком лёгкие и требуют адаптации. Дерево удобнее и практичнее.

      На счет протекторов тоже сложилось своё мнение: протекторы не должны быть обязательным условием использования карт. То есть, карты должны «прожить» минимум 2-3 партии без них. Это нужно, чтобы протестировать игру и отказаться от неё, в случае если не подойдёт, без потери товарного вида. «ПМ» может такого не выдержать и это надо учитывать.

      • Дмитрий Калинин

        На счёт накладок полностью согласен, на мой взгляд именно в этой игре они очень нужны, ладно бы ты просто на треках что-то кубиками отмечал, но тут ведь на планшетах и все ресурсы складываются, шанс что-то сдвинуть очень большой

  • Catman

    Алексей, приветствую!
    С возвращением в мир настолок! Рад снова читать твои обзоры и замечательно, что он о «Покорении Марса». Много о ней написано, но все равно интересно прочесть новое мнение. Буду пробовать соло-режим, в ожидании компании. Зацепила меня игра ещё на стадии её обсуждения и вписался в предзакас «Лавки игр». Может и допы нужны, но как-то боязно тратиться на них, не обкатав игры. Купить всегда успею. Вот о чём жалею, что на предкаказе не раскошелился на планшеты, а вдеь «Лавка игр» уговаривала купить! Постараюсь быть аккуратным! 🙂

    • Привет. Спасибо, что заглядываешь!

      И без допов всё замечательно, необходимости в них нет. Ради спортивного интереса если — без них в основную коробку играть не переиграть.

      Планшеты не взял как и ты по предзаказу, но не жалею. Просто решил, что нет необходимости брать 4 штуки — мы не играем таким составом — дешевле и быстрее взять три. Так что, всё верно — допы подождут, а планшеты выгодно по числу своей игровой компании приобретать!


Вернуться наверх