Tzolk’in: Mayan Calendar — вращающиеся шестерёнки и мистические черепа!

Цолькин Календарь Майя Tzolkin Mayan Calendar

Цолькин: Календарь Майя (Tzolk’in: Mayan Calendar) — настольная игра необычная, кто на неё смотрит, взгляд не отводит, а кто шестеренки вращал, тот уже не забудет. Сам игровой процесс так же прекрасен, как и внешняя реализация. Ещё бы, игра создавалась в те времена, когда не нужно было пускать пыль в глаза на краундфандингах — когда внешность и содержание дополняли, а не спекулировали друг на друге. В обзоре — про особенности выдающейся настолки.

Цолькин Календарь Майя Tzolkin Mayan Calendar

Коробка игры

Работа за еду

В основе механика миплплейсмент (выставление рабочих) — чистое евро, которое работает так же исправно, как и шестеренки на поле. Шестеренки, кстати, не для красоты (хотя и это тоже) и не для WOW эффекта (конечно, и для него) — это локации, в которые выставляются рабочие, которые, в свою очередь, при вращении получают доступ к более ценным ресурсам и возможностям.  Это как накопленный опыт, или продвижение по служебной лестнице, с одной лишь оговоркой, что «при увольнении», то есть снятии рабочего, «стаж» обновляется и в следующий раз снова придется начинать сначала или платить «вступительный взнос», чтобы перескочить начальные ступени.

Цолькин Календарь Майя Tzolkin Mayan Calendar

Внутри коробки (поле нужно собрать)

В свой ход игрок выбирает два типа действия:

  • Выставить рабочих на свободные места шестеренок. Чтобы «миплы» работали, их нужно накормить перед началом смены. Для этого отдаем маис. Чем больше рабочих отправляются на трудовой пост одновременно, тем больше еды им потребуется. 5 индейцев – 10 еды, 4 – 6, 3 – 3, 2 — 1, одного можно и не кормить. За рабочие места на шестеренках плата берется отдельно – чем теплее местечко, тем дороже, но можно и бесплатно начать снизу и ждать очереди, когда шестеренка с рабочим «прокрутится» до нужного деления. Часто выгодно немного доплатить и встать чуть ближе к цели, а иногда приходится вынужденно идти на траты, когда «бюджетные» места заняты, а трудоустроиться очень надо.

    Тцолкин: календарь Майя

    Рабочие в локациях

  • Снять рабочих. Отзывать можно сколько угодно соплеменников. При снятии вы получаете доступ к выбранному действию или заслуженные ресурсы.
Цолькин Календарь Майя Tzolkin Mayan Calendar

Собранное поле с шестеренками

Всего  в игре 4 локации, каждая имеет свою специализацию.

  1. Джунгли Паленке — производят много еды и немного дерева. Игра кризисная, еды мало, и, как правило, это наиболее востребованное место работы — спрос превышает предложения.

    Цолькин Календарь Майя Tzolkin Mayan Calendar

    Паленке

  2. Горы Яшчилана – богаты ресурсами: камнем, деревом, золотом, а также это источник уникальных артефактов — черепов (о них позже). Локация ценная, особенно в момент, когда нужно прокачать технологии.

    Цолькин Календарь Майя Tzolkin Mayan Calendar

    Яшчилан

  3. Тикаль – здесь производим апгрейд технологий и проходим духовные практики. Для этого надо прийти не с пустыми руками, заранее позаботиться о камнях, дереве и золоте. При удачном раскладе – строим здания или продвигаемся в культах и технологиях.

    Цолькин Календарь Майя Tzolkin Mayan Calendar

    Тикаль

  4. Ушмаль – это центр торговли, где можно выменять ресурсы, еду, нанять нового работника и получить доступ к любым локациям.

    Цолькин Календарь Майя Tzolkin Mayan Calendar

    Ушмаль

  5. Чичен-Ица – задабриваем местных богов, приносим в жертву черепа (полученные заранее) и продвигаемся по пирамидам вверх.

    Цолькин Календарь Майя Tzolkin Mayan Calendar

    Чичен-Ица

Игра длится 26 раундов, или 1 календарный год согласно вычислениям Майя, ход времени отмечается движением центральной шестеренки. Периодически происходят кормежки рабочих и подведение предварительных итогов – отличившиеся получают грамоты (продвигаются по шкале ПО) и поощрительные призы (ресурсы), провинившиеся (не сумел накормить рабочих) — штрафы (минус ПО). В конце года подводится общий итог.

Впечатления

Сложно освоить, интересно играть

Игра непростая в освоении и раскрывается не сразу. Правила полны нюансов, изучаются с небольшим вскипанием мозга, поле пестрит важной иконографикой и отвлекающим декоративным орнаментом.

Цолькин Календарь Майя Tzolkin Mayan Calendar

Правила

Хоть и доступно всего 2 пути – снять или поставить рабочих, но так, чтобы после этих манипуляций все заработало в нужном направлении и с приятным результатом сразу, как-то не получается – либо рабочего не туда поставишь, либо, туда, но не вовремя. В общем, осознанность происходящего наступает не сразу – 2-3 первых партии вводные и сложные, что, несомненно, может неокрепших неофитов отпугнуть. Поэтому тем, кто только познакомился с настолками, я бы «Цолькина» рекомендовать не стал – лучше потренироваться на чем-нибудь попроще, а потом уже насладиться десертом – игра крепкая, не пропадет из поля видимости по мере погружения в хобби.

Цолькин Календарь майя Tzolkin The Mayan Calendar

Информации на поле много

Кризисность

Играя в «Цолькин: Календарь Майя» (Tzolk’in: Mayan Calendar) ходишь по тонкому лезвию – с одной стороны успех, с другой провал. Чтобы чувствовать хоть какую-то уверенность, мало всё просчитать, нужна ещё доля везения. Да, да, в такой математичной игре, нужно, тем не менее, уметь рисковать. Допустим, вы всё просчитали – здесь через 2 дня собираем ресурс и одновременно строим здание, с помощью здания получаем продвижение по шкале технологий, которое нам дает бонус при снятии рабочего в этот же день, а этот бонус нам нужен для… И вот вы так сидите, потираете ладошки от того, что всё гладко спланировали, и тут ваши оппоненты ставят рабочих таким образом, что занимают всю локацию – всё, свободных мест нет! Главное, что им-то там особо ничего не надо, просто решили не терять ход, а у вас крушение всех планов и стратегия в руинах.

Цолькин Календарь Майя Tzolkin Mayan Calendar

Можно назвать Цолькин семейной игрой — до поры до времени

Ещё эта вечная проблема с нехваткой еды, её так ничтожно мало и она всегда так быстро уходит, что всю игру полуголодные рабочие высматривают, где бы еще получить хоть немного маиса. Что-то здесь есть похожее на «Агриколу», когда приближающаяся «кормежка» вызывает легкий холодок по спине.

Нечаянная конфликтность или осознанное взаимодействие?

По описанным выше причинам, игра может восприниматься как конфликтная, причем, решающее значение имеет напряжение умственное и эмоциональное, нежели действительная необходимость конфликтовать. Мало того, что собственные ошибки часто носят фатальный характер, так еще и соседи  портят все планы – и не со зла ведь они это делают, просто потому, что ваши действия пересеклись. Игра не сталкивает лбами, а скорее создает давку на ограниченном пространстве – это как пробка в час пик.

Хотя, есть в игре один очень коварный прием, который может считаться актом вопиющей агрессии. Раз в игру каждый участник имеет право прокрутить колесо на 2 деления вместо одного. Таким образом, можно подставить игроков, например, лишив их возможности завершить комбо под занавес игры. В одну из партий у меня была такая возможность, более того, это был единственный шанс выиграть, но посмотрев на напряженные лица занятые «бессмысленными» (на мой взгляд «победителя» расчетами) – отказался. Просто представил, как после такого хода мои домашние встают и молча начинают выдавливать мне глаза, при этом я вынужден буду понять их мотивацию.

Цолькин Календарь Майя Tzolkin Mayan Calendar

Каждый игрок имеет право на большую гадость раз в игру — нужно всего лишь перевернуть личный планшет

Но такая возможность, скорее исключение, в процессе игры сложно целенаправленно вредить оппонентам, тут самому бы не пропасть, не до интриг.

Tzolk'in: The Mayan Calendar (Цолькин: Календарь майя)

«Хрустальные» черепа придают особый шарм игре

В целом же, кризисность и неосознанная конфликтность придают игре особую, приятную остроту, а также создают благоприятные условия для расширения вариативности.

Комбо, баланс, глубина, вариативность

Пожалуй, основная фановая составляющая Tzolk’in: Mayan Calendar — это возможность после определенной тренировки прокачивать себя по шкалам технологий, усиливать различными зданиями и на основе всего этого выполнять последовательность действий с максимальным бонусом. Когда это срабатывает, когда удается иметь с каждого шага нужные плюшки, начинаешь получать несравнимое удовольствие от игрового процесса.

Комбинаций достаточно много, раскрываются они от партии к партии, что-то замечаешь, что-то пробуешь, от чего-то отказываешься. Например, в первые разы мы совершенно пренебрегали продвижением в храмах, выгода от них не казалась столь очевидной, затем стали потихоньку внедрять и получать вознаграждения в «дни еды», стало понятно, что развивать храмы целесообразно с самого начала и постепенно, нежели во второй половине года.

Tzolk'in: The Mayan Calendar (Цолькин: Календарь майя)

Шкалы храмов и технологий

Как правило, сильно помогают здания, а строительство удачного дворца решает исход игры. По этой причине дворцы покупаются у нас обычно в конце, так как выстроить под него стратегию — задача сложно реализуемая, проще выбрать под то, что получилось.

Цолькин Календарь Майя Tzolkin Mayan Calendar

Вверху храмы — финальный бонус, внизу — здания (единовременный бонус) и фермы (постоянный бонус)

В целом, баланс показался взвешенным, без перекоса. Всегда можно найти альтернативу при выборе действий, локации дополняют друг друга, найдется вариант, куда можно перенаправить усилия с минимальными потерями в случае, если планируемый участок на поле занят. Единственная локация, которая показалась не столь разнообразной – это Чичен-Ица – карусель для терпеливых, задача просчитать и усидеть до конца, чтобы сорвать куш пожирнее.

Тцолкин: календарь Майя

В Чичен-Ица нужно приносить в дар богам хрустальные черепа и продвигаться по ступеням храма за это

Вариативность достигается незначительно за счет стартовой раскладки и значительно за счет всегда непредсказуемого взаимодействия игроков.

Арт и дизайн

Дизайн впечатляет, притягивает внимание, а момент с вращением  шестеренок в начале каждого раунда воспринимается как шоу – выглядит завораживающе. Но, самое главное, это оправдано с точки зрения игрового процесса, одновременно меняется расположение всех рабочих на поле. Первые партии это воспринималось с огромным восторгом (что и удержало внимание на 2-3 обучающие по сути партии), сейчас с почтением и внутренним трепетом. Кто в евросухари полуабстрактные играет, тот такие вещи умеет ценить.

Мнение:

Цолькин: Календарь Майя (Tzolk’in: Mayan Calendar) — отличная настольная игра на механике миплплейсмент, необычная, завораживающая по реализации, с достаточно глубоким и сложным игровым процессом. Честная и крепкая настолка со жестким, бескомпромиссным характером. Для ценителей жанра евро обязательно присутствие её в коллекции, начинающим – в вишлист.

Плюсы:

  • Необычный дизайн, шикарное оформление
  • Евро, миплплейсмент
  • Кризисность
  • Тесное взаимодействие
  • Неплохая для евро вариативность
  • Отличная по качеству локализация (издатель GaGaGames)
  • Нестареющая классика

Минусы:

  • Сложность освоения (первые 2-3 партии обучающие)
  • Много нюансов

Оценка: 10/10

Сложность правилСложность правилМного информации, много нюансов. Буклет правил иллюстрирован и с примерами.
Сложность игрыСложность игрыПервые 2-3 партии обучающие, после раскрывается настоящая игра.
КонфликтностьКонфликтностьИгра основана на тесном взаимодействии, но специально соперничать возможности и необходимости нет.
ОформлениеОформлениеНеобычное! Супер!!! Вращающиеся шестеренки завораживают. Качество всего - отличнейшее.
АтмосфераАтмосфераЧто-то есть.
РеиграбельностьРеиграбельностьВыше среднего.
Общее впечатлениеВпечатлениеШедевр во всем!!!
Время игрыВремя игры, минНа троих 90 минут.
КомпанияКомпания, чел.2-4. Играем втроём.
Место для игрыСколько местаНужен средний стол.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Вернуться наверх