«Эйфория»: настольная антиутопия — репортаж со строек светлого будущего

Эйфория

«Эйфория: Построй лучшую антиутопию» (Euphoria: Build a Better Dystopia) — 100%-ое евро – выставляешь рабочих, получаешь ресурсы. Но: в игру добавлено несколько интересных элементов, которые «оживляют» механику, делают из «евросухаря» свежий «бутерброд». Получилось самодостаточно, оригинально и вполне удачно.

Авторы Джейми Стегмайер (Jamey Stegmaie) и Алан Стоун (Alan Stone) — дуэт слаженный – в портфолио красуется «Виноделие» (Viticulture) и несколько дополнений к ней, а Джейми в одиночку создал модный «Серп». Попробуем разобраться, что есть притягательного в «Эйфории»?

Эйфория: Построй лучшую антиутопию Euphoria: Build a Better Dystopia

Коробка и компоненты

Сеттинг

Игровой мир в жанре евроигр — формальность, геймдизайнеры, как правило, уделяют ему минимальное внимание, иногда встречаются игры вообще без какой-либо вводной – вот тебе миплы, вот картинки, чё ещё надо, играй давай))). Но к «Эйфории» это не имеет никакого отношения, наоборот, мир продуман настолько изящно и органично, что создаётся ощущение — в руках держишь настоящую игронизацию вымышленного, но детально проработанного сюжета. Для евро большая редкость. Впрочем, глядя на «Серп» понимаешь, что это — особенность автора, сам жанр нетребователен к образам, а зря. Подобные игры называют «евросухарями», в том числе и из-за отсутствия оригинальных игровых миров. «Эйфория» вышла за рамки формального отношения к сеттингу и сделала это великолепно, да ещё и с юмором.

Эйфория Построй лучшую антиутопию Euphoria Build a Better Dystopia

В настоящей антиутопии лица кукловодов скрыты от посторонних глаз

Просто оставлю здесь несколько цитат из правил, объясняющих сюжетную линию:

Мир, каким мы его знали, подошел к концу, и на его месте вырос город Эйфория. Считая, что для предотвращения нового апокалипсиса необходим новый мировой порядок, элита Эйфории возвела высокие стены вокруг своего золотого города и прославляет интеллектуальную чистоту превыше всего. Нет больше личных свобод, нет знания о прошлом. Лишь будущее имеет значение.

Эйфорийцы — не единственные, кто остался. За стенами живут те, кто знает об апокалипсисе не понаслышке, и могут это доказать воспоминаниями и шрамами. Пустынники сбились вместе и среди забытых обломков прошлого образовали общество историков и фермеров. Подземные глубины таят в себе скрытый город, обиталище шахтeров, механиков и революционеров. Во тьме они соорудили сеть труб и каналов, пара и шестерёнок, скрытых проходов и потайных лестниц. А загадочные икариты парят над миром в своих дирижаблях, заманивая горожан в облака обещаниями вечного блаженства.

Четыре разных общества, и все они рассчитывают, что вы перепишете историю. Чем вы готовы пожертвовать, чтобы построить лучшую антиутопию?

Как видим, по легенде новый мир населен четырьмя народами – Эйфорийцами, Подземлянами, Пустынниками и Икаритами. Легенда тесно переплетена с механикой и особенностями игрового процесса, что заставляет поверить в неё, по крайней мере, способствует созданию приятных для воображения декораций. Атмосферу, кстати, весьма неплохо передаёт рекламный boomstarter-ый ролик 2015 года:

Как играть?

В игре используется механика worker-placement (выставление рабочих в локации с целью получения ресурсов). В ход доступно на выбор одно из двух игровых действия – выставить рабочих или снять.

И снова цитата:

Основная тема: вы — менеджер среднего звена в антиутопии и пытаетесь использовать своих работников, чтобы захватить власть. Работники — кубики, а числа на них соответствуют их знаниям. Поскольку это всe-таки антиутопия, лучший работник — это глупый и счастливый работник.

Условия победы: выложите все 10 ваших звёзд влияния на игровое поле или карты, и вы выиграли.

Механика для евро классическая, но в «Эйфории», как вы могли заметить, есть свои нюансы:

  • Во-первых, здесь нет привычных миплов (рабочих) — они заменены шестигранными кубиками (кстати, красивыми внешне и приятными в руке). Значения на кубиках важно как для получения ресурсов, так и оказывает влияние на возможные штрафы и бонусы. При этом значения всех кубиков в конкретной локации суммируется, что всякий раз влияет на результат. Например, выставив кубик в локацию, где уже их несколько, можно получить много ресурсов, но и заработать весьма неприятный штраф (о штрафах ниже).

    Эйфория Построй лучшую антиутопию Euphoria Build a Better Dystopia

    Кубы в игре прелестны во всех отношениях — красивы и тяжелы

  • Во-вторых, игра постоянно моделирует такие условия, когда своими действиями вы будете помогать соперникам. Снятие рабочих — это отдельный ход, но есть ситуации, когда можно получить с поля рабочих себе в руку вне хода. Существуют локации, где может находится только 1 кубик, если место занято, то вы должны «вытеснить» находящийся там кубик – он просто возвращается к своему владельцу. «Вытеснять» можно как своих, так и чужих рабочих. Хорошо, если это будут свои кубы, а если чужие? Вам придётся в таком случае подыграть сопернику, подкинув ему рабочего без траты действия и платы за снятие. Но бывают и исключения, когда вы сможете таким образом навредить оппоненту, превысив допустимый лимит знаний и вынудив его потерять работника (чуть ниже об этом).
  • В-третьих, многообразие ресурсов. Ресурсы разделены на три уровня.
  1. Первый – назовём их «простые ресурсы» (в игре они называются товарами) – энергия, вода, еда, блаженство. Чтобы заполучить, достаточно отправить рабочего в соответствующую локацию.
  2. Второй уровень – так и называется в игре «Ресурсы»: золото, камень, глина. Их просто так не получишь, рабочий должен не только прийти в нужную локацию, но и принести с собой некоторое количество ресурсов первого уровня.
  3. Третий уровень – «особые ресурсы»: карты артефактов, знания, мораль. Карты артефактов сложно заполучить – они помогают снять штрафы строительства и самое главное – это один из основных способов выложить звёзды влияния, то есть добиться победы. Знания и Мораль — не только ресурсы, но также выполняют роль «ограничителя». Прокачанная «мораль» даёт больше возможностей: например, позволяет держать несколько карт артефактов на руке. А минимальное значение на шкале «знаний» уменьшает риск лишится работников в ответственный момент (при возвращении «домой» в руку работники проходят проверку знаний – их суммарное число не должно превышать индивидуальный лимит). С другой стороны, и «знания» и «мораль» можно использовать как ресурс, например, оплатив ими цену за снятие рабочих, или использовав нужную способность рекрута.
  • В-четвёртых, многообразие получения ресурсов. В игре 25 локаций (!), некоторые из них позволяют выбрать при получении один из 2 возможных ресурсов, а в четырех в зависимости от суммарного значения кубиков можно получить доступ аж к трём разным вариантам. Таким образом, с учётом упомянутых выше 10 ресурсов, получаем такую вариативность, которая может сбить с толку самого матёрого гика.
  • В-пятых, система бонусов и штрафов. Это ещё не все. Игровые условия будут меняться в течение игры. На игроков оказывают влияние:
  1. Шкала морали – ограничивает количество артефактов в руке.
  2. Шкала знаний – повышает или уменьшает риск того, что вы лишитесь работника после очередной проверки (как можно подставить игрока, у которого высокий показатель знаний и много работников, читай выше).

    Эйфория

    Шкала морали и шкала знаний

  3. Рекруты. Это индивидуальные помощники игроков, которые дают им привилегии, например, особые условия получения карт артефактов. Количество рекрутов может меняться на протяжении игры.

    Эйфория: Построй лучшую антиутопию Euphoria: Build a Better Dystopia

    Карта активного рекрута даёт дополнительные возможности

  4. Трек преданности. Активные рекруты не только дают бонусы, но и периодически агитируют за вас соответствующие фракции, что повышает лояльность и предоставляет новые возможности при получении ресурсов с локаций. Можно, например, получать не один ресурс, а сразу два, но для этого нужно прокачать трек.

    Трек преданности

    Трек преданности

  5. Строительство зданий. В игре есть шесть зданий, строительством которых занимаются игроки. Стройка совместная, но носит соревновательный характер. Мотивация не только в звёздах (отстроенное здание даёт возможность выложить каждому участвующему по звезде влияния), но и в ограничениях, которые получит «тунеядец»: например, будет отдавать ресурс всякий раз, когда на кубике выпало «5». А ведь на стройплощадке места для всех не хватит, более того, игра не запрещает завершить строительство в одиночку. Ограничение можно снять, выложив три карты разных артефактов, или 2 одинаковых, но, как показывает практика, «вторичка» получается в итоге дороже, чем первичное строительство.

    Эйфория Построй лучшую антиутопию Euphoria Build a Better Dystopia

    Пока не положишь звезду на здание — налагается штраф

  • В-шестых, бонус дополнительного хода. В свой ход можно выставить кубики только одинакового значения. Соответственно, если у вас выпадают дубли при проверке знаний, то вы получаете больше действий. Дубли – это всегда выгода, которая способна привести к победе, порой даже неожиданной — это дополнительный шанс, конечно, если вы не забываете контролировать трек знаний.
  • В-седьмых, дипломатия и торговля. Игроки имеют право обмениваться ресурсами и вступать в сговор. Это эффективно работает в решении проблем с шустрыми «лидерами» и «везунчиками». Частые дубли, например, принесут не только радость, но и врагов.

Впечатления

Игра нравится, постараюсь рассказать почему.

Необычная идея и реализация

Про сеттинг уже сказано — продуман и оригинален, но самое важное, он перекликается с игровой механикой. Для примера, возьмем трек знаний: это отнюдь не стандартный «маркер угроз», это сюжетная часть – чем меньше знают работники, тем они послушнее. Как только кто-то из них становится слишком умным и начинает догадываться о том, что происходит, вы моментально устраняете его. За изящной идеей стоит система, которая красиво и эффективно ограничивает игроков от возможности за один ход занять все лучшие места на поле. Система не новая — например, в «Тцолкине: календарь Майя» большое количество выставленных за раз рабочих накладывало на игрока необходимость кормить их несоразмерным количеством еды, но именно в «Эйфории» реализация показалась более тонкой, заставляя игроков не только считать, но и рисковать.

Соперничество и взаимовыгода

Игра конкурентная, острая, но в механику вшита «общая идея». Здесь нет копания в своей песочнице, нет личного планшета – все происходящее на поле вы развиваетесь вместе, часто выгода заставляет действовать совместно. Например, договариваясь заранее о строительстве зданий. Механизм с «выталкиванием» кубиков из локаций и вовсе носит в большинстве случаев дружеский характер и способен сгладить неизбежные в такой жёсткой конкуренции конфликты. Игра и сталкивает и примиряет, негативного осадка после неё не остаётся, хотя это не что иное как соревнование, гонка.

Эйфория

Чтобы поставить белый кубик нужно «вытолкнуть» красный

Вариативность и реиграбельность

10 ресурсов, 25 локаций с различными вариантами, плюс постоянно меняющаяся система бонусов и штрафов. Выбрать и придерживаться единой стратегии сложно, вам просто не дадут этого сделать, придётся каждый раз искать новый путь. Кроме того, игра может кардинально меняться в зависимости от числа участников. В общем, «Эйфория» это не на один-два раза, это надолго и интересно.

Эйфория Построй лучшую антиутопию Euphoria Build a Better Dystopia

10 ресурсов и 25 локаций, плюс система бонусов и штрафов

Можно играть на пятерых и в шестером

Не так много евро, где можно играть больше чем вчетвером. Для поклонников жанра такие игры обладают особой ценностью.

Дизайн поля, иконографика

Сначала может показаться, что поле слишком яркое, перенасыщено компонентами, да еще и ресурсы лежат тут же, прямо на нём. Но стоит немножечко привыкнуть, как всё становится на свои места. Более того, начинаешь подмечать, что не хватает именно такой организации в остальных играх, где ресурсы лежат на игровом столе вне игрового поля. В «Эйфории» всё перед глазами, сосредоточено в строгих рамках  – это позволяет не только не отвлекаться на мелочи (например, при сборе ресурсов в свою игровую область), но и постоянно контролировать действия соперников. А подсказки в виде иконок лаконичны и понятны, если что-то подзабыли в правила заглядывать не придётся.

Эйфория Построй лучшую антиутопию Euphoria Build a Better Dystopia

Глаза разбегаются от возможностей

Порог вхождения

В игре лаконичные правила, которые не оставляют белых пятен. Но сразу предупреждаю, что это тот случай, когда читаешь за пол часа, а объясняешь за час. Не рекомендую при объяснении пытаться рассказать всё – только запутаете. Игра несложная, но много деталей, которые при первом  знакомстве не являются обязательными. Поскольку всё логично, игроки естественным образом и в нужный момент придут к необходимости изучить необходимые локации и возможности. Нет нужды сразу рассказывать про каждую локацию, достаточно на одном примере объяснить общий принцип – в первой игре все 25 точно не пригодятся.

Юмор

Игра с юмором, причём хорошим. Названия локаций без улыбки читать невозможно.

Эйфория Построй лучшую антиутопию Euphoria Build a Better Dystopia

Просто читайте названия зданий

Качество

«Эйфория» локализована компанией GaGaGames. Сделано всё на высшем уровне. Карты под лён, поле, деревянные компоненты, коробка — всё это выполнено идеально – радует глаза, приятно держать в руках. Особенно хотелось бы отметить кубы – дайсы красивые и тяжёлые, бросать их одно удовольствие.

Короткое время партии

Игра достаточно быстрая для евро, динамичная. Мы стабильно укладываемся на троих за час с учётом подготовки. При желании сыграть во что-то основательное и недолгое – «Эйфория» идеальный вариант.

Ну и немного дёгтя напоследок

Новичкам не предлагать

При низком пороге вхождения, тем не менее, игра требовательная – чтобы погрузиться, изучить во всех деталях, потребуется несколько обучающих партий, фан от которых получит скорее опытный игрок, чем новичок.

Некоторые здания предлагают слишком «низкую» цену за звёзды

Замечено, что в колоде зданий есть несколько с заниженным ценником, например, можно обменять 1 конкретный артефакт + 1 ресурс на звезду, в то время, когда в соседней постройке за звезду возьмут уже 4 ресурса и любой артефакт. Нам показалось это несправедливым.

Эйфория: Построй лучшую антиутопию Euphoria: Build a Better Dystopia

Слева дешево, справа дорого

Рекруты разные по силе

Есть крутые рекруты. а есть так себе. Игра предлагает решать эту проблему драфтом.

Количество игроков

Игра на взаимодействие, чем больше игроков, тем лучше. Минимум три, лучше больше.

Мнение

«Эйфория» — отличная настольная евроигра. Стильная, оригинальная, глубокая, с огромной вариативностью, живым и динамичным игровым процессом, замешанном на остром соперничестве, иногда, к удивлению, заставляющая игроков проявлять взаимовыручку. Рекомендую всем поклонникам жанра евро и опытным игрокам.

Плюсы:

  • Оригинальный и органичный сеттинг.
  • Живая и отлично работающая механика (кубики и их числовые значения, система штрафов и бонусов и пр.)
  • Хороший баланс.
  • Реиграбельность и вариативность (10 видов ресурсов, 25 локаций, система бонусов и штрафов).
  • Могут участвовать до 6 человек.
  • Взаимодействие игроков (в том числе, дипломатия и торговля).
  • Единое игровое поле, без личных планшетов.
  • Короткие и насыщенные партии.
  • Отличный юмор.
  • Отличное качество компонентов локализованной версии.
  • Продуманная иконографика, простота правил.

Недостатки:

  • Раскрывается только после нескольких партий
  • Рекомендуемый состав от трёх (желательно выше) человек
  • Есть претензии к свойствам отдельных рекрутов и к адекватности цен в отстроенных зданиях.
ПроблемыНегатив.Это общий показатель "заморочек" связанных с игрой: сложность правил, сложность игры, конфликтность1
Сложность правилСложность правилПростые1
Сложность игрыСложность игрыСредняя1
КонфликтностьКонфликтностьЕсть, но присутствует и взаимопомощь1
Общее впечатлениеПозитивОбщий показатель радости от игры10
ОформлениеОформлениеПревосходное10
АтмосфераАтмосфераДля евро удивидельная10
РеиграбельностьРеиграбельностьВысокая10
Общее впечатлениеВпечатлениеОбалденная!10
РейтингРейтингПозитив-негатив=рейтинг9
Время игрыВремя игры, минВместе с подготовкой60
КомпанияКомпания, чел.Обычно играем на троих2-6
Место для игрыСколько местаСредний столЦеликом

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
  • Саша Нойфельд

    Если я ничего не путаю, то Эйфория вмещает в игровую сессию до 6ти игроков единовременно 🙂

    • Верно! Исправил. Спасибо!

      • Саша Нойфельд

        Рад помочь) Обзор отличный!

  • Настольные игры — Твой Игровой

    «Обычно играем на семерых» — really? Научите? 🙂 Классная игра, классный обзор, мне захотелось переиграть

    • Спасибо. Исправил)

  • Machairod

    Как всегда, отличный обзор!


Вернуться наверх